Технологическая карта по русскому языку "Как определить ударный слог?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта по русскому языку "Как определить ударный слог?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_kak_opredelit_udarnyy_slog.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО: Диденко Юлия Анатольевна

Тема урока: Как определить ударный слог?

Цель урока: формирование умения выделять ударный слог в словах.

Задачи урока:

Дидактическая:

  • Познакомить с термином «ударный слог».
  • Научить выделять ударный слог в словах.

Развивающая:

  • Развивать мышление и внимание.
  • Развивать письменную речь.

Воспитательная:

  • Воспитывать аккуратность в работе.
  • Воспитывать познавательный интерес к обучению.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 2 класс, 1 часть, автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,  тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для парной работы, индивидуальной работы.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное обучение

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

1.Организационный момент

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Словесный, слово учителя

Учитель приветствует обучающихся. Мотивирует детей на предстоящую учебную деятельность, организует проверку подготовленности к уроку.

Приложение 1.

Приветствуют учителя.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Чтение стихотворения со слайда

Самоконтроль

Р.: самоорганизация

К.: умение слушать

Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Актуализация знаний

Актуализировать знания по изучаемому разделу – имя прилагательное.

Нагляд.: учебная презентация

Практич.: работа с грамматическим заданием

Словес.: слово учителя, учебный диалог

Словесн.: устная фронтальная проверка

Проводит орфографическую минутку.

Посредством выполнения задания организует работу по повторению орфограмм, встретившихся в тексте.

Приложение 2.

Выполняют задания из орфографической минутки и орфографического диктанта.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Задание на слайде презентации, орфографическая минутка.

Самоконтроль

Закрепление знаний написания словарных слов.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

К: учет различных точек зрений.

 Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

3. Постановка цели и задач урока

Развивать умение понимать и определять учебную задачу.

Наглядн.: учебная презентация

Практич.: работа с заданием.

Словес.: учебный диалог

Предлагает прочитать предложение и списать его, а затем, определить к какой картинке оно относится.

Подводит к определению и постановки цели и задач.

Приложение 3.

Читают предложение и списывают его.

Определяют к какой картинке относится данное предложение. Выясняют, что оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения.

Определяют тему урока, цель и задачи.

Фронтальная

Задание на слайде презентации.

Самоконтроль

Умение определять ударение в словах.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли.

4. Изучение нового материала

Познакомить с термином «ударный слог»

Практич.: выполнение упражнений в учебнике.

Словес.: учебный диалог

Разбор правила в учебнике.

Вопросы по правилу, изученному в учебнике.

Устное выполнение задания: «Подбери рисунок к предложению».

Выполнение упражнения 100 в учебнике.

Приложение 4.

Изучают правило в учебнике

Отвечают на вопросы.

Ознакомление со словарем антонимов в учебнике.

Устно выполняют задание: «Подбери рисунок к предложению».

Выполнение упражнения 100 в учебнике совместно с учителем.

Фронтальная, индивидуальная.

Задание в учебнике

Самоконтроль

Находят и выделяют ударный слог в словах.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: участие в учебном диалоге.

П.: умеет осмысленно читать.

Высказывают свое мнение на вопрос учителя с достаточной полнотой и точностью.

5.Физкультминутка

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Словесный, слово учителя

Совместно с детьми выполняет упражнения физкультминутки.

Приложение 5.

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Самоконтрль

Приобщение к здоровому образу жизни.

6.Закрепление знаний

Организация деятельности  с применением новых знаний

Словесный, слово учителя.

Практич.: выполнение заданий на карточке.

Предлагает выполнить упр. 101 самостоятельно.

1 ученик работает у доски, остальные в тетради. Первые 5 выполненных работ проверяются на уроке.

Организует парную  работу на карточках.

Приложение 6.

Выполняют упр. 101 самостоятельно.

Парная работа на карточках по теме урока.

Парная, индивидуальная.

Задание на карточках.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Находят и выделяют ударный слог.

Умеют различать ударный и безударный слог.

Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров;

Аргументация своего мнения и позиции.

