Технологическая карта урока"Местоимение" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Саука Жанна Анатольевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_2_klass.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Саука Жанна Анатольевна

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык 2 класс

Тема урока

Место урока по теме

Что такое местоимение?

Первый урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового материала

Фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в паре)

Цель урока

Задачи урока

Познакомить обучающихся с новой частью речи, местоимением, его значением и употреблением в речи

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- обучающиеся понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи

1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различают местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, регулятивная, информационная, коммуникативная

проблемно-диалогические технологии, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, ИКТ - технологии

мультимедийное оборудование, карточки с заданиями,  листочки (семена) разных цветов для рефлексии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование

УУД

I этап: организа-ционный

Цель:

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

 

-Ребята, Здравствуйте!  

Прикоснитесь ладошками и подарите друг другу чувство уверенности, что у нас  с вами всё получится. У нас всё получится! Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения.

У м  Мои выпускники, шестиклассники, передали вам кон   конверт. А что в конверте мы узнаем, отгадав загадку

Утром рано я проснусь,

 Посмотрю — и засмеюсь,

 Ведь в моё оконце

 Ярко светит…  (солнце)

-Какое  сейчас время года?   Какие приметы весны вы знаете?

Солнце вам передаём

И привет горячи шлём.

А ещё даём совет,

Стараться надо с детских лет.

Чтобы всё на свете знать

Надо исследователем стать

Всем успехов пожелаем

Всё получится, мы знаем!

Так Пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не   не только обогреет вас своим теплом, но  придаст сил и уверенности в знаниях.

 - Ребята! Как вы понимаете  слово исследователи?

-Исследователь заносит свои записи  в свои журналы

Результаты своих исследований мы будем заносить в исследовательскую карту (лежит на парте у каждого)

Результаты своей работы мы будем заносить в оценочный лист (лежит на парте у каждого).

Оценку будем ставить цветными карандашами:

Зелёный – правильно, точно

Жёлтый – 1 ошибка неточность

Красный - есть ошибки

Готовы,  быть исследователями? Начинаем!

Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму.

 Для этой работы нужно подготовить пальчики:

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Я тетрадь свою открою, 
И наклонно положу. 
Я, друзья, от вас не скрою, 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь. 

.

Прикасаются ладошками друг к другу и  улыбаются.

Хором: солнце

Достают солнышко из конверта и читают на нём написанное стихотворение

Исследователь - это человек, который умеет наблюдать, анализировать, делать выводы, чтобы узнать новое.

 

Проговаривают хором:

Здравствуй, пальчик – дедушка,

 Здравствуй, пальчик – бабушка,

Здравствуй, пальчик – папа,

Здравствуй, пальчик – мама,

Здравствуй, пальчик – Я.

Здравствуй, вся моя семья

Личностные УУД

- мотивация учения

II этап: словарная работа

Цель: развивать умение правильно писать словарные слова, определять в них ударение, орфограмму.

Картинный диктант. На интерактивной доске картинки птиц (слайд 1). Записать словами.

Сорока, воробей, ворона, снегирь.

- Проверьте по образцу,  те ли вы слова записали и правильно ли вы записали. (слайд 2)

Оцените свою работу в оценочном листе:

(словарная работа)

(на доске)

Дети выполняют задание и проверяют по образцу.

Закрашивают в оценочном листе  квадратик нужным цветом.

Регулятивные УУД: оценивание своей работы.

 III этап: постановка цели и задач урока

Цель: Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

– Давайте  понаблюдаем за этими словами.

-Как, одним словом можно сказать  

-Что общего?  

-Какое слово лишнее?

Почему?

 Какой части речи эти слова, которые мы записали?

Какие  части речи  ещё вы знаете?

– Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и выполните задание.

-  Соотнесите часть речи и признак.

Карточка  ( указывают на предметы,  но не  называет их) остаётся.

 -Почему возникли затруднения?

Значит, есть какая-то новая, неизвестная пока  нам часть речи. 
 - Какую цель поставим перед собой?

– Верно, мы познакомимся с новой частью речи.

-Попробуем это исследовать!

Составим план  исследования.

                   

Это птицы

Это словарные слова

Синица

Ответы детей

Имена существительные,

имена прилагательные, глагол.

У доски по одному выходят и соотносят часть речи и признак.

Не знаем, к какой части речи относится этот признак

Познакомится с новой частью речи

 Да

Познавательные УУД.

Строить логическую цепь размышлений.

Познавательные УУД

 Постановка обучающимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно.

 IV этап: актуализа-

ция знаний

Цель: организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»

Физминутка

- Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи. Прочитайте текст:

На ветку дерева села ворона.

Ворона громко закаркала.  

(слайд 3)

-Замените во  втором предложение слово  ворона другим словом.

-Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложении новое слово?

 На доску прикрепляются карточки:

МЕСТО

     

ИМЕНИ

Местоимение

-Давайте выясним, почему эта часть речи получила такое название? (слайд 4)

Вдумайтесь в произношение этого слова. (Место – имени)

– Итак, первое открытие.

-Что напишем в нашу исследовательскую карту?

- Когда говорю о себе – я

- Как сказать про всех нас вместе – мы

- Как обращаемся к тому, с    кем разговариваем – ты

Как обратиться ко всем ребятам -   вы

- Говорим о том, кого нет, о той -  он она но

Сказать одним словом о тех, про кого говорили  -   они

(слайд 5)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они 

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения

Все местоимения

-А местоимение это слово?

