План-конспект урока. -ТЬСЯ И -ТСЯ В ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛАХ
план-конспект по русскому языку

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: Правописание –ться и –тся в возвратных глаголах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Правописание –ться и –тся в возвратных глаголах».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о правописании окончаний возвратных глаголов, оканчивающихся на –ться и –тся.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о правописании –ться и –тся в возвратных глаголах; формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи; умению применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения определять возвратную форму глагола; нахождению орфограммы в слове; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят  логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общим приёмом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: определяют место предполагаемой орфограммы, различают возвратную форму глагола, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.  

Организация пространства: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, Н.А. Чуракова, карточки для рефлексии, карточки для индивидуальной работы, карточки для парной работы.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

1) Приветствие.  

-У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Олеся Александровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку.

-У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал, а всё лишнее нужно убрать.

3) Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

-У: На доске вы видите фразу, продолжите её:

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….

-О: лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…

-У: Верно, человеку всегда надо умственно развиваться, для этого надо постоянно учиться, изучать новое. Это поможет человеку в жизни, в учебе, на работе. Учение лишним не бывает, оно расширяет кругозор и расширяет горизонты знаний.

2. Открытие новой темы. Целеполагание.

-У: Ребята, на доске вы видите слова. Прочитаем их. (Имя ученика), начинаем читать цепочкой.

-О: читают. (Стремиться, интересуется, удивится, трудиться, учиться, стараются)

-У: Хорошо, посмотрите внимательно, слова на доске разделились на два столбика. (Имя ученика), какие слова попали в 1 столбик?

-О: читает. (Стремиться, трудиться, учиться)

-У: (Имя ученика), прочитай слова во 2 столбике.

-О: читает. (Интересуется, удивится, стараются)

-У: Как вы думаете, почему слова поделились именно так? Может быть они чем-то отличаются друг от друга?

-О: Слова поделились так, потому что в 1 столбике написаны слова с Ь знаком, а во втором столбике слова без Ь знака.

-У: Правильно, ребята, молодцы! Скажите, а мы можем дать ответ на вопрос, почему в первом столбике слова написаны с Ь знаком, а во втором столбике без Ь знака и почему?

-О: нет, мы не можем дать ответ на вопрос, так как не знаем, почему слова в первом столбике написаны с Ь знаком, а во втором без Ь знака.

-У: Верно. Мы не знаем правило. Как вы думаете, какой же будет тема нашего урока?

-О: Правописание –ться и –тся в глаголах.

-У: Посмотрите на доску, дополните фразу: Сегодня на уроке я хочу узнать…

-О: Сегодня на уроке я хочу узнать, когда в глаголах пишется Ь знак, а когда не пишется.

-У: Сегодня на уроке я хочу научиться…

-О: Сегодня на уроке я хочу научиться правильно применять правило правописания –ться и –тся в глаголах.

3. Открытие новых умений и знаний.

-У: Ребята, перед нами встала проблема, нам нужно узнать, почему же всё-таки в некоторых глаголах на конце пишется Ь знак. Нам необходимо найти решение. Посмотрите на доску. Прочитайте первое предложение на доске.

-О: 1. Пора резвит…ся, смеят…ся. веселит…ся и радоват…ся весеннему солнцу.

-У: Назовите глаголы, которые есть в этом предложении.

-О: резвит…ся, смеят…ся. веселит…ся и радоват…ся.

-У: На какой вопрос отвечают эти глаголы?

-О: что делать?

-У: Прочитаем второе предложение.

-О: Дети резвят…ся, смеют…ся, веселят…ся и радуют…ся весеннему солнцу.

-У: Назовите глаголы, которые есть в этом предложении.

-О: резвят…ся, смеют…ся, веселят…ся и радуют…ся.

-У: На какой вопрос отвечают эти глаголы?

-О: что делают?

-У: Чем отличаются вопросы, которые мы задали к этим глаголам?

-О: эти вопросы имеют разное окончание, первый вопрос оканчивается на Ь знак, а во втором вопросе нет Ь знака на конце.

-У: Верно. А теперь посмотрите на глаголы из первого предложения и на вопрос к этим глаголам. Что у них схоже?

-О: у них на концах есть мягкий знак.

-У: Правильно, молодцы! Попробуем сформулировать правило. (Имя ученика), попробуй сформулировать правило.

-О: формулирует правило.

-У: Откроем учебник на странице 104 и проверим, были ли мы правы. (Имя ученика), прочитай правило вслух.

-О: читает правило.

-У: Как вы думаете, мы были близки к правильной формулировке правила?

-О: мы были близки.

-У: Попробуем составить алгоритм работы с орфограммой. (Имя ученика), прочитай первый пункт. (обучающиеся цепочкой открывают алгоритм и читают с доски). 

Алгоритм правописания –тся и –ться в глаголах

  1. Прочитай глагол в предложении.

  2. Задай вопрос к слову, чтобы определить орфограмму.

  3. Выдели место для орфограммы.

  4. Если вопрос к слову «Что делать?», то вписывать в слово мягкий знак не нужно.

  5. Если вопрос к слову «Что сделать?», то впиши в слово мягкий знак.

  6. Подчеркни вставленную орфограмму в слове.

  7. Проверь правильность выполненного задания, если допустил ошибку, то исправь её.

-У: Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием, используя алгоритм вставьте пропущенную орфограмму. На выполнение этого задания у вас есть пару минут. По готовности, поднимите руку.

-О: выполняют задание.

