Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жирякова Надежда Вячеславовна

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учитель: Жирякова Надежда

Тема урока: Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах

Класс: 4

Цель  урока: создание условий для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах

Задачи  урока:

Дидактические: создать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; совершенствовать умения ставить имена прилагательные из скобок в форму нужного падежа, определять падеж имен прилагательных во множественном числе, выделять их окончания.

Развивающие: развивать умение распознавать падеж имени прилагательного множественного числа в именительном и винительном падежах; повторять изученные орфограммы; развивать познавательный интерес учащихся, внимание, орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать аккуратность; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Формы контроля: контроль, самоконтроль

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

(П-познават.,Р - регулятивные, К коммуникатив.)

Личностные

Познакомятся с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; научатся ставить имена прилагательные из скобок в форму нужного падежа, указывать падеж имен прилагательных во множественном числе, выделять их окончания.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

регулятивные: использовать при выполнении задания справочники, правила; давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение; осознанно
готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Проект учебного  занятия:

Этап урока

Содержание деятельности учителя и обучающихся

Методы, приемы работы

Дидактические средства, оборудование

1.

Мотивационный этап

– Здравствуйте ребята.

Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Книжка, ручка и тетрадь, все должно уже лежать.

Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

Минутка чистописания.

– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и отрывок стихотворения.

– Какой звук повторяется в них?

– Дайте характеристику звуку [ш].

– Запишите соединения с буквой «ш».

– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «ш».

СЛАЙД 1. 

Шило в мешке не утаишь.

Шут гороховый.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

                                С. Есенин 

Словарная работа.

 Орфографическая зоркость:

https://learningapps.org/view6744248

– Сегодня на уроке мы научимся правильно писать окончания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах

Словесный

Наглядный

Практический

Беседа

Презентация

Карточки

2.

Учебное действие.

Выполняют задания в группах.

1-я группа – подчеркнуть прилагательные ж. р.2-я группа – подчеркнуть прилагательные м. р.3-я группа – подчеркнуть прилагательные ср. р.4-я группа – подчеркнуть прилагательные
мн. ч.

ФИЗМИНУТКА

Карточка.

Сладкий, сахарная, сдобные, кислое, синяя, пышные, горький, красивая, резиновый, бисквитный, смешное, свежее, глупый, восхитительный, прекрасное, вкусная, пресный, противный, ягодный, мягкие, деревянный, большое, клетчатый, воздушные, черствый, праздничные, соленый, шоколадная, чернильный, зеркальные, круглые, полосатый, высокая, лиственный, пшеничный, кудрявый, кривая, пыльный, чудесное.

– Рассмотрите схемы. Сделайте вывод: в каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания -ых, -их? СЛАЙД 2

Делают вывод: имена прилагательные во множественном числе имеют окончания -ых, -их в родительном, предложном падежах, а также в винительном падеже, если сочетаются с одушевленными именами существительными

– Прочитайте отрывок стихотворения Н. Рыленкова. О чем эти стихи?

– Спишите. Укажите имена прилагательные в родительном падеже. Почему они имеют разные окончания?

Списывают стихотворение. Подчеркивают имена прилагательные в родительном падеже.

Все богатства русского (м. р., ед. ч.) пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжных (мн. ч.) зим серебряная пряжа,

Кружева зеленые весны.

Выполняют морфологический разбор слова.

Русского (пейзажа) – прил., какого?, нач. ф.
русский, ед.ч., м. р., Р. п., определение.

Словесный

Наглядный

Практический

Беседа

Презентация

Карточки

3.

Самостоятельная работа.

– Прочитайте. В чем сходство имен прилагательных и имен существительных в данных словосочетаниях?

– Спишите каждое словосочетание, а рядом с ним запишите это же словосочетание в предложном падеже

Выполняют разбор слова по составу.

 

Списывают словосочетания. СЛАЙД 3

Сочных (Р. п.) яблок – о сочных (П. п.) яблоках, зимних (Р. п.) ботинок – о зимних (П. п.) ботинках, свободных мест – о свободных (П. п.) местах, чистых (Р. п.) кастрюль – о чистых (П. п.) кастрюлях, теплых (Р. п.) пальто – о теплых

(П. п.) пальто, красных (Р. п.) помидоров – о красных (П. п.) помидорах, резиновых (Р. п.) сапог –

о резиновых (П. п.) сапогах, летних (Р. п.) каникул – о летних (П. п.) каникулах, красивых (Р. п.) туфель – о красивых (П. п.) туфлях, модных

(Р. п.) костюмов – о модных (П. п.) костюмах

Практический

Наглядный

Словесный

Презентация

4.

Подведение итогов. Рефлексия.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как изменяются прилагательные во множественном числе?

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа?

– Как определить падеж прилагательного во множественном числе?

