Урок русского языка на тему "Как найти в слове окончание".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дыбов Денис Сергеевич

Класс: 3-Б.

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Как найти в слове окончание.

Тип урока: Закрепление полученных знаний.

Цель: Углубить представления об особенностях окончания как части слова и развить умение находить окончания в словах.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Обобщить знания об частях слова (Корень, окончание).
  • Закрепить умение находить корень и окончание в словах.
  • Познакомятся с правильностью написания слов.

Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения на уроке русского языка.
  • Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
  • Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по русскому языку.
  • Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости и уважительного отношения к родному языку и своему народу.
  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу в сотрудничестве с учителем и ставить перед собой новые учебные задачи.
  • Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу.
  • Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
  • Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Познавательные:

  • Осуществлять поиск необходимой информации.
  • Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
  • Составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
  • Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные:

  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач.
  • Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.).
  • Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.
  • Учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обобщить знания частей слова.
  • Называть и определять части слова (корень, окончание).
  • Закрепить способы нахождения окончаний.
  • Понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание».
  • Развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

  • Развитие ассоциативного мышления, фантазии, эмоциональной сферы ребёнка.
  • Развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя.
  • Формировать умение строить высказывания, логические рассуждения.

Воспитательные:

  • Воспитание любви и интереса к родному русскому языку.
  • Создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
  • Воспитать уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Форма работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, коллективная.

Образовательные ресурсы: Учебник Русский язык 3 класс Горецкий В. Г. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx46.37 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx41.55 КБ
Файл okonchanie.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка.

Класс: 3-Б.

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Как найти в слове окончание.

Тип урока: Закрепление полученных знаний.

Цель: Углубить представления об особенностях окончания как части слова и развить умение находить окончания в словах.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Обобщить знания об частях слова (Корень, окончание).
  • Закрепить умение находить корень и окончание в словах.
  • Познакомятся с правильностью написания слов.

Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения на уроке русского языка.
  • Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
  • Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по русскому языку.
  • Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости и уважительного отношения к родному языку и своему народу.
  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу в сотрудничестве с учителем и ставить перед собой новые учебные задачи.
  • Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу.
  • Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
  • Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Познавательные:

  • Осуществлять поиск необходимой информации.
  • Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
  • Составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
  • Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные:

  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач.
  • Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.).
  • Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.
  • Учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обобщить знания частей слова.
  • Называть и определять части слова (корень, окончание).
  • Закрепить способы нахождения окончаний.
  • Понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание».
  • Развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

  • Развитие ассоциативного мышления, фантазии, эмоциональной сферы ребёнка.
  • Развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя.
  • Формировать умение строить высказывания, логические рассуждения.

Воспитательные:

  • Воспитание любви и интереса к родному русскому языку.
  • Создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
  • Воспитать уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Форма работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, коллективная.

Образовательные ресурсы: Учебник Русский язык 3 класс Горецкий В. Г. др.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я очень рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Желаю вам хорошего настроения и успехов.

  1. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окончания.

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенку поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд.

- Что такое окончание и для чего оно служит?

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

  1. Актуализация знаний.

Словарный диктант (Слова́рь)

Огоро́д, у́жин, горо́х, обе́д, столи́ца, карто́фель, компью́тер, петру́шка, огуре́ц, помидо́р, о́вощи, чё́рный.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку.

С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол.

И в дупло убежал. (Белка.)

- Измените форму слова белка. Выделите окончание в словах.

Падеж

Вопрос

Число

Именительный

(кто, что?)

белка

Родительный

(кого, чего?)

белки

Дательный

(кому, чему?)

белке

Винительный

(кого, что?)

белку

Творительный

(кем, чем?)

белкой

Предложный

(о ком, о чём?)

о белке

  1. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 148 (с. 82).

Прочитайте пословицы.

Доброе дело два века живёт.

Добрым людям добрая и слава.

- Докажите, что в словах первого предложения выделены окончания.

- Объясните, как найти окончания в словах второго предложения.

- Запишите пословицы. Выделите в словах окончания.

      Доброе дело два века живёт. Чтобы доказать, что в словах пословицы выделены окончания, необходимо изменить формы слов, выделенные жирным шрифтом буквы в новых формах исчезнут. Доброе - добрый; дело - дела; два - двух; века - век; живёт - жив.

