Технологическая карта урока по русскому языку "Глаголы неопределенной формы" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку

Невзорова Ангелина Сергеевна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

 

Цель урока: формирование у обучающихся представление о глаголах в неопределенной форме

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1 Познакомить обучающихся с понятием «неопределенная форма глагола»;

2 Сформировать умение определять по вопросам неопределенную форму глагола;

Предметные:

1 Научатся устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

2Распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени);

Развивающие:

1 Развивать умение обобщать изучаемый материал по теме неопределенная форма глагола;

2 Развивать коммуникативные навыки с помощью парной работы

Личностные:

1 Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2 Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова.

Воспитательные:

1Воспитывать осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2 Воспитывать становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 21.04.2023

Школа: №153

Класс: 3

Урок: 1

Время: 8:30-9:10   Кабинет: 311

Студент: Невзорова Ангелина

Группа: 43

Учитель: Флейта Светлана Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Глаголы в неопределенной форме»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование у обучающихся представление о глаголах в неопределенной форме

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1 Познакомить обучающихся с понятием «неопределенная форма глагола»;

2 Сформировать умение определять по вопросам неопределенную форму глагола;

Предметные:

1 Научатся устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

2Распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени);

Развивающие:

1 Развивать умение обобщать изучаемый материал по теме неопределенная форма глагола;

2 Развивать коммуникативные навыки с помощью парной работы

Личностные:

1 Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2 Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова.

Воспитательные:

1Воспитывать осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2 Воспитывать становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны

УМК: «Школа России» Русский язык. 3 класс, часть 2- Канакина В.П., Горецкий В.Г.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

М:беседа

П:эмоциональный настрой

Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Сергеевна, и сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего дня своему товарищу, тихонечко садитесь.

- Прочитайте высказывание:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»

Н.А.Бердяев

- Скажите, как вы понимаете данное высказывание? Согласны ли вы с данным высказыванием? Почему?

- Верно, наш язык очень красив и с помощью его можем красиво и точно поведать свою мысль.

- Откройте тетради, напишите сегодняшнее число, классная работа.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

- С помощью русского слова можно красиво описать свою мысль, собеседнику будет очень интересно нас слушать, русский язык нужно уважать, ценить и не портить его иностранными словами.

Записывают число, классная работа.

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Р:выстраивать последовательность выбранных действий

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М:упражнение

П:чистописание

Повторяет материал предыдущего урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой теме, но прежде чем изучить новый материал, вспомните, что мы изучали на прошлом занятии.

- Верно. Что такое глагол?

Проводит минутку чистописания.

- В тетради в строчку красиво напишите сочетания букв: ть, ти, чь. Самую красивую подчеркните карандашом.

- Скажите, можем ли мы встретить данные сочетания букв в глаголах? Приведите примеры.

- Попробуйте определить форму глагола в слове спать: лицо, число, время.

- Верно, мы не можем определить форму глагола. Обратите внимание на выделенные слова и скажите, как называется такая форма глагола.

Не можем определить форму глагола.

Вспоминают прошедший материал. Участвуют в беседе.

- На прошлом уроке мы изучали глагол.

- Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

Учащиеся выполняют задание учителя, участвуют в беседе.

- Да, можем, например, спать, лечь, спасти.

- Мы не можем определить форму глагола.

- Неопределенная форма глагола.

П:группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Р:планировать действия по решению орфографической задачи

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М:беседа

П:ответы на вопросы

Подводит к формулировке темы и целей урока.

- Правильно, следовательно, какая у нас тема урока?

-Какие цели мы поставим? Что мы должны нового узнать? С каким правилом познакомиться? С помощью чего закрепить наши знания?

Формулируют тему и цели.

- тема урока: «Неопределенная форма глагола»

- Узнаем что такое неопределенная форма глагола, Познакомимся с правилом, закрепим наши знания с помощью упражнений.

П:высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М:языковой анализ

П:словообразовательный

Ф

М:работа с книгой

П:выделение глагола в н.ф.

Знакомит с правилом.

- Обратите внимание на слайд, скажите, почему от слова спать идут стрелки?

             Спать

   Пр.в.              Н.в.

  Спал              Сплю

  Спали            Спят

- Если слово спать является началом новых форм, то как называется данная форма глагола? На какие вопросы отвечает глагол спать?

- Сделать вывод и своими словами скажите, что такое неопределенная форма глагола.

- Откройте учебник страницу 106 и прочитайте правило. Расскажите правило соседу по парте. Расскажите правило. Приведите свои примеры глаголов начальной формы.

Один учащийся рассказывает правило.

- Прочитайте текст упражнения 182. Какая мысль выражена в предложении?

- Правильно. Спишите предложение.

- Подчеркните глаголы в неопределенной форме, поставив к ним вопрос.

 Знакомятся с правилом.

- От слова спать образовались новые формы. Так как это слово является началом новых форм, значит это начальная форма, которая отвечает на вопрос Что делать?

- Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола, о которой образуются новые формы и отвечает на вопрос Что делать?

- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? , стоят в неопределенной форме. Неопределенная форма – это начальная форма глагола. Глаголы оканчиваются на –ть, -ти, чь.

