Приемы по выработке орфографической зоркости
статья по русскому языку (1 класс)

Сороковская Людмила Анатольевна

Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.

1. Списывание.

«Списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, - как правило, с дополнительными заданиями». То есть списывание предполагает формирование орфографических навыков, одним из шагов которых является орфографическая зоркость.

Алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
  7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.

Когда ребенок пишет первые в своей жизни слова, он исходит из представления: «Что слышу, то и пишу». Отсюда ошибки типа «рика», «сат».

 Выделение орфограммы в каждом слове обязательно должно включать в себя определение ударного слога.

Необходимо помнить о различных подчеркиваниях для разных групп орфограмм.

Под безударной гласной ставить точку (зажигать огонёк зелёной пастой),

парные согласные в конце слова– подчеркивать двумя линиями, а перед другими согласными – подчеркивать одной линией,

прописную букву в начале предложения или в именах – подчеркивать волнистой линией и вертикальная черта- между предлогом и словом.

Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как списывание осуществляется «смысловыми кусками», то и запоминание происходит не механически, а осмысленно.

Проговаривание -  один из приемов в обучении орфографии. В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, неразрывно связанная с проговариванием, т.е. послоговым, в случае необходимости побуквенным, произнесением слова. При проговаривании система речедвижений в полной мере эквивалентна буквенному ряду. Точное следование алгоритму списывания активизирует орфографическую деятельность учащихся, способствует формированию у детей орфографической зоркости.

Совет от логопеда

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Прочитай предложение, орфографически проговаривая каждое слово.
  3. Прочитай предложение, по слогам, орфографически проговаривая каждое слово. Поможет правильно переносить слова по слогам.

Читать каждое предложение 3 раза.

  • Записывают с пословной орфографической самодиктовкой.

 

2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

На этом этапе учащиеся избавляются от типичных ошибок, присущих зрительно – рукодвигательному графическому навыку (пропусков букв и написаний лишних букв, неслогового переноса), будут готовы к освоению новых правил орфографии.

Внешне навык фонемного письма – это быстрое письмо с пословной орфографической самодиктовкой и написанием в такт их проговаривания.

Некоторые учащиеся не всегда исполнительные, не уверенные в своих способностях, не диктуют себе при письме или диктуют формально, вне связи с написанием слогов. Поэтому у них не формируется орфографическая зоркость.

Вот поэтому и важно научить детей данному приему – письму с проговариванием.

3. Комментирование (объяснение написания).

По степени трудности выделяются следующие виды комментирования:

а) объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;
б) комментирование написанного слова (учащиеся должны сами найти знак, написание которого надо объяснить;
в) комментирование слов по (учащиеся читают слова или предложения текста и комментируют те написания, где может быть допущена ошибка);
г) комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно – буквенный состав слова объясняют написание того или иного знака);
д) комментированный диктант.

4. Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

  1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
  2. Самостоятельное чтение хором.
  3. Объяснение орфограмм (коллективно).
  4. Считают количество предложений в тексте.
  5. Чтение по предложениям.
  6. Орфографическое чтение.
  7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
  8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
  9. Проверка написанного.

5. Орфографические минутки (в начале или в конце урока).

Прочитать текст. Найти в каждом слове «опасные места». Объяснить их написание. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. Списать. Лучше давать списывать четверостишия.

6. Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

7. Письмо буквенной дробью.

На местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук (вада; крожка; крук; питак…).

8. Звуковой анализ слов.

9. Использование словарей.

10. Использование таблиц, схем.

В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения. Но есть дети, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью, темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата. Необходимо учить, проговаривать чистоговорки. Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним.

Для формирования умений учиться существенное значение имеет развитие учебно-познавательных мотивов, включающих устойчивый интерес к решению различных учебных задач, желание ребёнка учиться, улучшать результаты своей деятельности. Необходимо развивать у школьников интерес не только к занимательным фактам и явлениям, но и к познанию их существенных свойств, а затем и закономерностей.

        Смысловое чтение

Нужно вложить в голову ребёнка лишь одну мысль:

Цель чтения – понимание прочитанного

Совет от психолога.

  1. Организация рабочего места
  2. При выполнение задания – обязательно доведение до конца.
  3. Временные рамки (песочные часы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_po_vyrabotke_orfograficheskoy_zorkosti.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Приемы по выработке орфографической зоркости

Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.

1. Списывание.

«Списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, - как правило, с дополнительными заданиями». То есть списывание предполагает формирование орфографических навыков, одним из шагов которых является орфографическая зоркость.

Алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
  7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.

Когда ребенок пишет первые в своей жизни слова, он исходит из представления: «Что слышу, то и пишу». Отсюда ошибки типа «рика», «сат».

 Выделение орфограммы в каждом слове обязательно должно включать в себя определение ударного слога.

Необходимо помнить о различных подчеркиваниях для разных групп орфограмм.

Под безударной гласной ставить точку (зажигать огонёк зелёной пастой),

парные согласные в конце слова– подчеркивать двумя линиями, а перед другими согласными – подчеркивать одной линией,

прописную букву в начале предложения или в именах – подчеркивать волнистой линией и вертикальная черта- между предлогом и словом.

Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как списывание осуществляется «смысловыми кусками», то и запоминание происходит не механически, а осмысленно.

Проговаривание -  один из приемов в обучении орфографии. В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, неразрывно связанная с проговариванием, т.е. послоговым, в случае необходимости побуквенным, произнесением слова. При проговаривании система речедвижений в полной мере эквивалентна буквенному ряду. Точное следование алгоритму списывания активизирует орфографическую деятельность учащихся, способствует формированию у детей орфографической зоркости.

Совет от логопеда

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Прочитай предложение, орфографически проговаривая каждое слово.
  3. Прочитай предложение, по слогам, орфографически проговаривая каждое слово. Поможет правильно переносить слова по слогам.

Читать каждое предложение 3 раза.

  • Записывают с пословной орфографической самодиктовкой.

2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

На этом этапе учащиеся избавляются от типичных ошибок, присущих зрительно – рукодвигательному графическому навыку (пропусков букв и написаний лишних букв, неслогового переноса), будут готовы к освоению новых правил орфографии.

Внешне навык фонемного письма – это быстрое письмо с пословной орфографической самодиктовкой и написанием в такт их проговаривания.

Некоторые учащиеся не всегда исполнительные, не уверенные в своих способностях, не диктуют себе при письме или диктуют формально, вне связи с написанием слогов. Поэтому у них не формируется орфографическая зоркость.

Вот поэтому и важно научить детей данному приему – письму с проговариванием.

3. Комментирование (объяснение написания).

По степени трудности выделяются следующие виды комментирования:

а) объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;
б) комментирование написанного слова (учащиеся должны сами найти знак, написание которого надо объяснить;
в) комментирование слов по (учащиеся читают слова или предложения текста и комментируют те написания, где может быть допущена ошибка);
г) комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно – буквенный состав слова объясняют написание того или иного знака);
д) комментированный диктант.

4. Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

  1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
  2. Самостоятельное чтение хором.
  3. Объяснение орфограмм (коллективно).
  4. Считают количество предложений в тексте.
  5. Чтение по предложениям.
  6. Орфографическое чтение.
  7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
  8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
  9. Проверка написанного.

5. Орфографические минутки (в начале или в конце урока).

Прочитать текст. Найти в каждом слове «опасные места». Объяснить их написание. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. Списать. Лучше давать списывать четверостишия.

6. Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

7. Письмо буквенной дробью.

На местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук (вада; крожка; крук; питак…).

8. Звуковой анализ слов.

9. Использование словарей.

10. Использование таблиц, схем.

В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения. Но есть дети, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью, темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата. Необходимо учить, проговаривать чистоговорки. Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним.

Для формирования умений учиться существенное значение имеет развитие учебно-познавательных мотивов, включающих устойчивый интерес к решению различных учебных задач, желание ребёнка учиться, улучшать результаты своей деятельности. Необходимо развивать у школьников интерес не только к занимательным фактам и явлениям, но и к познанию их существенных свойств, а затем и закономерностей.

        Смысловое чтение

Нужно вложить в голову ребёнка лишь одну мысль:

Цель чтения – понимание прочитанного

Совет от психолога.

  1. Организация рабочего места
  2. При выполнение задания – обязательно доведение до конца.
  3. Временные рамки (песочные часы)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".

Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...

Выработка орфографической зоркости

Обобщение опыта по выработке орфографической зоркости...

Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"

Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...

«Система работы над ошибками как средство выработки орфографической зоркости учащихся»

Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Особенно актуальной и эффективной она оказывается на уроках русского языка.  Я использую этот вид работы...

Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости

Формирование навыков грамотного письма, выработка орфографической зоркости...