     Чтобы найти окончания в словах второго предложения, необходимо поступить так же, как в первом случае: измените форму слова. Те буквы, которые исчезнут, и будут окончанием. Добрым - добрая, людям - люди, добрая - добрый, слава - славой.

     Добрым людям добрая и слава.

Работа со словами из словаря.

Упр. 149 (с.82).

Прочитайте. Спишите без скобок.

   Обед1 - (без) обеда, (к) обеду, (за) обедом, (на) обеде.

   Ужин - (без) ужина, (к) ужину, (за) ужином, (на) ужине.

- Что обозначают слова обед, ужин?

- Выделите в словах окончания. Сравните окончания, которыми различаются формы этих слов. В каких словах вы не увидели окончаний?

- Прочитайте на с.82, как называется такое окончание?

- Составьте предложения со словами ужин и обед и запишите.

- Запомните написание этих слов.

     Обед - прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, в отличие от завтрака и ужина.

     Ужин - приём пищи, приуроченный к вечеру, в отличие от завтрака и обеда.

     Обед  - без обеда, к обеду, за обедом, на обеде.

     Ужин  - без ужина, к ужину, за ужином, на ужине.

     Окончаний не видно в словах обед и ужин.

Обе́д [аб’э́т] - 2 слога.

о - [а] - гласн., безударн.;

б - [б’] - согл., звон. парн., мягк. парн.;

е - [э́] - гласн., ударн.;

д - [т] - звук согл., глух. парн., твёрд. парн.

4 б., 4 зв.

Мама приготовила вкусный ужин.

Бабушка позвала мальчиков на обед.

В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называется нулевым.

Нулевое окончание мы будем обозначать пустым квадратом

  1. Физкультминутка.

- Я буду называть слова с нулевым окончанием, вы должны хлопнуть, а если есть окончание, то потопать, но только тихо.

Сова, филин, волк, белка, заяц, лиса, мышка, крот, ежик.

  1. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 150 (с.82).

- Прочитайте слова с нулевым окончаниям. Объясните написание слов с орфограммами.

- Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

- Что можете сказать об орфограммах в этих словах?

(Это непроверяемые орфограммы)

- Где можно посмотреть данные орфограммы?

(В орфографическом словаре)

- Прочитайте.

Вет…р, …ктябрь, ж…лтый, тракт...р, обл…ко, п…года, д…ревня, пш…ница, М…сква, праздн…к, …бед, с…роки, тв…рог, п…н…дельник, яг…да, м…г...зин, ...гурец, ябл…ко, п...м...доры, уж...н.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с нулевым окончанием, затем остальные слова. Выделите в словах окончания.

- Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

Ве́тер , октя́брь , тра́ктор , пра́здник , обе́д , творо́г , понеде́льник , магази́н , огуре́ц , у́жин .

Жё́лтый, о́блако, пого́да, дере́вня, пшени́ца, Москва́, соро́ки, я́года, я́блоко, помидо́ры.

- Орфографический словарь есть в конце учебника с. 147 – 148.

Упр. 151 (с.83).

Прочитайте.

  1. В, тихо, лес, журчал, ручей.
  2. Вода, по, плыли, осенние, листики.
  3. На, ветке, маленькая, ива, птичка, сидела, и, смотрела, вода, на.
  4. Яркий, плыл, около, берег, листик.
  5. Опустилась, птичка, листик, на, и, поплыла.

- Составьте из слов предложения. Там, где нужно, изменяйте форму слов.

- Объясните, составляют ли предложения текст.

- Озаглавьте текст. Запишите заголовок и текст.

- Как можно озаглавить этот текст?

- Прочитайте получившийся текст. Выделите окончания в предложении.

Чтобы составить из слов предложения, меняйте окончания в словах.

Заголовок: Необычный плот или Листик в ручье.

Необычный плот или Листик в ручье.

     В лесу тихо журчал ручей. По воде плыли осенние листики. Маленькая птичка сидела на ветке ивы и смотрела на воду. Около берега плыл яркий листик. Птичка опустилась на листик и поплыла.

     Данный отрывок является текстом, поскольку все предложения в нём связаны по смыслу, текст выдержан в одном стиле и объединён общей темой.

Работа со страничкой для любознательных.

Учебник (с. 83).

- Прочитайте информацию в рублике «Страничка для любознательных»

- Что нового вы узнали о словах в русском языке?

- Составьте предложение с любым из слов.

- Какие части речи не имеют окончаний?

