Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык»
рабочая программа по русскому языку
Представленная рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык» составлена с учётом актуальных тенденций и требований ФГОС НОО. Программа «Я люблю русский язык» ориентирована на младших школьников 1-го года обучения. Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей – 6-7 лет. Целевое назначение курса состоит в том, чтобы расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Северский район ст.Северская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45
станицы Северской МО Северский район имени Героя Советского Союза Гаврилова Петра Михайловича
(наименование образовательного учреждения)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________Т. Г. Тур «26» августа 2022г. | УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол № 1 от 29 августа 2022 года Председатель педагогического совета ____________________ Н. П. Коротаева подпись руководителя ОУ Ф.И.О. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _______________С. К. Чеботок «26» августа 2022г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов (протокол № 1 от «25» августа 2022 г.) Руководитель МО __________________ Шаповалова Е. А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я люблю русский язык»
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год\1 класс
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Составила: Черноморская Н. Ф.
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Я люблю русский язык»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
- проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
- осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- сравнивать различные языковые единицы; устанавливать аналогии языковых единиц;
- объединять объекты по определённому признаку;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу изучения курса учащиеся должны научиться:
- отличать звук от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим),
- знать признаки гласных и согласных звуков,
- выучить буквы русского алфавита,
- определять и подбирать родственные слова,
- находить антонимы, синонимы, омонимы,
- находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
- составлять предложение из набора форм слов;
- устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
- использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
- правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов;
- распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;
- проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце,
- делить слова на слоги;
- объединять слова в группы;
- составлять текст по вопросам учителя;
- работать со словарями,
- отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
II. Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Я люблю русский язык»
1 класс
Сказочное царство слов. (1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово».
Чудесные превращения слов. (2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Добрые слова. (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Экскурсия в прошлое. (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Новые слова в русском языке. (2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Встреча с зарубежными друзьями. (1ч.)
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Синонимы в русском языке. (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Слова-антонимы. (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Слова- омонимы. (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Крылатые слова. (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
В стране Сочинителей. (2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер-терка ).
Шарады и логогрифы. (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Откуда пришли наши имена. (1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Занимательное словообразование. КВН по русскому языку. (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
III. Тематическое планирование
с определением основных видов деятельности.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Сказочное царство слов. | 1 | Беседовать о красоте и богатстве народной речи. Участвовать в конкурсе на знание пословиц и поговорок. Познакомиться с разнообразием слов в русском языке. Строить речевое высказывание в устной форме. Использовать речь для регуляции своего действия. |
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 | Обсуждать в группах и объяснять разнообразие тематических групп слов. Составлять тематический словарь о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывать загадки. Работать с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра. |
4-5 | Чудесные превращения слов. | 2 | Познакомиться с правилами превращении слов, находить «сбежавшие» из слов буквы, участвовать в игре «Найди заблудившуюся букву», игре «Грустные превращения», разгадывать шарады, читать рассказ –загадку. |
6-7 | В гостях у слов- родственников. | 2 | Познакомиться с разными группами родственных слов. Подбирать родственные слов с заданным корнем. Закреплять знания отличительных признаках слов – родственников. Работать над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. |
8-9 | Добрые слова. | 2 | Беседовать о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работать с стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Участвовать в игре «Умеете ли вы здороваться?». Работать с текстами на данную тему. |
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | Познакомиться со словами- историзмами и архаизмами. Выбирать из текста древние слова. Объяснять устаревшие слова. Группировать (классифицировать) историзмы и архаизмы по отличительным признакам. |
10 | Новые слова в русском языке. | 1 | Познакомиться с неологизмами в русском языке. Находить неологизмы в текстах, находить данные слова в текстах. Характеризовать условия необходимые для возникновения новых слов. |
11-12 | Встреча с зарубежными друзьями. | 2 | Познакомиться с заимствованными словами. Объяснять, откуда пришли слова. Строить речевое высказывание в устной форме
|
13 | Синонимы в русском языке. | 1 | Познакомиться со словами синонимами. Объяснять значение слов-синонимов. Находить слова-синонимы в тексте.
|
14 | Слова- антонимы. | 1 | Познакомиться со словами – антонимами, со случаями употребления антонимов в русском языке. Уметь выделять антонимы в тексте. Участвовать в игре «Подбери нужные слова». Работать над подбором слов- антонимов. |
15 | Слова- омонимы. | 1 | Познакомиться с признаки омонимов, уметь находить данные слова в текстах, обсуждать правила подбора омонимов |
16 | Крылатые слова. | 1 | Беседовать о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбирать «крылатые выражения» в названиях текста. Работать с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. |
17-18 | В королевстве ошибок. | 2 | Характеризовать условия, необходимые для нахождения и исправления орфографических ошибок. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. |
19-20 | В стране Сочинителей. | 2 | Беседовать о рифмах. Работать с загадками. Сочинять собственные загадки по заданным рифмам. Участвовать в конкурсе загадок в рисунках. Сочинять сказки о дружбе, о добре и зле. |
21 | Искусство красноречия. | 1 | Познакомиться с понятием «красноречие». Читать, анализировать И пересказывать образцовые тексты. Упражняться в создании собственных речей. |
22-23 | Праздник творчества и игры. | 2 | Выполнять творческие задания, формирующие орфографическую зоркость. Участвовать в дидактических играх, направленных на развитие познавательного интереса к русскому языку. |
24-25 | Трудные слова. | 2 | Познакомиться с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнять упражнения для запоминания правописания слов. Работать над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работать с распознаванием «опасных мест» в словах. |
26-27 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | Познакомиться с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы, с понятием «анаграмма» и «метаграмма». Работать с примерами (Милан- налим, актер-терка). |
28-30 | Шарады и логогрифы. | 3 | Познакомиться с происхождением данных понятий, смыслом этих понятий. Составлять и разгадывать шарады и логогрифы |
31-32 | Откуда пришли наши имена. | 2 | Познакомиться с происхождением имен. Выполнять творческую работу «Нарисуй свое имя». Участвовать в дидактической игре «Составь имя». |
33 | Занимательное словообразование. КВН по русскому языку. | 1 | Участвовать в игре на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Образовывать новые слова, разгадывать шарады. Участвовать в командном соревнование на проверку знаний по русскому языку. |
Итого | 33ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/08/picture-484775-1694191009.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я люблю свою Родину!"
Данная программа рассчитана для 1-4 классов. Форма организации внеурочной деятельности: кружок Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственнос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-470614-1408442630.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс английский язык
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс английский язык...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-470614-1408442630.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс английский язык
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс английский язык...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-471876-1429406847.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности НОО по русскому языку "Сочинитель"
Программа "Сочинитель" составлена с соответствии с ФГОС НОО на основе методического сборника авторов Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/16/picture-735082-1455633958.jpg)
Авторская программа внеурочной деятельности "Я люблю русский язык"
«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего шко...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык»
Представленная рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык» составлена с учётом актуальных тенденций и требований ФГОС НОО. Программа «Я л...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/09/picture-1091337-1544353727.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык»...