Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Алтарева Светлана Геннадьевна

Обобщение опыта по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrabotka_orfograficheskoy_zorkosti.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Прудовой

Екатериновский район, Саратовская область

Тема по самообразованию:

«Выработка орфографической зоркости

 на уроках русского языка»

                                                     

                    Составила:

                                                        Алтарёва Светлана Геннадьевна

                                                          учитель начальных классов

2013 г.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

Проблема орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствия мотивации к орфографической деятельности, невнимания учащихся к слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падения интереса к чтению, недооценки возможностей периода обучения грамоте для проведения орфографической работы.

По словам Д.Н БОГОЯВЛИНСКОГО, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”.

В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные!!! Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове) и орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове).

Орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость и на этой основе идет становление умения находить орфограмму в слове на слух.

Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной учебной речевой деятельности - сочинение, изложение, диктант - уч-ся в качестве минимальной речевой единицы пользуются предложением и, следовательно, нарушают прописные нормы не в отдельных словах и сочетаниях, а в словах и сочетаниях, имеющих линейную последовательность.

Проанализировав работы детей, выявила закономерность: распределение орфографических ошибок сосредоточено в последних словах предложения и в словах – сказуемых.

Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.

Характеристика орфографической деятельности

учащихся начальных классов

Субъекты образовательного пространства

Цели и задачи орфографической деятельности

Содержание

орфографической деятельности

Организация процесса орфографической деятельности

Младшие школьники

(I-II классы)

Цель: формирование орфографических навыков.

Задачи:

  1. развитие фоне-матического слуха;
  2. формирование понятия «орфограмма» и её опознавательные признаки, проверяемое и проверочное слово;
  3. развитие орфо-графической зоркости.

Реализация содержания учебного предмета «русский язык». Реализация программы «Орфографическая работа в период обучения грамоте».

Усвоение особенностей произношения гласных и согласных звуков, гласных и согласных букв, разделительных ь и ъ знаков, понятия «орфограмма» - наличие в слове опасности для пишущего, опознава-тельных признаков орфо-грамм, правил написания  предложения.

Умение делить на слоги, определять ударный слог, находить орфограммы по их опознавательным признакам, разбираться в отношениях словообразовательной моти-вации, объяснять значение слов через анализ слово-образовательной структуры, находить и исправлять допущенные ошибки.

Орфографические сказ-ки, словообразователь-ные упражнения, ди-дактические игры, памятки для работы над ошибками.

III класс

Задачи:

  1. углубление по-нятия «орфограмма» и её опознавательных признаков;
  2. усвоение орфо-графических правил написания безударных гласных, непроизно-симых согласных в корне, раздельного написания предлога, употребление раздель-ных ь и ъ знаков.

Реализация содержания учебного предмета «русский язык».

Усвоение опознавательных признаков изученных орфограмм, способов проверки орфограмм в корне.

Умение: обнаруживать орфограммы и определять их тип при комментирование, проговаривании, списы-вании, в зрительном, вы-борочном, предупредитель-ном диктанте;

- графически выделять орфограммы и способы их проверки, различать формо- и словообразование;

- ориентироваться в структуре родственных слов, подбирать однокоренные слова, различать прове-ряемые и проверочные слова;

- обнаруживать пары слов, находящиеся в отношениях словообразовательной мотивации.

Моделирование орфо-графических правил и способов проверки. Составление словаря приставок и суффик-сов. Упражнения с гнездом однокоренных слов.

Ведение тетради-справочника.

Дидактические игры: «Словообразовательное дерево», «Что лишнее и почему?».

Применение сигналь-ных карточек, карто-чек-орфограмм.

Тестирование.

IV класс

Задачи:

  1. углубление по-нятия «орфограмма» и её опознавательных признаков;

2) усвоение орфо-графических правил написания безударных гласных в падежных окончаниях имён су-ществительных, имён прилагательных и в личных окончаниях глаголов.