- Какие слова не изменяются?

Все ли слова имеют окончания?

В русском языке есть имена существительные, которые не имеют окончания. Чаще всего это иноязычные имена существительные. Эти слова не изменяются, например: пальто́, кино́, ра́дио, шоссе́, кафе́, такси́, ко́фе.

Не имеют окончания предлоги (на, в, по, для, под и др.) и союзы (и, а, но, да, или и др.)

  1. Рефлексия.

- Спишите вставьте пропущенные окончания.

Врем… не деньг…, потеряешь - не найдёшь. 

Время не деньги, потеряешь - не найдёшь. 

- Объясните смысл пословицы

Пословица "Время не деньги потеряешь - не найдешь" означает, что время — это наиболее ценный ресурс, которого нельзя вернуть или получить обратно, как это возможно с деньгами. Если вы тратите время на что-то, то вы теряете его навсегда, и не сможете вернуть его назад.

Эта пословица напоминает людям о важности управления своим временем, чтобы не упустить возможности и достичь успеха в жизни. Она также отмечает, что деньги могут быть заменены или восстановлены, но время — это нечто, что нельзя купить или восстановить.

Примером этой пословицы может служить ситуация, когда человек тратит много времени на бесполезные занятия, не приносящие ему никакой пользы или на то, что может быть сделано более эффективно. В результате он может упустить возможности для личного роста или профессионального развития. Таким образом, важно управлять своим временем с умом, чтобы не терять его зря и достигать поставленных целей.

- Что такое окончание и для чего оно служит?

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Какие окончания называются нулевыми?

В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называется нулевым.

Нулевое окончание мы будем обозначать пустым квадратом

- Приведите примеры нулевых окончаний.

Обед񢌢, ужин񢌢, иней󶿺, лось󤃔, думал𐑙.

  1. Подведение итогов урока.

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их:

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания:

 

диван - _____________________________

 

собака - _____________________________

 

чёрное - _____________________________

 

первая - _____________________________

 

лестница - _____________________________

 

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

 

стакан - _____________________________        

 

дедушка - _____________________________

 

большая - _____________________________

 

четвёртое - _____________________________

 

мечтал - _____________________________

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

УМК «Школа России»

Предмет «Русский язык»

Класс «3-Б»

Целевой блок

Тема:

«Как найти в слове окончание»

Цель:

Углубление представлений об особенностях окончания как части слова и развитие умений находить окончания в словах.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  • Обобщить знания об частях слова (Корень, окончание).
  • Закрепить умение находить корень и окончание в словах.
  • Познакомятся с правильностью написания слов.

Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения на уроке русского языка.
  • Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
  • Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по русскому языку.
  • Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные УУД:

регулятивные: 

  • Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости и уважительного отношения к родному языку и своему народу.
  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу в сотрудничестве с учителем и ставить перед собой новые учебные задачи.
  • Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу.
  • Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
  • Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

познавательные: 

  • Осуществлять поиск необходимой информации.
  • Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
  • Составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
  • Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

коммуникативные:

  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач.
  • Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.).
  • Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.
  • Учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Инструментальный блок

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обобщить знания частей слова.
  • Называть и определять части слова (корень, окончание).
  • Закрепить способы нахождения окончания.
  • Понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание».
  • Развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

  • Развитие ассоциативного мышления, фантазии, эмоциональной сферы ребёнка.
  • Развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя.
  • Формировать умение строить высказывания, логические рассуждения.

Воспитательные:

  • Воспитание любви и интереса к родному русскому языку.
  • Создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
  • Воспитать уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Тип урока:

Закрепление полученных знаний.

Методы и формы обучения:

Формы: Фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: словесный, практический, наглядный.

Образовательные ресурсы:

В.П.Канакина, В.Г.Горецкого «Учебник 3 класс»

Наглядно-демонстрационный материал:

Презентация, таблицы, изображение различных предметов, художественные произведения, народные загадки, поговорки, пословицы. Учебно-методический комплект по русскому языку 3 класс.

Оборудование:

Компьютер, презентация, учебно-методический комплект «Русский язык» для 3 класса, таблица «Изменение окончаний в словах», таблица «Словарные слова», тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова, аудиозапись для проведения физкультминутки, карточки для обучающихся.

Организационно-деятельностный блок:

Оборудование:

Оборудование:

- проектор, слайдовая презентация;

- Таблица «изменение окончаний в словах»;

- таблица словарных слов;

- маршрутные листы;

- звукозапись для физкультминутки.

