Урок русского языка «Попробуем сочинять загадкии»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шафорост Надежда Викторовна

Цель урока:

  • учить приёмам конструирования загадок со опорой на иллюстрацию;
  • узнать основные особенности загадок;
  • способствовать развитию речи, мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, заинтересовать детей, выработать положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приёмами художественной речи.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;
  • формировать умение конструировать загадки;

развивающие:

  • развивать образное мышление, речь;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;

воспитательные:

  • развивать коммуникативные качества (навыки работы в парах, в группе);
  • воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_poprobuem_sochinyat_zagadki.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Урок русского языка

 

«Попробуем сочинять загадки»

Подготовила учитель

начальных классов

Шафорост Надежда Викторовна

Южноуральск

2023


Тема: Попробуем сочинять загадки

Цель урока:

  • учить приёмам конструирования загадок со опорой на иллюстрацию;
  • узнать основные особенности загадок;
  • способствовать развитию речи, мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, заинтересовать детей, выработать положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приёмами художественной речи.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;
  • формировать умение конструировать загадки;

развивающие:

  • развивать образное мышление, речь;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;

воспитательные:

  • развивать коммуникативные качества (навыки работы в парах, в группе);
  • воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: «открытие» нового знания

Планируемый результаты:

  • предметные: учащиеся научатся составлять загадки.
  • метапредметные: планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе
  • личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи;

Основные понятия: загадка, рифма, сравнение, опорные слова.

Оборудование: учебники, тетради, презентация к уроку (10 слайдов)


Содержание урока

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

(у) – Расставьте буквы по алфавиту:

                Ё, Е, Б, И, У, С, Н

                Б, Е, Й, И, Н, С, У

(у) – Переверните карточки и узнаете о чём наш урок.

[появляется слово ЗАГАДКИ] Слайд 1 и 2

(у) – Тема нашего урока – загадка. Это слово говорит само за себя: где загадка, там и отгадка. Значит, мы обязательно постараемся отгадать загадки, а ещё будем учиться сочинять загадки сами.

(у) – Ты любишь отгадывать загадки? А хочешь научиться их сочинять? Вернёмся к загадкам в задании 152 и подумаем, как они устроены.

Слайд 3

[работа со слайдом]

Ответы детей

1. Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка?

2. Назван ли другой предмет, на него похожий?

3. Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться о чём идёт речь?

4. Как звучат строки, что особенного в их концовках?

5. Загадки  это деловые сообщения или словесные картинки?

1. Нет.

2. Да. В 1 загадке – лента, во 2й – солнышко.

3. да. В 1 загадке – это лента для колёс

4. Строки рифмуются. В каждой строке одинаковые звуки в конце.

5. Словесные картинки. Мы представляем картинку и соотносим со словами-подсказками, ищем отгадку.

3. Работа в парах. Задание 175.

(у) – Вам предстоит ответить на вопрос «Где загадка, а где – нет?»

1)        У стола четыре ножки,

        По две с каждой стороны,

        На сапожки и калошки

        Этим ножкам не нужны.

                        С. Маршак

                2)        Эти яблочки румяные

                        Дружат с зимними полянами

                        И поют среди берёз,

                        Невзирая на мороз.

                                        В. Мусатов

Слайд 4

(у) О чём говорится в первом тексте?        (д) О столе.

(у) О чём во втором?        (д) О снегирях.

(у) В каком 1 или2 тексте автор предмет называет?        (д) В 1-м.

(у) В каком тексте вам пришлось догадаться о ком        (д) Во 2-м.

идёт речь?

Вывод: 2 текст – загадка, так как названы только признаки. 1 текст – нет, так как в нём назван предмет, то есть не выполнено первое требование жанра.

(у) – Что общего у этих текстов?

(у) – Это небольшие стихотворения. В них есть рифмы. Это авторские стихотворения.

 [Можно вспомнить и поработать со слайдом со слайдом 5] Слайд 5

(у) – Как можно изменить стихотворение С.Я. Маршака, чтобы получилась загадка?

(д) – Убрать слово «стола»:

        Например:                У него четыре ножки.

                                        или

                                У доски четыре ножки.

 [списывание загадки, выделение орфограмм]

Эти̣ я́бло̣чки̣ ру̣мя́ны̣е̣ – сне̣ги̣ри́.

4. Физминутка.

        Везде живут загадки:

Под крышей и на грядке.

На небе и в лесу,

И даже на носу.

Живут и ночью поздней,

И рано поутру,

И в зимний день морозный,

И летнюю жару.

5. Закрепление

1) Игра «Отгадай предмет» Слайд 6

(у) – Вопросы можно задавать относительно формы, цвета, размера предмета. Можно спросить съедобно или несъедобно. Где используют данный предмет.

 [можно взять для игры яблоко]

Возможные вопросы:

Это съедобное?        

Это овощ?        

Оно красного цвета?        

Оно сладкое?

и др.

(у) – Попробуем сочинить загадку про яблоко, используя его свойства.

(д) –  Это фрукт, похож на мячик.

– Бывает разного цвета

– Внутри маленькие семена.

– Из него можно сварить компот, варенье.

[Работа по учебнику. Задание 177]

(у) – Какой из предметов на картинке похож на ладошку? [лопата]

– Зачем она нужна? [копать]

– Из какого материала сделана лопата? [из железа]

– Что выкапывают осенью при помощи лопаты? [овощи, например, картошку]

– Пробуемо составить загадку. Какие слова рифмуются?

(д) – Ладошка – картошка.

[примерные тексты получившейся загадки]

                Железная ладошка

                Копает нам картошку.

[запись загадки в тетрадь, используя «окошки» при письме]

Задание 178

(у) – О втором предмете ты знаешь загадки, но попробуй сочинить свою. Можно сказать, что ножницы сделаны из двух половинок. Слайд 8.

Какие они? где гвоздик у ножниц?

[примерные тексты получившихся загадок]

Две половинки                                Вставил пальчики в колечки

И гвоздик в серединке                        Вырезал сердечки

[запись загадки в тетрадь, используя «окошки» при письме]

Обобщение. Итог урока.

6. Рефлексия. Игра «Данетка»

Слайд 9.

Отличается ли стихотворение от загадки?

В загадке предмет нужно называть?

Можно ли стихотворение превратить в загадку?

Загадки бывают только народными?

Особенности загадок в том, что в них указывают признаки, действия, но сам предмет не называют?

+ – + – +

 [проверка на слайде позже]

7. Домашнее задание.

Слайд 10.

(у) – Можете выбрать любой предмет в школе, или дома, или из задания 178 в учебнике и попробовать сочинить свою загадку.

(у) – Оформите текст своей загадки на листе бумаги в виде листочка дерева. Два листочка на нашем дереве загадок уже появилось после окончания урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )

Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....

Попробуем сочинять загадки

Конспект урока представлен в форме технологической карты, в которой отражены этапы мастерской....

"Пробуем сочинять загадки" презентация к уроку русского языка

Презентация для интерактивной доски Smart...

Технологическая карта урока русского языка в 3-м классе по теме «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Технологическая карта урока русского языка (развития речи), 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клет...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Загадка [й] и буквы й.

Презентация к уроку русского языка по программе ПНШ 1 класс "Загадка [й] и буквы й....

Технологическая карта урока русского языка "Учимся сочинять яркий текст-описание", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: создание условий для развития умения сочинения текста-описанияЗадачи урока:Дидактические:Знать, особенности текста – описания, средства сравненияУметь сочинять яркий текст-описание, ...