Реализация содержания учебного предмета «русский язык».

Усвоение опознавательных признаков изученных орфо-грамм, способов проверки орфограмм в окончаниях.

Умение:

- обнаруживать орфограммы и определять их тип при зрительном и слуховом восприятии;

- графически выделять орфограммы и способы их проверки в текущих и контрольных работах;

- подбирать слово на указанную орфограмму;

- классифицировать слова с орфограммой;

- дополнительный разбор слова по составу с указанием, от какого слова и при помощи чего образовано данное;

- объяснять значение производных слов через словообразовательные связи и проводить аналогию в структуре слов при работе со словообразовательными моделями;

- составить цепочку последовательного слово-образования (учить – учитель – учительская)

Моделирование орфо-графических правил и способов проверки орфограмм в оконча-ниях.

Дидактические игры: «Орфографическое домино».

Тестирование.

Составление орфогра-фических правил и творческих работ (создание творческих книжек: «Моя семья», «Настоящая девочка», «Папа – солдат», «Золотая осень», «Синица» и др.

Литературное твор-чество: сочинение зага-док, сказок, стихотво-рений.

Этапы решения задачи

Орфографические умения

Обобщённые типы учебных задач, направленных на формирование умений решать орфографические задачи

1

Нахождение орфо-граммы и опре-деление её типа

- Выделять опознавательные признаки орфограммы;

- конструировать графическую модель орфограммы;

- интерпретировать схемати-ческие записи;

- классифицировать, обоб-щать, сравнивать орфо-граммы;

- подбирать проверочные слова.

- назвать орфограмму;

- обозначить графически орфограмму;

- найти орфографическую ошибку и исправить её.

2

Применение правила

- Воспроизводить форму-лировку правила;

- выделять части в правиле (тип орфограммы и способ проверки);

- сравнивать, сопоставлять с другим правилом;

- конструировать графическую модель правила;

- составлять алгоритм орфографических действий.

- Дополнить незаконченное предложение;

- сформулировать вопрос к каждой части правила: «Что нужно проверять…?», «Почему…?», «Как…?»;

- преобразовать модель правила в вербальный план;

- из данного набора действий восстановить общий способ деятельности.

3

Способ проверки

- Подбирать проверочное слово;

- овладеть разными способами формо- и словоизменения.

- Сделать проверку и дать оценку результату решения задач.

4

Самопроверка и запись

- Записывать решение задачи, используя приёмы офор-мления решения: действия – обоснования, обоснования – действия;

- составлять и решать орфографические задачи;

- исследовать решения задачи.

- Заполнить пропуски;

- записать решения задачи по образцу;

- ответить на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Что нужно сделать, чтобы правильно написать…?», «Каким должно быть проверочное слово…?»

Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, зрительные диктанты, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”.

На доске написано предложение. Ученики “зажигают” огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь, подчёркивая зелёной ручкой «опасные места».

Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно-орфографическая работа – 1 из способов формирования орфографической зоркости. В связи с этим использую такой вид работы.

***

п ф б к т х е

ш с р ч е

з ц а

Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? (береза). С полученным словом провожу аналитическую работу: – подберите родовое понятие к слову береза.

– Береза – это дерево.

– Но ель, сосна – это тоже деревья. Чем они отличаются?

– Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойное.

– Сформулируйте правильно родовое понятие к слову береза.

– Береза – это лиственное дерево.

– Назовите его существенные признаки.

– У березы белая кора и листья в виде сердечка.

– Что же обозначает слово – береза?

– Береза – это лиственное дерево с белой корой и листочками в виде сердечка.

Дается информация о березе.

– Найдите слово в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласную.

***

Если найдете прямоугольник с первой буквой и установите последовательность, то прочтете слово.

***

Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке.

***

Внимательно посмотрите на данный шифр.  Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым познакомитесь на уроке.

                  Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.

На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Большим интересом у учащихся пользуются стихотворные упражнения по орфографии.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК

Было “сели”,
Стало “съели”,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд, и объяснение.