Межпредметные связи

Литературное чтение «Устное народное творчество»

Действия обучающихся

Участвуют в образовательном процессе.

Диагностика результатов урока

Оценивание своей деятельности на уроке самостоятельно и учителем.

Ход урока:

Этапы урока

(Образовательная задача)

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты

(УУД)

Организационное начало урока.

Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Желаю вам хорошего настроения и успехов.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Личностные: организация места.

Регулятивные: подготовка к уроку.

Коммуникативные: подготовка рабочего пространства учителем и обучающимися.

Мотивационный этап.

- Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окончания.

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенку поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд.

- Что такое окончание и для чего оно служит?

Словарный диктант (Слова́рь)

Огоро́д, у́жин, горо́х, обе́д, столи́ца, карто́фель, компью́тер, петру́шка, огуре́ц, помидо́р, о́вощи, чё́рный.

Читают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Целеполагание.

- Отгадайте загадку.

С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол.

И в дупло убежал. (Белка.)

- Измените форму слова белка. Выделите окончание в словах.

Отгадывают загадку. Изменяют форму слова по падежам, выделяют окончания.

Личностные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения уже изученного материала с тем, что еще неизвестно.

Коммуникативные: активно работать с учителем, задавать вопросы, работать с одноклассниками.

Этап закрепления полученных знаний/учебных действий.

Работа по учебнику.

Упр. 148 (с. 82).

Прочитайте пословицы.

Доброе дело два века живёт.

Добрым людям добрая и слава.

- Докажите, что в словах первого предложения выделены окончания.

- Объясните, как найти окончания в словах второго предложения.

- Запишите пословицы. Выделите в словах окончания.

Работа со словами из словаря.

Упр. 149 (с.82).

Прочитайте. Спишите без скобок.

   Обед1 - (без) обеда, (к) обеду, (за) обедом, (на) обеде.

   Ужин - (без) ужина, (к) ужину, (за) ужином, (на) ужине.

- Что обозначают слова обед, ужин?

- Выделите в словах окончания. Сравните окончания, которыми различаются формы этих слов. В каких словах вы не увидели окончаний?

- Прочитайте на с.82, как называется такое окончание?

- Составьте предложения со словами ужин и обед и запишите.

- Запомните написание этих слов.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы учителя.

Личностные: готовность получать новый материал.

Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке, выявлять проблемную ситуацию, осуществлять выбор способа действий.

Коммуникативные: учиться взаимодействовать с учителем, с одноклассниками.

Физкультминутка.

- Я буду называть слова с нулевым окончанием, вы должны хлопнуть, а если есть окончание, то потопать, но только тихо.

Сова, филин, волк, белка, заяц, лиса, мышка, крот, ежик.

Слушают учителя, выполняют действия.

Личностные: готовность выполнять движения, физические упражнения.

Регулятивные: преодоление усталости на уроке.

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками, учиться воспринимать слова учителя и быстро реагировать на них.

Действия контроля и самоконтроля.

Работа по учебнику.

Упр. 150 (с.82).

- Прочитайте слова с нулевым окончаниям. Объясните написание слов с орфограммами.

- Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

- Что можете сказать об орфограммах в этих словах?

- Где можно посмотреть данные орфограммы?

- Прочитайте.

Вет…р, …ктябрь, ж…лтый, тракт...р, обл…ко, п…года, д…ревня, пш…ница, М…сква, праздн…к, …бед, с…роки, тв…рог, п…н…дельник, яг…да, м…г...зин, ...гурец, ябл…ко, п...м...доры, уж...н.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с нулевым окончанием, затем остальные слова. Выделите в словах окончания.

- Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

- Орфографический словарь есть в конце учебника с. 147 – 148.

Работа по учебнику.

Упр. 151 (с.83).

Прочитайте.

  1. В, тихо, лес, журчал, ручей.
  2. Вода, по, плыли, осенние, листики.
  3. На, ветке, маленькая, ива, птичка, сидела, и, смотрела, вода, на.
  4. Яркий, плыл, около, берег, листик.
  5. Опустилась, птичка, листик, на, и, поплыла.

- Составьте из слов предложения. Там, где нужно, изменяйте форму слов.

- Объясните, составляют ли предложения текст.

- Озаглавьте текст. Запишите заголовок и текст.

