Методические материалы к проекту "Тайны букв древнерусского алфавита"
проект по русскому языку (4 класс)
Представлены методические материалы по работе над проектом "Тайны букв древнеруского алфавита":
- Методический паспорт проекта
- Технологическая карта пректа
- Список использованной литературы
- Календарный план
- Памятка по работе над проектом
Данный материал может использоваться как образец оформления любого учебного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.37 КБ |
![]() | 81.5 КБ |
![]() | 16.31 КБ |
![]() | 17.1 КБ |
![]() | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
«Тайны букв древнерусского алфавита»
Адресация
1 Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов
Тема проекта тесно связана с изучением истории и традиций русского языка.
2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие
Образовательные:
- вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс изучения истории появления русских букв;
- сформировать у обучающихся представления о том, какие изменения претерпевали буквы русского алфавита и какие современные слова связаны с исконным названием русских букв.
- Сопроводить обучающихся в поиске глубинного значения слов русской речи и оценке величия славянской культуры, через изучение древнерусской азбуки.
- Формировать умение подбирать текстовую информацию, выделять из большего количества информации главное и представлять свой проект.
Воспитательные:
- воспитать любовь и уважение к родному языку;
- формировать чувство патриотизма и гражданственности молодого поколения;
- развивать внимательность, фантазию, воображение, умение синтезировать полученные знания.
Развивающие:
Развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы, пользоваться толковым, фразеологическим и др. словарями, собирать материал с помощью дополнительной литературы и Интернета, презентовать проект, оценивать результаты работы.
3. Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося)
- приобщение к полезной деятельности;
- развитие творческих способностей;
- развитие уважительного отношения к родному языку;
- формирование навыков по исследовательской деятельности;
- развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать полученные в процессе деятельности результаты.
4. Возраст учащихся: 4 класс.
5. Время работы над проектом: октябрь - январь.
6. Режим работы: 16 учебных часов.
7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: проектор, электронная презентация по теме «История древнерусского языка», учебные фильмы, материалы из районной библиотеки.
8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): школьный библиотекарь, преподаватели русского языка, истории, литературы.
9. ЗУН и общеучебные навыки:
- владение письменной и устной речью;
- владение определенными знаниями по русскому языку, литературе, истории письменности (внеурочная деятельность);
- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
- умение выделять главную мысль в тексте, вести поиск нужной информации.
10. Мотивация к познанию, работе:
Личный интерес обучающихся к теме проекта, любознательность, самореализация.
Предполагаемые «приращения»:
11. Новое содержание и новый взгляд на тему.
Изучение и сравнение древнерусской азбуки и современного алфавита.
12. Новые методические (практические) приемы:
Работа с древними текстами, написание букв древнерусской азбуки остроконечной кистью, изучение различных источников (словари, энциклопедии, художественные произведения и т.д.) о происхождении русских букв и слов;
13. Знания, на получение которых нацелен результат проекта:
Знания истории и традиций русского языка.
14. Развитие навыков:
1) Самостоятельной, творческой работы:
- самостоятельной работы с информацией, инструментами, технологиями;
- самостоятельного принятия решений;
2) Коммуникативности в ролевом взаимодействии, сборе и обмене информацией;
3) Мыслительной деятельности при проектировании и планировании, анализе, синтезе, структурировании, работе с источниками информации, выборе способов презентации результатов работы;
4) Презентационных навыков;
5) Самоанализа и рефлексии.
15. Расширение кругозора.
В процессе изучения русской азбуки, обучающиеся осознают наследие русского народа, чувствуют языковую и речевую гармонию, что позволяет не только расширить знания по русскому языку, но и формировать нравственные и гражданские идеалы, через осознание его ценности.
Работа над проектом позволила обучающимся самостоятельно приобрести знания, пользуясь литературой и интернет - источниками по теме, научиться отбирать необходимый материал из многообразия представленной информации, оформлять презентацию по заданным критериям и публично представлять результаты своей работы.
Статус учебного проекта
— Автор-разработчик
Большакова Вероника Петровна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии №513 Невского района Санкт-Петербурга.
— Опыт использования (апробация)
Проект предназначен для групповой работы с обучающимися в процессе внеурочной деятельности.
