Памятка морфемный разбор
методическая разработка по русскому языку

Анисимова Мария Сергеевна

Для уроков русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_morfemnyy_razbor.doc881 КБ

Предварительный просмотр:

Морфемный разбор2 – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.

        

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0463/0004e662-b9f0dfa6/img11.jpg

1. Определить часть речи.

2. Определить окончание. 

Окончание – изменяемая часть слова. Определяем окончание, изменив форму слова, обозначаем графически.    

https://cloud.prezentacii.org/19/06/151102/images/screen4.jpg

3. Выделить основу слова. 

Основа слова – часть слова без окончания.

ЗАПОМНИ! В основу слова НЕ входят:

  1. Окончания
  2. Суффиксы инфинитива -ть (-ти), -чь (у глаголов)
  3. Суффикс глагола прошедшего времени -л-
  4. Суффикс глагола в форме повелительного наклонения -и-
  5. Суффиксы прилагательных и наречий в простой сравнительной степени -ее(-ей), -ше(-е)

http://900igr.net/up/datai/90217/0015-026-.jpg

4. Выделить корень (корни) слова.

Корень – это  главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных (родственных слов). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные (родственные) слова.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0b22/00003231-6bab3cc9/img6.jpg

5. Выделить приставку (приставки).

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

https://1.bp.blogspot.com/-voRLXSN-7cE/XrEhecDeTaI/AAAAAAAAAkg/ONUN4IpN1jEdWel1bCMwfCmGJTl-jgO4wCLcBGAsYHQ/s1600/%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25B0.jpg

6. Выделить суффикс (суффиксы).

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

http://900igr.net/up/datas/111077/013.jpg

7*. Выделить постфикс, если он есть.

Постфикс – это значимая часть слова, которая стоит после окончания или суффиксов в глагольных формах и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова.

Самый распространенный -ся, -сь, служащий для образования глаголов: учишься, улыбаемся, спрягается, опушилась, поднялось.

Кроме того есть постфиксы -то, -либо, -нибудь: как-то, где-либо, когда-нибудь.

http://900igr.net/up/datai/234012/0003-004-.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связа...

Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связа...

Памятка "Морфемный разбор слов"

Материал поможет ребёнку правильно выполнить разбор слов по составу....

Алгоритм морфемного разбора

Данный алгоритм поможет в отработке навыка разбора слова по составу.Умение работать с информацией- важный момент в формировании УУД младших школьников.Учу использовать алгоритмы с первого класса....

Памятка для морфемного разбора слов

Приступая к морфемному разбору слов, учащиеся должны выяснить лексическое значение слова и его грамматические признаки....

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....

Разбор слова по составу или морфемный разбор.

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изуче...