- Как можно озаглавить этот текст?

- Прочитайте получившийся текст.

- Выделите окончания в предложении.

Выполняют упражнения, задают вопросы учителю.

Личностные: личностный рост, личные достижения.

  Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: оценивают активность, деятельность на уроке, уровень общения с учителем и с одноклассниками.

Оценка, самооценка.

- Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. 

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их:

Стоит у стен…, растёт около лес…, гулял перед дожд…, живёт за Москв…, написано на доск….

2Измените форму слов на множественное число, выделите окончания:

 диван - ________________________

 собака - _______________________

 чёрное - _______________________

 первая - _______________________

 лестница - _____________________

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их:

Лежит на стол…, играют около школ…, тучи перед гроз…, весна приходит за зим..., лежит на земл….

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания:

 стакан - _______________________

 дедушка - _____________________

 большая - _____________________

 четвёртое - ____________________

мечтал - _______________________

- А сейчас давайте проверим работу.

- У кого какие ошибки или их нет?

Выполняют задание, подводят итоги работы.

Личностные: личностный рост, личные достижения.

  Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: оценивают активность, деятельность на уроке, уровень общения с учителем и с одноклассниками.

Рефлексия.

-Вот и подошел к концу урок.

-Пришло время подвести итоги.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель ставили пред собой?

-Спишите вставьте пропущенные окончания.

Врем… не деньг…,

потеряешь - не найдёшь. 

Время не деньги,

потеряешь - не найдёшь. 

-Объясните смысл пословицы.

-Что такое окончание и для чего оно служит?

-Какие окончания называются нулевыми? Приведите примеры.

-Оцените свою работу на уроке.

- Какие задания вызвали трудности?

Домашнее задание:

Упр. 152 (с. 83).

-Спасибо за работу до свидания.

Анализируют свою работу на уроке и подводят итог.

Личностные: личностный рост, личные достижения.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: оценивают активность, деятельность на уроке, уровень общения с учителем и с одноклассниками.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Прозвенел звонок, Начинается урок!

Слайд 2

Формы одного и того же слова Берёз а Берёз ы Берёз а Под берёз овик Однокоренные слова

Слайд 3

В лесу живёт ( кто ?) лис а . Мальчик увидел ( кого ?) лис у . Лесник подкрался ( к кому ?) к лис е . Охотник наблюдал ( за кем ?) за лис ой .

Слайд 4

Падеж Вопрос Число Именительный (кто, что?) белк а Родительный (кого, чего?) белк и Дательный (кому, чему?) белк е Винительный (кого, что?) белк у Творительный (кем, чем?) белк ой Предложный (о ком, о чём?) о белк е Измените форму слова белк а . Выделите окончание в словах.

Слайд 5

Упр. 151 (с.83). Прочитайте. В, тихо, лес, журчал, ручей. Вода, по, плыли, осенние, листики. На, ветке, маленькая, ива, птичка, сидела, и, смотрела, вода, на. Яркий, плыл, около, берег, листик. Опустилась, птичка, листик, на, и, поплыла. - Составьте из слов предложения. Там, где нужно, изменяйте форму слов. - Объясните, составляют ли предложения текст. - Озаглавьте текст. Запишите заголовок и текст. - Как можно озаглавить этот текст? - Прочитайте получившийся текст. Выделите окончания в предложении. Чтобы составить из слов предложения, меняйте окончания в словах. Заголовок: Необычный плот или Листик в ручье. Необычный плот или Листик в ручье. В лес у тих о журчал _ руч ей . По вод е плыл и осенн ие листик и . Маленьк ая птичк а сидел а на ветк е ив ы и смотрел а на вод у . Около берег а плыл _ ярк ий листик _ . Птичк а опустил а сь на листик _ и поплыл а . Данный отрывок является текстом, поскольку все предложения в нём связаны по смыслу, текст выдержан в одном стиле и объединён общей темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка в 3 кл. (ПНШ) "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения".

Урок разработан в форме технологической карты с развитием УУД, с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Окончания слов-названий предметов ". УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Окончания слов-названий предметов. "....

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

Краткосрочный план урока русского языка в 3 классе "Состав слова. Окончание и основа слова"

Урок составлен на основе идей 7 модулей. Урок проводился по русскому языку в 3 классе, тип - изучение нового материала. Цель  урока : содействовать умению образовывать формы слова с пом...