Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жирякова Надежда Вячеславовна

Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учитель: Жирякова Надежда

Тема урока: упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода

Класс: 4

Цель  урока: ознакомление с правописанием имен прилагательных мужского и среднего рода

Задачи  урока:

Дидактические: учить употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число и падеж;

Развивающие: уметь определять непостоянные признаки (род, число, падеж) имени прилагательного; совершенствовать навыки правильного написания родовых окончаний имён прилагательных; умение производить фонетический разбор; развивать у обучающихся орфографическую зоркость, связную речь, творческое воображение и логическое мышление; стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; обогатить словарный запас обучающихся;

Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, бережного к ней отношения, прививать интерес к русскому языку, культуру поведения на уроке, аккуратность при записи учебного материала в тетрадь, чёткость и точность выполнения заданий.

Формы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль, контроль

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

(П-познават., Р - регулятивные, К коммуникатив.)

Личностные

Научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода; склонять имена прилагательные, выделять их окончания; восстанавливать предложения, подбирая подходящие по смыслу имена прилагательные; указывать род, число и падеж имен прилагательных;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута;

осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы.

Проект учебного  занятия:

Этап урока

Содержание деятельности учителя и обучающихся

Методы, приемы работы

Дидактические средства, оборудование

1.

Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята!

-Чтобы наша работа была продуктивной, повернитесь  к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке.

- Молодцы, а теперь все повернитесь  и посмотрите на меня, проверьте, чтобы сидели правильно, руки лежат перед собой. Я вам желаю больших успехов на уроке!

СЛАЙД 1. Минутка чистописания

Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущих записей, запишите число, классная работа.

во, за, на, под, через, в

Словарная работа. Меняются тетрадями. 2 ребенка у доски.

Запишите слова под диктовку. 

Килограмм, газета, путешествие, портрет, костер, вчера, сегодня, адрес, овца, инженер.

«5» - 0-1 ошибок

«4» - 2-3 ошибки

«3» - 4-5 ошибок

СЛАЙД 2. – Прочитайте тему урока.

КАРТОЧКИ 

– Наша цель рассыпалась, давайте составим нашу цель. (упражняться в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода)

Словесный

Практический

Наглядный

Беседа

Презентация

Карточки

2.

Учебное действие.

Давайте откроем учебник на странице 26, упр. 54

-Прочитайте, что нам нужно сделать? (по очереди читают пословицы, вставляя в пропущенные имена прилагательные в нужной падежной форме. Самостоятельно списывают в тетрадь.)

-Теперь нам нужно выполнить синтаксический разбор предложения. (1 ребенок у доски)

И маленький пенек опрокидывает большой воз. Даже самое большое дерево выросло из маленького семени. Маленькое дело лучше большого безделья. Маленьким крючком большую рыбу не поймаешь.

Выполняют синтаксический разбор предложения.

И маленький пенек опрокидывает большой воз. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

ФИЗМИНУТКА.

СТР 26, УПР 55. Прочитайте. Объясните написание пропущенных падежных окончаний.

– Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имен прилагательных мужского
рода

По крутой тропинке горной (Д. п.)

Шел домой барашек черный (И. п.).

И на мостике горбатом (П. п.)

Повстречался с белым (Т. п.) братом.

-Какие падежи вы подписали над именами прилагательных мужского рода?

-Сейчас один из вас выполнит разбор слова по составу у доски.

- А …. выполнит звуко-буквенный разбор слова «шёл» в доски.

Транскрипция слова: [шол]

ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий
ё — [о] — гласный, ударный
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)

В слове 3 буквы и 3 звука.

Цветовая схема: шёл

Словесный

Практический

Наглядный

Учебник

Беседа

3.

Самостоятельная работа.

– Очень важно уметь быстро и верно определять падеж имен существительных и имен прилага-тельных, чтобы правильно писать их окончания
в диктанте, в изложении. Вашему вниманию предлагается упражнение «График». За 1 минуту определите падеж имен прилагательных и постройте
график.

1. Синее небо.                  

5. Под могучим дубом.

2. Дальнего леса.                  

6. На свежем сене.

3. К ближнему озеру.        

7. В зимнем воздухе.

4. На высокий дуб.                  

8. Поздним вечером.

СЛАЙД 3. Проверка

Подготовка к ВПР.

Поставить ударение, карточки.

Алфавит, брала, занята, километр, взяла, документ, издавна, поняла, досуг, изредка, ворота, жаворонок, квартал, сантиметр, принял, красивее, цемент, позвонят, взяли, магазин, портфель, поняли, инструмент, столяр, ожил, звонишь, средства, повторим, шофёр, приняли, щавель, положит, звоним, задаст, звонит, начать, углубить, статуя, нефтепровод, газопровод, жалюзи, избаловать, попила, ходатайствовать, договор, трубопровод, хвоя, крапива, процент, туфля, торты, ненависть, ремень, бухгалтеры, кулинария, каталог, документ, премировать, сливовый, оптовый, краны, банты, перезвонит, шарфы, кухонный, звала, доверху, взяла.

Практический

Наглядный

Карточки

Презентация

Беседа

4.

Подведение итогов. Рефлексия.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ли мы этой цели?

Чему мы сегодня научились?

Какой падеж мы сегодня изучили?

СЛАЙД 4. «Мясорубка, корзина, чемодан»

Домашнее задание: 

Орфографическая зоркость:

Сейчас я вам раздам карточки, на них QR-код, вам дома, нужно будет его отсканировать и выполнить задание.

https://forms.gle/h4WNwcd2G9N3o9sDA

Словесный

Наглядный

Беседа

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже.

             Тема:  Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже....

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».  Тема«Правописание безударных падежных окончаний...

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже

Формирование умений распознавать Т. и П. падежи, правильно писать безударные окончания; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, речь учащихся; воспитывать интерес к языку. ...

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Конспект и презентация  к уроку русского языка в  4 класс, УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной. Урок разработан в соответствии с ФГОС....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода".

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"....

Урок русского языка в 4 классе "Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода."

Данный урок проводится после изучения темы «Правописание имен прилагательных мужского и среднего рода». Дети знают об общем грамматическом значении слов, построенных по модели названия при...