Конспект урока по русскому языку 3 класс "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шелехова Татьяна Николаевна

Разработка урока "Имя существительное" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имя существительное »

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умения определять в речи имена существительные.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    Дидактическая цель:

  • создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой  учебной информации  средствами ИКТ.

   Задачи урока:

  • Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;
  • Развивать умение сравнивать и делать выводы.
  • формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
  • работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
  • воспитывать интерес к предмету.

    Основной дидактический метод:

  • частично – поисковый

    Дидактические средства:

  • учитель – презентация;
  • учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой, таблица

    Оборудование:

  • «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - 3 класс
  • компьютер +проектор

Ход урока:

I. Оргмомент.

Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у вас имеется?

Запишите число, классная работа.

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

      (Работа в парах.)

- Запишите слова под диктовку.

     Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.

- По какому признаку можно разделить эти слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)

- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)

- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)

IV. Cамоопределение к деятельности

- Прочитайте слова.

     Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.

- Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)

- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)

- Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.

(Слайд 2, 3)

- Сформулируйте тему урока. (Слайд 4.) (Имя существительное)

- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.

V. Работа по теме.

На доске слова:  М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, уч..ник.

- Прочитайте слова.

На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)

-Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.

Работа со словом из словаря

Какой конь землю пашет,

                                        А сена не ест?

(Трактор)

- Запишите слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Запомните написания этого слова.

Работа по учебнику.

С.55 упр.93

ФИЗМИНУТКА (Игра на внимание: «Хлопок - молчок») выполняем стоя.

Девочки хлопают( по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.

Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь, доктор, стучит, гром, гвоздь, муха, платок, красный.

Мы знаем, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)

- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.

Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:

Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ

Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ

Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ

Молоток, топор, пила - … ИНСТРУМЕНТЫ

Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА

Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА

Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ

Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Яблоко, груша, слива -…ФРУКТЫ

Волга, Днепр, Сейм-…РЕКИ

Курск, Москва, Белгород-…ГОРОДА

- Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.)

-На доске слова. Прочитайте.

Стол, книга, тетради, ручка, карандаши, пенал, краски.

-Чем они отличаются? (Единственное и множественное число).

-Приведите свои примеры. Запишите в два столбика.

- ФИЗМИНУТКА. 

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 55).

      (Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)

- Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.

(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)

Работа по карточке

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).

- Прочитайте предложения самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)

- Что нужно сделать, для того, чтобы предложения стали понятными? (вставить пропущенные слова).

- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.

- Слова, какой части речи вы вставляли? (Существительные).

- Подчеркните главные члены.

- Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Первое - лисицы)

ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным.

VIII. Рефлексия

- Выпишите имена существительные.

     Нежный, листок, солнечный, дружить, помнить, умелый, яблоко, небо, красивый, звездный, Марина, кошка, молчать, холодный, простор, Москва.

- Какие слова выписали? Почему?

- Какие слова оказались лишними?

- Что обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? Приведите примеры.

- Какие имена существительные называются собственными?

- Какие имена существительные называются одушевленными? неодушевленными? Приведите примеры.

IX. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими новым словарным словом вы познакомились?

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание. (Слайд 10.)

Упр. 96 (с. 56).

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Роль существительных в речи и предложении.

Карточки:  Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).

- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)

- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)

- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.

- Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)

- Запишите первое предложение с комментированием.

- Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)

- Третье предложение пишут по памяти

- Четвёртое предложение распространяют именами прилагательными. (Например: Стучит по стволу толстого дерева пёстрый дятел)

- Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)

- Дополните этот текст ещё одним подходящим по смыслу предложением. (выслушивание варианты ответов)

- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.

1. Весной животные любят греться на солнце.

2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы.

3. Только не спит в своей берлоге медведь.

(Дети доказываю, что именно третье предложение подходит)

- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).

 - Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы)

ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).

- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).

V. Итог. Рефлексия

Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения.

VI. Домашнее задание.

VII. Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Имя существительное.

Урок с использованием групповых форм обучения....

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное" 4 класс

Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное"....

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"( 2 класс)

  Разработанный урок русского языка предназначен в помощь учителям, работающим по программе «Школа России».   На этом уроке дети не заучивают готовые правила, а учатся наблюдать,...

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"

Наблюдение над ролью существительного в тексте....

Конспект урока по русскому языку. Имя существительное

Цели урока: познакомить с именами существительными, учить находить существительные в тексте, классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные, развивать любознательность, мышление, ре...