— Степень распространения:
Данный проект был представлен к защите на ЕЖЕГОДНОЙ ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «НЕВСКАЯ ПРОЕКТОРИЯ» в 2020 году.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«ТАЙНЫ БУКВ ДРЕВНЕРУССКОГО АЛФАВИТА»
№ п/п | Этапы проектной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование компьютера |
1. | Организационный момент. Мотивация к проектной деятельности | Создает эмоциональный настрой, условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в проектную деятельность | Настраиваются на работу; Обращаются к собственному опыту изучения русского языка; Выражают личное отношение к русскому языку. | Просмотр учебного фильма «Древняя русская азбука» на YouTube канале. https://yandex.ru/video/preview/16813513608979338782 |
2. | Актуализация знаний с опорой на собранный детьми материал | Помогает актуализировать и систематизировать знания обучающихся по теме будущего проекта; Выявляет готовность учеников к восприятию нового материала. | Отвечают на вопросы учителя; Следят за логикой развития диалога; Формулируют общие задачи проекта. | Просмотр подобранных детьми изображений букв древнерусской азбуки с помощью программы «Google Photo» |
3. | Выход на тему, постановка цели, задач, погружение в проблему. | Проводит параллель с ранее изученным материалом;
Подводит к выявлению проблемы проекта; Организует работу по уточнению и конкретизации темы проекта; Подводит обучающихся к формулированию темы, цели и задач проекта. | Предполагают, а потом определяют тему проекта; Выявляют проблему проекта; Формулируют цели и задачи проекта. | Работа с презентацией учителя, созданной в программе Power Point |
4. | Организация проектной деятельности | Помогает спланировать деятельность по решению задач проекта; Организует групповую работу, помогает распределить обязанности в группах; Знакомит с возможными формами представления результатов проекта. | Осуществляют: планирование работы; разбивку на группы и распределение ролей в группе; выбирают формы и способы представления результатов проекта. | Работа с презентацией учителя, созданной в программе Power Point |
5. | Осуществление проектной деятельности | Организует работу по углублению знаний истории древнерусского алфавита; Обеспечивает эмоциональное восприятие полученных знаний; Выступает в роли в роли консультанта –фасилитатора. | Самостоятельно и в команде выполняют предложенные задания; Изучают особенности букв древнерусского алфавита, сравнивают с современной азбукой, работают с забытыми пословицам и поговорками, анализируют и структурируют полученную информацию; Подготавливают презентацию результатов. | Просмотр обучающего фильма на YouTube канале. «Вязь славянская. Приёмы простого декорирования буквы древнеславянского алфавита». https://yandex.ru/video/preview/6175057737162835519 Работа с электронным словарем русских поговорок: https://rus-proverbs-dict.slovaronline.com Создание и оформление слайдов презентации в программе Power Point |
6. | Презентация, самоанализ и самооценка результатов. | Принимает итоговый отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты; Подводит итоги проектной деятельности; Оценивает: глубину проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; умение аргументировать свои выводы; Отмечает: активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; характер общения и взаимопомощи, среди участников проекта; эстетику оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов; Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах проектной деятельности. | Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач проекта; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; Осуществляют рефлексию деятельности и результатов, взаимооценку деятельности и ее результативности. | Демонстрация электронной презентации в программе Power Point, созданной детьми. |
Предварительный просмотр:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Большой словарь русских поговорок [Электронный ресурс] / Под. Ред. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. - Электрон. дан. — М.: Олма Медиа Групп, 2007. - Режим доступа: https://rus-proverbs-dict.slovaronline.com. – Загл. с экрана.
- Буквица. Пособие по древнерусскому языку. – М.: Концептуал, 2017. – 160 с.
- Клименкова Т.М. Образование на Руси. – М.: ООО «Традиция», 2017. – 400с., ил.
- Лесной С. Велесова книга. - Донское слово, 1995
- Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. Аз буки ведаю. – М., 2004. – 144 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. – 17-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. – 797 с.
- Рыжкова Л.В. Букварь для взрослых и детей. История русской азбуки. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2016. – 176с.
- Церковнославянские прописи и уроки орнамента. В 5 ч. Часть 1. – Екатеринбург: ООО «Типография ситипринт», 2019. – 72 с.
- Чудинов В.А. Загадки славянской письменности. – М.: Традиция, 2012
- Этимологический словарь русского языка. Сост. Г.А. Крылов. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2011.- 432с.
- Этимологический словарь русского языка. Федорова Т.Л., Щеглова О.А. – М.: Лад-Ком, 2010. – 608с.
Предварительный просмотр:
Календарный план проекта «Тайны букв древнерусского алфавита» | ||||
№ п/п | Структурный компонент проекта | Срок выполнения работы | Ответственные за исполнение лица *Примечание | |
Подготовительная работа | 01.10.2019-15.10.2019 | |||
I. Погружение в проект | ||||
1. | Представление проблемной ситуации:
| |||
18.10.2019 | ||||
2. | Мозговая атака | 18.10.2019 | ||
3. | Обсуждение | 18.10.2019 | ||
4. | Выдвижение гипотез | 18.10.2019 | ||
5. | Определение типа проекта | 18.10.2019 | ||
II. Организация деятельности | ||||
Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей | 25.10.2019 | |||
Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов | 25.10.2019 | |||
III. Осуществление деятельности | ||||
1. | Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием | 28.10.2019-23.12.2019 | ||
2. | Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке) | 23.12.2019 | ||
3. | Оформление результатов проектной деятельности | 20.01.2020 -28.02.2020 | ||
IV. Презентация | ||||
1. | Защита проекта, оппонирование, дискуссия | 13.03.2020 | ||
2. | Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов | 13.03.2020 | ||
3. | Самооценка, внешняя оценка | 16.03.2020 |
* Примечание заполняется если это необходимо.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/17/picture-10197.jpg)
Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"
Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2018/10/14/picture-12057-1539532137.jpg)
Алфавит. ( в стихах) и Прописи букв русского алфавита.
Алфавит – наш лучший друг, Знают все на свете. Букв есть множество вокруг, Учат их все дети. Книжки чтобы прочитать, Азбуку должны все знать....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/04/picture-29939.jpg)
Письменные буквы русского алфавита
Анимированный плакат для объяснения написания письменных букв русского алфавита...
ЗАГАДКИ ПРО БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА
ПОДБОРКА ЗАГАДОК К ПРАЗДНИКУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/17/picture-267496-1371497420.jpg)
Правила чтения букв английского алфавита
Для тех, кто не знает, как помочь ребенку понять какие звуки дает та или иная буква английского алфавита....
Разработка урока по математике в 1 классе по теме "Обозначение углов при помощи букв латинского алфавита"
Тема: Обозначение углов при помощи букв латинского алфавита.Цель: способствовать развитию умения обозначать углы буквами латинского алфавита.Планируемые результаты:Предметные: умеют обозначать геометр...