Выполняют задание из учебника.

- Чтобы быть умным человеком, мы должны уметь кратко и четко ставить вопрос, внимательно слушать собеседника, спокойно и четко говорить.

Хочешь быть умным, научись разумно (что делать?) спрашивать, внимательно (что делать?)  слушать, спокойно (что делать?) отвечать и (что делать?) переставать  говорить, когда нечего (что делать?) сказать.

П:высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

П:высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М:языковой анализ

П:морфемный анализ

Закрепляет правило с помощью задания из учебника.

 - Откройте учебник стр. 107 упражнение 184. Скажите, что нужно сделать.

Запишите первое слово сказка. Какая орфограмма? Какие слова образовались? Запишите, выделите приставки.

- Следующее слово читать. Какая орфограмма? Какие слова можно образовать? Запишите, выделите приставки.

- 1 вариант продолжает выполнять упражнение со слов ехать, просить, звонить; 2 вариант со слов ходить, хвалить, работать. У вас 5 минут. Двое выполняют задание у доски.

- Время вышло. Сравните свои записи с доской. У кого не так?

Выполняют задание из учебника.

- От данных слов образовать однокоренные глаголы в неопределенной форме при помощи приставок.

- Безударная гласная в корне (скАзывать). Образовались рассказывать, пересказывать.

Один учащийся выполняет у доски.

- Безударная гласная в корне (начИтанный). Прочитать, перечитать.

Двое выполняют задание у доски.

- 1 вариант

Ехать – переехать, проехать;

Просить (прОсьба) – попросить, распросить;

Звонить (звОн) – позвонить, перезвонить.

2 вариант.

Ходить (хОд) – проходить, переходить;

Хвалить (хвАлит) – похвалить, перехвалить;

Работать (словарное слово) – поработать, проработать.

П:высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Учебник

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М:языковой анализ

П:синтез синтаксических конструкций

Задает самостоятельную работу.

- На ваших партах лежат карточки с заданием. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы и впишите  в карточку на место пропусков.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу)_____ в постели. Надо сразу (встаю)________ и (сделаю)________ зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю)_______ небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю)___________ дыхание, надо (дышу)_________ спокойно.  Зарядку  нужно (делаю)________ при открытой форточке.

- Обменяйтесь карточками, сравните ответы со слайда. Над верным ответом напишите +, над неверным -. У кого есть ошибки?

Выполняют самостоятельную работу.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя лежать в постели. Надо сразу вставать и сделать зарядку. Между упражнениями необходимо делать небольшие паузы для отдыха. Нельзя задерживать дыхание, надо дышать спокойно.  Зарядку  нужно делать при открытой форточке.

П:высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р: — устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;

Раздаточный материал в виде карточек

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф,П

М:языковой анализ

П:семантический анализ

Закрепляет материал, задает задание в учебнике.

- Откройте учебник стр. 107 упр. 183. Выразительно прочитайте стихотворение.

- Объясните, как вы понимаете данное стихотворение.

- Верно, а как вы понимаете слово Отчизна? Какими словами можно объяснить данное слово?

- правильно. Найдите глаголы в неопределенной форме, поставив вопрос.

- Прочитайте соседу по парте выразительно данное стихотворение. Запишите его по памяти, либо спишите с учебника. Подчеркните глаголы в неопределенной форме.

- Объясните, чем отличаются слова учить и учиться? Молодцы.

Задает домашнее задание.

- Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. Учебник стр. 107, упр 185. Спишите стихотворение. Подчеркните глагол в неопределенной форме. В строчку под стихотворением поставьте в начальную форму другие глаголы.

Выполняют работу в учебнике, участвуют в обсуждении.

- Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить.

- Благодаря книгам, люди могут работать, учиться, любить родину.

- Отчизна – Отечество, Родина.

- что делать? Жить. Что делать? Работать. Что делать? Учиться. Что делать? Дорожить.

- Учить – значит учить что-то, а учиться – значит учиться самому, заниматься самообразованием.

П:высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р: при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М:беседа

П:ответы на вопросы

Подводит итоги урока.

- С какой формой глагола мы познакомились на уроке?

- Почему она называется неопределенной?

- На какие вопросы отвечает?

- На что оканчивается?

- Дополните фразы:

Я узнал….

Мне понравилось….

Мне было трудно….

Участвуют в беседе.

- Сегодня мы познакомились с неопределенной формой глагола. Она так называется, так как мы не можем определить время, число и лицо глагола. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Оканчивается на -ть, -ти, -чь.

П:высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по русскому языку в 3 классе

Предмет: русский язык.Тема: " Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"....

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные".  УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные".  УМК "Перспективная начальная школа"...

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Правописание элементов букв Ж,Э,Х,Ф".

Пример технологической карты урока  Учитель ___________________________________________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкТема: Правописание...

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Слова с непроизносимыми согласными".

Пример технологической карты урока Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________________________________ Класс: ________________ Дата: ____...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Приставки и предлоги".

технологическая карта урока составлена по УМК "Перспектива" для 3 класса с использованием активных форм обучения (сингапурских методик)...