-Какой вывод напрашивается?

 (местоимение  - это часть речи)

Что напишем в нашу исследовательскую карту?

Исследуем дальше.

–Прочитайте предложения.

Он расцвел весной. Он нежный и хрупкий.

(слайд 6)

– O чем говорится в предложениях?

Понятно?

– Мы можем только предположить, что речь идет o цветке.

А  каком цветке идет речь, мы не можем сказать.

– Какой вывод можно сделать?

-Запишем в информационную карту.

Песня «Я, ты, он, она…..»

По исследовательской карте рассказать о местоимении.

Оцените свою работу в оценочном листе: (составление определения)

Кому  было составить определение

 легко  - зелёным,

 сложно – жёлтым.

Мы с вами проделали большую исследовательскую работу. Сверим наш вывод с  выводом нашего учебника авторами учебника.

 Прочитайте правило на стр.101

-Совпадают ли  наши мнения,  с мнением учёных.

Она

(место имени существительного)

Дети соединяют карточки

Записывают в исследовательскую  карточку

1.Местоимение 

2.употребляется вместо имени существительного

Местоимение  -это часть речи 

Называют разные весенние цветы.

Местоимения указывают на какой-то предмет, но не называют его

Не называют предмет, а указывают на него

Выполняют движения под музыку

Рассказывают о местоимении.

Закрашивают нужным цветом.

Учебно-познавательные УУД: высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

Познавательные УУД.

Классифицировать объекты по определенному признаку.

V  этап: первичное усвоение новых знаний

Цель: развивать умения применять полученные знания на практике.

Прочитайте текст: (слайд 7)

На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.

Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои

пёрышки и тоже зачирикала. Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.

Как исправить текст, чтобы избежать повторов?

Отредактируйте данный текст, заменив существительное «воробей» и «воробьиха» местоимениями. Каждый работает на своем листочке, но можно совещаться в паре.

- Предлагаю обсудить проделанную работу.

- Какие слова заменили?

- На кого в тексте указывают выделенные слова?

- В чем возникло затруднение?

Как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны?

– Может, мы бы без них могли обойтись?

Вывод: Местоимения позволяют избежать речевых ошибок, нежелательных повторов слов, помогают сделать нашу речь более краткой, лаконичной и выразительной. Местоимения разнообразят нашу речь, создают речевое удобство, экономят время.  

Оцените свою работу в оценочном листе: (редактирование текста)

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

 Заменить другими словами, местоимениями.

Воробей, воробьиха, птицы.

Нет

Закрашивают нужным цветом.

Коммуникативные УУД.

формирование умения вступать в диалог.

Работать в статических и мигрирующих группах.

Регулятивные УУД.

постановка обучающимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что не известно.

Регулятивные УУД

- оценивание своей работы и работы других.

VII этап: работа с учебником

Закрепление изученного.

Работа по учебнику страница 101

по упр.173 (устно)

– Какие местоимения встретились в тексте упражнения?

– Каких местоимений нет?

– Для чего использовал автор местоимения?

Дети читают текст упражнения и называют местоимения.

Учебно-познавательная, коммуникативная

VIII этап: первичное закрепление

Цель: развивать умения применять полученные знания на практике.

Самостоятельная работа

Выполнение теста.

1.Часть речи, указывающая на предмет, но не называя его, - это

а) имя существительное б) имя прилагательное в) местоимение г) глагол

2.Из ряда слов найти и подчеркнуть местоимения:

как без он у я от ты мы до вы про они

3.Соедините существительные с соответствующими местоимениями

ветер     они

солнце    она

погода    он

цветы    они

Проверка по эталону. (слайд 8)

Оцените свою работу в оценочном листе: (самостоятельная работа)

  -Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы закрепим наши знания.

Дети выполняют задание.

Самопроверка обучающимися своих решений.

Закрашивают нужным цветом.

Регулятивные УУД

оценивание своей работы и ее результата.

IX этап:

итог урока

-Давайте подведём итог урока.

Исследование завершилось

Достигли ли поставленной цели?

Что нового узнали?

Какие трудности?

Дети отвечают на вопросы.

Местоимение – это часть речи, которая употребляется вместо существительного,  указывают на предметы,

 но не  называет их.

Регулятивные УУД

- оценивание своей работы и работы других.

X этап: рефлексия  

Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке.

-А теперь оценим нашу работу, посмотрите оценочные листы

Если у вас все зелёные – поставьте 5

Если у вас  2 жёлтых,

 а остальные зелёные – поставьте 4

Если у вас  получился другой результат – не огорчайтесь! Ведь с малой удачи начинается большой успех!

-Определите, какого цвета у вас больше.

 С наступлением весны пробуждается природа, из земли пробиваются ростки. А мы давайте  посеем вот на этой грядке семена наших знаний. У меня лежат семена разных цветов. Выберите  то семечко по цвету, которого у вас больше в оценочном листе и посадите на грядку.

Спасибо за урок!

 

Просматривают оценочные листы

Подходят, выбирают росток и приклеивают.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...

Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)

Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...

Урок обучения грамоте (технологическая карта урока) 1 класс УМК Школа России

Технологическая карта с применением Электронного приложения Обучение грамоте к Азбуке В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.Виноградской,М.. Бойкиной УМК Школа России...

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Класс: 3 Тема урока: «Конструирование. Макет парка»

Тип урока: «Открытия» новых знанийЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о парке, его разновидностяхЗадачи урокаДидактические: 1 Формирование умения работать по плану; 2 Изуч...