– Назовите безударные окончания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

– Как можно проверить окончание имени прилагательного?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя СЛАЙД 4

Словесный

Беседа

Презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ф. И. Жирякова Надежда

Учитель: Лещенко Г.В.

Методист: Гусева Т.В.

Тема урока: Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. 

Класс: 4

Цель  урока: формирование умений в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи  урока:

Дидактические: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки.

Развивающие: развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; повторять изученные орфограммы; развивать познавательный интерес учащихся, внимание, орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать аккуратность.

Формы контроля: контроль, самоконтроль

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

(П-познават.,Р - регулятивные, К коммуникатив.)

Личностные

уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.

Р-принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

К-формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.

П-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.      

Проект учебного  занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя и обучающихся

Методы, приемы работы

Дидактические средства, оборудование

1. Мотивационный этап

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

1. Минута чистописания

Кастрюля

Тарелка

Стакан

Графин

Напишите слова в столбик, поставьте ударение, сколько слогов, сколько букв, сколько звуков.

Составьте к каждому слову по одному словосочетанию.

2. Повторение. СЛАЙД 1

https://sun9-75.userapi.com/impg/c850608/v850608045/147971/cvnPpA7QQSw.jpg?size=604x453&quality=96&sign=03a6580621981aa2c3b0467b222001e2&type=album

3. Прочитайте предложения. СЛАЙД 2

Шалтай-Болтай ел большой ложкой.

Шалтай-Болтай ел большую ложку.

- Чем отличаются эти предложения? (Падежом имен прилагательных и существительных и смыслом.)

- Сделайте вывод: для чего нужно уметь правильно писать падежные окончания имен существительных и имен прилагательных?

- Сформулируйте цель урока. (Поупражняться в правописании падежных окончаний имен существительных и прилагательных.)

Словесный

Наглядный

Практический

Беседа

Презентация

Карточки

2. Учебное действие.

СЛАЙД 3. Прочитай. Озаглавь текст. Спиши. Определи падеж прилагательных. (Пользуйся памяткой.)
В зимнем тумане встает холодное тусклое солнце. Спит белый от снега лес.
Я выхожу на лесную поляну. Как тихо! Жители леса попрятались от лютого холода. Вдруг словно ветерок прошумел над тихим лесом. Это весёлая стайка клестов пронеслась над лесной поляной. Им не страшны морозы!

Откройте учебник на странице 36, упр.76

Что вам нужно сделать?

Словесный

Наглядный

Практический

Беседа

Карточки

3. Самостоятельная работа.

ФИЗМИНУТКА

- Спишите, употребив имена прилагательные, данные в скобках, в нужной форме. Укажите падеж имен прилагательных. (На карточках.)

Море смеялось под (легкий) порывом (знойный) ветра. Оно улыбалось (голубое) небу. С (веселый) плеском носились волны. Они сбрасывали на песок (белая) пену. Она таяла на (горячий) песке. Чайки лениво качались на волнах.

Проверка по эталону. СЛАЙД 4

Море смеялось. Под(каким? тв.п., ед.ч., м. р.)лёгким порывом (.какого? р.п., ед.ч., м.р.) знойного  ветра оно улыбалось голубому ( какому ?  д.п., ед.ч.,  ср.р.)  небу. На море с (каким?) тв.п.,ед.ч., м.р. ( весёлым какм ?  тв.п., ед.ч., м.р.)  плеском носились волны и набегали одна за другой на (какой? вин.п., ед.ч., м.р.) песчаный берег.Волны сбрасывали на песок (какую? вин.п., ед.ч., ж. р.) белую пену.Она быстро таяла на (каком? п.п.,ед.ч.,  м.р. ) горячем песке. Чайки лениво качались на волнах

Орфографическая зоркость:

(повторение орфограмм в сложных литературных текстах)

Вставьте в текст пропущенные буквы. Карточки на столах, работа в парах. 2 ученика за компьютером.

Практический

Наглядный

Карточки

Презентация

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- За что вы можете похвалить себя?

- Что у вас пока не очень хорошо получается?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы этой цели?

- Оцените свою работу на уроке.

Рефлексия. СЛАЙД 5

Домашнее задание: С. 37, упр. 79.

Словесный

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России", русский язык 4 класс. Тема:"Окончания имен прилагательных множественного числа в творительном и дательном падежах".

Подробный конспект урока по ФГОС "Школа России" для 4 класса по русскому языку. Тема урока: "Окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах"....

Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ " Школа России 4 класс

Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном пад...

Тренажер "Окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже"

На каждом слайде представлен правильный и ошибочный вариант написания слова. При выборе верного варианта включается звук "колокольчики", при ошибке - слово исчезает...

Технологическая карта урока + презентация "Окончания имен прилагательных множественного числа в Д.п. и Т.п"

Каленчук, М. Л., Русский Язык. Учебник для образоват. учреждений. учебник 3 класс 3 часть УМК «ПНШ», презентация, раздаточный материал (карточки)....

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ...