Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Пишу красиво"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Голованова Ольга Геннадьевна

Программа «Пишу красиво» разработана в соответствии с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования.  В соответствии с планом внеурочной деятельности  занятия проводятся  в 1 классе 2 час в неделю,  всего 66 часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishu_krasivo_1_klass.docx287.25 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\титул внеурочка\пишу красиво.jpg

Пояснительная записка.

Программа «Пишу красиво» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности занятия проводятся в 1 классе 2 час в неделю, всего 66 часов.

Программа ориентирована на развитие навыков письма и выработку каллиграфического почерка. В процессе изучения курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о каллиграфии, познакомиться с её историей и областями применения.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма, так как у детей 6-7 лет слабо развиты мышцы кисти, не закончено окостенение фаланг пальцев и костей запястья, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низкая выносливость к статическим нагрузкам. Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру и включает в себя зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейших механизмов координации и регуляции движений.

Теоретическую основу обучения составляет принцип одновариантного начертания букв. Суть метода заключается в следующем: через поэлементное овладение письмом к безотрывному и ускоренному воспроизведению букв и их комплексов. Овладение навыком письма осуществляется через приемы копирования и тактирования. При написании букв определенной конфигурации, высоты, ширины и наклона даются ориентиры для зрительной координации и сопоставления правильности выполнения каждого элемента.

В программу курса включены упражнения для развития зрительно-моторных координаций, упражнения для развития свободных движений руки, упражнения для предупреждения сходства букв, упражнения для работы над формой сопоставляемых букв, упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Особое внимание отведено работе над соединением букв, так как при ускоренном письме нарушается правильность начертания графических элементов букв.

Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников (развитию мелкой моторики и координации движения, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания), которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности.

Особенности программы:

Данная программа построена в трёх направлениях:

  • Развитие ручной умелости (мелкой моторики) - развиваются в процессе выполнения поделок с помощью инструментов (аппликация, проволочные фигурки, мозаика и т.д.).
  • Развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку) - общие направления на листе бумаги (слева - направо, сверху - вниз, вперёд - назад) формируются путём выполнения упражнений, представленных в данной программе.
  • Развитие графического умения - формируется через штриховку, рисование, графические упражнения.

Цели курса:

  • Развивать тонкую моторику, т.е. координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки.
  • Отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки.
  • Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а не поворачиванием листа.
  • Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
  • Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
  • Формировать внимание и контроль за собственными действиями.
  • Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
  • Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие тонкой моторики.

Задачи курса:

  • Знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приемами работы с ними.
  • Учить проявлять творческий подход к работе.
  • Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
  • Учить индивидуальной работе.
  • Развивать глазомер.
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину.

Принципы курса:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 классов.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • формирование уважительного отношения к русскому языку;
  • формирование интереса к языковой и речевой деятельности;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Предметные результаты:

  • формирование гигиенических навыков письма;
  • формирование умения писать графически правильно и четко;
  • формирование скорописи;
  • формирование правильного соединения букв;
  • знать происхождение русских слов

Календарно тематическое планирование курса «Пишу красиво» 1 класс.

Тема и основное содержание занятия

Кол-во

1-2

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики.

2

3-4

Определение развития точности движения.

2

5-6

Исследование координации движения руки и глаза.

2

7-8

Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый театр».

2

9-10

Обведение рисунков по контуру.

2

11-12

Вертикальная штриховка.

2

13-14

Горизонтальная штриховка, знакомство с разлиновкой тетради.

2

15-16

Лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру,

2

17-18

Уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры.

2

19-20

Все виды штриховок и обводок. Закрепление навыка.

2

21-22

Знакомство с элементом. Наклонная палочка.

2

23-24

Складывание «Волшебные фигурки».

2

25-26

Повторение по образцу узора, фигур.

2

27-28

Аппликация «Зимняя сказка»

2

29-30

Работа по клеточкам.

2

31-32

Знакомство с элементами. Наклонные линии с закруглениями внизу и вверху.

2

33-34

Знакомство с элементом. Наклонная палочка с петелькой.

2

35-36

Знакомство с элементами. Овал и полуовал.

2

37-38

Лепка элементов и складывание букв.

2

39-40

Сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э.

2

41-42

Сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ.

2

43-44

Сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т.

2

45-46

Сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я.

2

47-48

Сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё.

2

49-50

Сравнительные характеристики элементов букв Д, Ю, Ф, В, Б.

2

51-52

Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж.

2

53-54

Сравнительные характеристики элементов букв У, Ч.

2

55-56

Сравнительные характеристики элементов букв Н, К.

2

57-58

Сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ.

2

59-60

Рисование с использованием элементов букв.

2

61-62

Весёлая азбука.

2

63-64

Выявление уровня подготовленности руки к письму

2

65-66

Итоговое занятие.

2

Литература

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.

Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 2013г.

Васина В.В. Праздник числа. М., 2007 г.

Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2014 г.

Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2011 г.

Учимся рисовать. Ярославль Академия холдинг. 2010 г.

Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2002 г.

Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005 г.

Учимся писать. РОСМЭН – Пресс 2009 г.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Вся школьная программа. Письмо. РОСМЭН – Пресс 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

Рабочая программа внеурочной деятельности ПИШУ КРАСИВО

   Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.    Уровень раз...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно"

Внеурочная деятельность. Программа кружка для 1-2 классов....