ЧК, ЧН

Козочка, горочка,
33 пригорочка
Ой! ЧК, ЧК, ЧК!
Кочка, почка, звездочка
Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Строчный, булочный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК!

Большой интерес представляет собой прием “усиления” орфограммы. “Усилить” орфограмму – значит сделать более ярким, или “уярчить”, то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности уч-ся.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1. Выявление трудной орфограммы

2. Постановка перед уч-ся проблемы: на “уярчить” орфограмму? Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

3. Самостоятельный поиск уч-ся способов “усиления”

4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов

5. Выбор каждым уч-ся индивидуально прием запоминания.

Поговорим подробнее о некоторых эффективных способов “усиления” орфограммы:

1) написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета

2) “уярчение” путем составления ребусов

В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы, уч-ся формируют навыки грамотного письма. Способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания я предлагаю учащихся на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединенный 1 орфограммой. Карточки раздаются группе детей 1 ряда или варианта (от 5 до 15).

Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее.

Работа с карточками дает полную картину усвоения уч-ся изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время.

Для ребят сильной группы свободное время не проходит даром, когда другие дети выполняют задание. Работа с карточкой, уч-ся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее, при выполнении разноуровневых заданий, повысить упорство и активность.

Этимологический способ запоминания словарных слов

...Дремлет чуткий камыш. Тишь
 - безлюдье вокруг. Чуть приметна
тропинка росистая...

Эти чарующие строки в любое время года оживляют в памяти прекрасное русское утро на берегу озера или реки. Слова так и льются, нанизываясь одно на другое, и становится радостно от воображаемой тишины, воспоминаний о легкой луговой тропке среди сочной травы.... И мало кто задумывается над тем, что слова ЧУТКИЙ и ЧУТЬ - родственники, что они “выросли” в одной “семье” со словами ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, СОЧУВСТВИЕ, ОЧУТИТЬСЯ. Тем более удивительным покажется факт, что слова эти в родстве с латинским глаголом caveo “осматриваться, быть настороже, опасаться”. Доказать существование в прошлом связей между словами, раскрыть их большие и маленькие тайны помогает очень серьезная, очень интересная и чрезвычайно сложная наука - этимология. Она может помочь нам не только значение слова, но и его правописание, может рассказать не только о его рождении, но и о скитаниях в разных языках и о способах воздействия на него каждого чужого языка.

Ассоциативный способ запоминания словарных слов

Мы считаем, что этот способ доступный всем, ведь историю возникновения слова нужно выяснять по этимологическим словарям.

Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова, помогая правильно писать слово. Если хотите воспользоваться этим способом, действуйте так:

1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.

/ Например: Берёза

2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает
трудности (сомнение) при написании.

Например: бе. - ре - за

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив размером
сомнительную орфограмму.

Например: б_Е., б_е..

4. Найти ассоциативный образ (Ас. образ), связанный со словарным словом,
записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу

Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:

Словарное слово

Ассоциативный образ

признак

=

признак

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету;

- месту расположения;

форме;

- звучанию;

действию;

- вкусу;

материалу;

- назначению;

количеству;

- и т.д.

Ассоциативный образ должен иметь в своем написании букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Сл.слово   Ас. образ * береза

- по цвету _бЕлая..

*береза - кудрявая: нужен _грЕбень. - чтобы расчесать

                                              - по форме как буква _Е..

Результат: б Е.реза – б Е.лая, - гр Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом
(рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

б
б
. реза л а
а
-я.

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный
ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую и
сомнительную орфограмму.

Вот несколько примеров:

гАзета - бумАга

зАвод - трубА

йнЕй - бЕлый, снЕг кАпуста - зА'яц

кАрАндаш - грАнь, бумАга

Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого можно использовать тесты.

Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.

ЛИТЕРАТУРА:

Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000.

Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: 1987.

Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994.

Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Владос, 2001.

Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.

Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, “Академия развития”, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"...