-У: (Имя ученика), выйди к доске и разбери первое слова, используя алгоритм.

-О: выходит к доске и разбирает слово с орфограммой.

Умываются: Это глагол, отвечает на вопрос Что делают?, записываю слово и выделяю место предполагаемой орфограммы, в вопросе нет Ь знака, значит в глагол Ь знак мы не пишем.

-У: Молодец, присаживайся. (Имя ученика), выходи к доске и разбери следующее слово.

Умываться: Это глагол, отвечает на вопрос Что делать?, записываю слово и выделяю место предполагаемой орфограммы, в вопросе есть Ь знак, значит на месте пропуска мы пишем ь знак.

-У: Верно, присаживайся! Проверьте, правильно ли вы выполнили задание и внесите количество баллов в оценочный лист.

-У: Ребята, выполним следующее задание. Вы работаете в парах. Ваша задача вставить в  пословицы  изученную орфограмму. Когда вы закончите, поднимите руку.

1. Кто на уроке старает…ся,

2. У того всё получает…ся.

3. Если не будешь стремит…ся,

4. Нечем будет гордит…ся!

-У: (Имя ученика), что у тебя получилось?

-О: зачитывает ответ.

-У: Все согласны с ответом одноклассника?

-О: да

-У: Хорошо, количество баллов за правильные ответы в оценочные листы.

-У: Чтобы запомнить правило, хочу прочитать вам небольшое стихотворение.

В зимний вечер звёздный, тихий

Снег что делаеТ? КружиТСЯ.

И пора уже до завтра

Всем что делаТЬ? Спать ложиТЬСЯ.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-У: Что мы узнали сегодня на уроке?

-О: Сегодня на уроке мы узнали, когда в глаголах пишется Ь знак, а когда не пишется.

-У: Чему мы учились сегодня на уроке?

-О: Сегодня на уроке мы учились правильно применять правило правописания –ться и –тся в глаголах.

-У: Ребята, выберите любую фразу на доске и продолжите её.

Сегодня было трудно…; Я понял, что…; Я смог…; Было интересно узнать, что…; Меня удивило…; Мне захотелось…

-У: Спасибо за вашу работу! Урок окончен! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу …

Слайд 2

с тремиться и нтересуется у дивится т рудиться у читься с тараются

Слайд 3

стремиться трудиться у читься интересуется удивится стараются

Слайд 4

стреми т ь ся труди т ь ся у чи т ь ся интересуе тся удиви тся стараю тся

Слайд 5

Тема урока: Правописание – ться и – тся в глаголах

Слайд 6

Сегодня на уроке я хочу узнать … Сегодня на уроке я хочу научиться …

Слайд 7

Пора резвиться, смеяться. веселится и радоват ь ся весеннему солнцу. Глаголы: резвиться, смеяться. веселится и радоваться Вопрос: что делать?

Слайд 8

Дети резвятся, смеются, веселятся и радуются весеннему солнцу. Глаголы: резвятся, смеются, веселятся и радуются Вопрос: что делают?

Слайд 9

Пора резвиться, смеяться. веселиться и радоват ь ся весеннему солнцу. Глаголы: резви ть ся, смея ть ся. весели ть ся и радова ть ся Вопрос: что делать?

Слайд 10

Алгоритм правописания – тся и – ться в глаголах 1. Прочитай глагол в предложении. 2. Задай вопрос к слову, чтобы определить орфограмму. 3. Выдели место для орфограммы. 4. Если вопрос к слову «Что делать?», то вписывать в слово мягкий знак не нужно. 5. Если вопрос к слову «Что сделать?», то впиши в слово мягкий знак. 6. Подчеркни вставленную орфограмму в слове. 7. Проверь правильность выполненного задания, если допустил ошибку, то исправь её.

Слайд 11

Задание 1: Умываю тся (что делаю т ?) Умыва ться (что дела ть ??) Бои тся (что делае т ?) Простуди ться (что сдела ть ?) Не спи ться (что делае т ся?)

Слайд 12

Задание 2: Старае тся (что делае т ?) Получае тся (что делае т ся?) Стреми ться (что дела ть ?) Горди ться (что дела ть ?)

Слайд 13

В зимний вечер звёздный, тихий Снег что делае т ? Кружи тся . И пора уже до завтра Всем что дела ть ? Спать ложи ться .

Слайд 14

Сегодня было трудно … Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось… Я понял, что… Я смог…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку "Мир моих фантазий. Неправильные глаголы в прошедшем времени" по ФГОС с использованием сингапурских структур для 4 класса по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"

План-конспект урока состоит из следующих разделов:Тема урокаМетоды обученияОборудованиеЦелиЗадачиХод урока Презентация к этому уроку...

План-конспект дистанционного урока Past Simple у неправильных глаголов

План-конспектдистанционного  урока Past Simple у неправильных глаголов 4 класс "Spotlight"...

Конспект урока русского языка «Что такое возвратные глаголы?» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о возвратных глаголах и их правописании в неопределённой форме; умения распознавать и правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме, ...

Урок русского зыка "Правописание -ТЬСЯ и ТСЯ в возвратных глаголах

Основным содержанием урока было совместное открытие нового. Область содержания определена следующим образом: после работы над пословицей и повторения знаний о глаголе обучающиеся получили первоначальн...

ПЛАН-КОНСПЕКТ дистанционного урока в 4 классе. Тема: Спряжение глаголов. Предмет: русский язык.

Цель урока: провести первоначальное ознакомление с 1 и 2 спряжением глаголов...