7. Рефлексия

Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке

Словес.: учебный диалог

Организует рефлексию

Приложение 7

Осуществляют рефлексию собственной деятельности

Индивидуальная, фронтальная

Слайд презентации

Самоконтроль

Р.: анализ собственной работы.

Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8.Информация о домашнем задании и подведение итогов урока

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад.

Словесный, слово учителя.

Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з.

Приложение 8

Записывают д/з

Задают вопросы по его выполнению учителю.

Слушают инструктаж по выполнению.

Фронтальная

Задание в учебнике

Самоконтроль

готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Приложение 1.

- Здравствуйте, ребята!

На уроке я сижу-

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

Приложение 2.

Минутка чистописания

В В В

Б Б Б

Орфографическая минутка

Запись предложения под диктовку:

Ежи в тишине чащи шипят на шишках.

Словарная работа: капуста, капустница, капустный, капусточка.

Приложение 3.

- Ребята, посмотрите на доску. На доске запись: Коля нарисовал замок. Прочитайте предложение. Спишите предложение.

- Посмотрите на рисунки. К какому рисунку подходит запись?

- Итак, оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения.

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

- Верно. Темой урока является ударение.

- Что узнаем на сегодняшнем уроке и чему научимся? Мы узнаем, что это, научимся выделять ударный слог в словах.

Приложение 4.

- Что такое ударение? Итак, ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Слово «ударение» однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек?

- Давайте вернемся к нашему предложению: Коля нарисовал замок. На какой слог в последнем слове мы можем поставить ударение? Прочитайте предложение с ударением на разные слоги последнего слова.

 Шутник он невидимка-

Молоток,

Тук и ударил в безударный слог…

И сразу же исчез огромный

За/мок и появился маленький замо/к.

В некоторых словах ударение может менять смысловое значение слова. Чтобы узнать, на какой слог падает ударение, нужно «позвать» слово. Что изображено на доске?

Верно. На доске изображен жираф. Давайте «позовем» его и узнаем ударный слог в этом слове.

Также можно узнать ударный слог, переставляя ударение на каждую гласную букву. Давайте попробуем.

Отлично. Выполним упражнение 100. Прочитайте задание.

Пожелтел листок – осенняя весточка.

Когда так говорят?

Итак, списываем предложение в тетрадь, обозначая ударение в словах.

Приложение 5.

- Давайте немного отдохнем.

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Приложение 6.

Переходим к упражнению 101. Будем выполнять его самостоятельно. Одного ученика я вызову к доске, остальные будут работать в тетради. Первые пять человек, кто справится с заданием, приносят мне тетрадь, я проверяю выполненную работу и выставляю отметку.

- Молодцы, вы отлично справились! А теперь давайте поработаем в парах. Вам даны карточки с заданиями, необходимо поставить в словах ударение. После выполнения задания обменяйтесь карточками с соседней парой и проверьте работу.

Приложение 7.

- Давайте подведем итоги урока.

- Что такое ударение?

- Каким знаком оно обозначается?

- Как определить ударный слог в слове?

- Какие задачи стояли перед нами? Мы их выполнили?

- Если вы считаете, что на уроке вам успешно удалось выполнить все задания, а тема оказалась легкой, поднимите обе руки вверх. У кого были затруднения, поднимите одну руку вверх.

Приложение 8.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Стр. 68 выучить правило, стр. 69 упр. 103. Вам необходимо списать любую пару предложений и обозначить ударение в словах.

- Спасибо за активную работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка во 2 а классе ТЕМА: «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Формировать представление об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России" . Урок составлен в соответствии с ФГОС НОО....

Технологическая карта урока русского языка "Слоги ударные и безударные. Роль ударения" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока:  создание условий для формирования умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.Задачи урока:Дидактические:Повторит...

Технологическая карта урока русского языка "Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме"( 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепление умений определять спряжение глагола по его начальной формеЗадачи урокаДидактические:Закреплять умения определ...

Технологическая карта урока русского языка «Слоги ударные и безударные. Роль ударения» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся об ударных и безударных слогах, о роли ударения; умения определять ударный слог и роль ударения в слове....

Технологическая карта урока русского языка "Как определить ударный слог" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: систематизировать знания об ударении и способах определения ударного слогаЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Формир...