Русский язык. Именительный падеж имён существительных. 3 класс. Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

способствовать формированию умения распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imenitelnyy_padezh_imyon_sushchestvitelnyh.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Именительный падеж имён существительных.»

Цель урока: способствовать формированию умения распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; умеют опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету на протяжении всего времени.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; определяют и формулируют  цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. 
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.

Средства обучения: учебник «русский язык» класс 3 класс, 2 часть, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мобилизующая часть урока

- А сейчас настроимся на работу – откроем наши ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

- Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Прочитаем те правила, которыми мы будем руководствоваться на уроке.

1) Не выкрикиваем.

2) Не перебиваем друг друга.

3) Мы слышим друг друга.

4) Учимся работать сообща.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II. Актуализация знаний

1.Проверка д/з

Печатная тетрадь м.29 № 69

2.Проверочная работа

1.Написать падежи в правильном порядке и рядом вопросы на которые отвечают.

2.Просклонять слова

1-подруга,волк

2-белка,мяч

3-река,хлеб.

Выполняют проверку домашнего задания.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Для того, чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю вам прочитать предложения на доски.

- Определите падеж имен существительных. (записано на доске)

1) Наступила весна.

2) Солнце светит.

- Что ты можешь сказать об этих предложениях? (Простые нераспространённые предложения)

- Сравни имена существительные в предложении. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже).

- Какими членами они являются в предложении? (В предложении они являются подлежащими).

- Сформулируйте тему урока (Именительный падеж имен существительных).

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

- Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

Определяют тип словосочетаний, открывают тему урока, ставят цели.

IV. Первичное усвоение новых знаний

1.Выступление ребенка с докладом «Почему именительный падеж так называется?»

Почему же именительный падеж так называется?

История его названия восходит к древним временам Греции и Рима.

Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое и римское  одинаково значили «имя». На русский язык это слово перевели как именительный.  Тот, который именует, называет начальную форму существительного. Преимуществом именительного падежа является и то, что в предложении именно он является одним из главных членов.

- К какому же выводу мы пришли? Чем является в предложении имя существительное в именительном падеже? (подлежащим)

2. Обобщение признаков, введение термина.

- Проверим, к правильному ли выводу мы пришли. Прочитайте правило на с. 42

- Я Именительный падеж,

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что? 

Ни с чем ни спутает никто.

3. Физкультминутка

Потрудились – отдохнём, встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд, влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

Анализируют словосочетания, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопрос, читают рубрику и правило на с. 132.

Приводят примеры.

Выполняют физкультминутку

V. Первичная проверка понимания

1.Комментированное списывание

 - Выполним упр. 74 нас. 42

Ночью был буранВетер гудел в трубе. Жёсткий снег взвивался вихрем. Утром Таня подошла к окну. Белая вьюга кружила над деревней.

Л. Воронкова

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Подчеркните в каждом предложении имя существительное в именительном падеже. Каким членом предложения оно является?
  • Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.Найдите в предложениях синонимы.

Буран, вихрь, вьюга.

Выполняют упр. 2 на с. 133 у доски.

 

VI.Первичное закрепление

  1. Осложненное списывание с элементами по памяти.

75. Прочитайте.

1. Привели, на, следы, охотника, полянку. 2. По, рябчик, разгуливал, ней. 3. Из-под, торчали, снега, брусники,кустики. 4. Склёвывал, петушок, лесной, последние, ягодки.

  • Составьте и запишите предложения из данных слов.

      И.п.
1. 
Следы привели охотника на полянку.
                                   
И.п.
2. По ней разгуливал 
рябчик.
                                       
И.п.
3. Из-под снега торчали 
кустики брусники.
                 
  И.п.
4. Лесной 
петушок склёвывал последние ягодки.

2.Определи падеж.

1)Спиши. Определи падеж существительного по вопросу.

Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)

2)Спиши . Выбери нужный падеж.

Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)

Выполняют самостоятельно задание на карточках, осуществляют взаимопроверку.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Откройте дневник и запишите домашнее задание. Выполнить упр. 76 на с. 43

- Вам нужно: определить падеж выделенных имен существительных. Проверить, на какой вопрос они отвечают. Каким членом предложения являются. Есть ли перед ними предлоги. Записать данное стихотворение.

Записывают домашнее задание в днем, слушают пояснение выполнения домашнего задания.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Чем в предложении является имя существительное в именительном падеже? (подлежащим)

- С чем никогда не употребляются имена существительные в именительном падеже?

Отвечают на вопросы.