Технологическая карта урока русского языка по теме "Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта урока
Пугачева Светлана Владимировна
ГБОУ школа № 242
1 А класс
УМК «Школа России»
Русский язык
Урок открытия новых знаний
Тема : Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги
Цель: способствовать формированию навыка определять количество слогов в слове , правильно находить ударный слог, ставить ударение.
Задачи:
- учить учащихся определять количество слогов в слове;
- формировать навык правильно находить ударный слог;
- наблюдать за ролью ударения в русском языке
Планируемые результаты
Предметные • определять количество слогов в слове; делить слова на слоги; определять в слове ударный слог;
| Метапредметные • с помощью учителя формулировать цель; • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы; • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом; • проявлять уважительное отношение к собеседнику; • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
| Личностные • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка; • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; • осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения. |
Ресурсы: смарт доска, учебник, тетрадь, карточки с раздаточным материалом, цветные карандаши.
| ||
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Пугачева Светлана Владимировна
ГБОУ школа № 242
1 А класс
УМК «Школа России»
Русский язык
Урок открытия новых знаний
Тема : Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги
Цель: способствовать формированию навыка определять количество слогов в слове , правильно находить ударный слог, ставить ударение.
Задачи:
- учить учащихся определять количество слогов в слове;
- формировать навык правильно находить ударный слог;
- наблюдать за ролью ударения в русском языке
Планируемые результаты
Предметные • определять количество слогов в слове; делить слова на слоги; определять в слове ударный слог; | Метапредметные • с помощью учителя формулировать цель; • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы; • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом; • проявлять уважительное отношение к собеседнику; • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. | Личностные • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка; • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; • осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения. | |
Ресурсы: смарт доска, учебник, тетрадь, карточки с раздаточным материалом, цветные карандаши. Оформление доски: картинки (лиса с лисятами), слова-омографы, правило | |||
Ход урока | |||
Орг. момент - Здравствуйте, дети. Проверим готовность к уроку. Откройте тетради, запишем : 18 марта. Классная работа. | Проверяют готовность к уроку Записывают число | ||
Мотивация к деятельности - Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась в лесу. - Лисица со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша пошла гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала лиса их звать: «Ти-ша, Ма-ри-ша». -Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша). -Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша). Наконец, лисята прибежали обратно. Они обещали никогда больше не убегать далеко от мамы. Актуализация -Когда мы звали лисят, мы произносили слова по частям. Произнесем еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша. -Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги. - При этом один слог произносится громче, с большей силой голоса. Такой слог называется ударным. Цель нашего урока: научиться определять количество слогов в слове и ударный слог. Задачи :
Запишем тему урока. Организация познавательной деятельности Откройте учебник на с 32 , прочитаем, какой опыт провели. Определим сколько слогов в слове Тиша этим способом. -Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произнесении этого слова? 2 - Какой вывод сделаем?
- Определять количество слогов можно и другими способами. Хлопки, топот, касание подбородка , чтобы не мешать другим Есть ёще один способ, но для этого надо составить предложение и записать Поработаем в парах Возьмите карточку Прочитайте слова, составьте предложение, Что получилось?
А у меня получилось … карточки на доске лисята тиша и мариша убежали в лес - Какие слова напишем с заглавной буквы? - Какой знак поставим в конце предложения? Почему? Запишите в тетрадь. Проверка по камере Лисята Тиша и Мариша убежали в лес. - Определим количество слогов в первом слове (Ли-ся-та). Сколько слогов? Какой 1, какой 2, 3. Назовите гласные звуки в этом слове. И Я А. Возьмите красный карандаш, поставьте точки под гласными буквами. Вывод: количество гласных совпало с количеством слогов Проверим по учебнику с 32 Разделим черточками на слоги Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждый его слог. (Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно.) Какой это слог? ( второй: ся.) Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса. Этот слог - ударный. Знак ударения обозначается черточкой и ставится над гласной буквой простым карандашом. Образец под камерой Прочитайте второе слово в предложении… Тиша, Мариша - Поставьте точки под гласными в слове убежали, разделите на слоги, определите ударный слог. Назовите первый слог в слове убежали Вывод: слог может состоять из одного гласного звука Работа со словом лес Сколько слогов в этом слове? Вывод: знак ударения не ставится в словах с одной гласной. Такие слова называются односложные Повторим: сколько слогов в первом слове? А как вы думаете, как это слово тогда можем назвать? Повторим: сколько слогов во втором слове? А как это слово тогда можем назвать? Физминутка Мы веселые лисятки Мы в лесу играем в прятки И ногами топаем, И руками хлопаем Надуваем щечки Скачем на носочках Дружно приседаем Учится продолжаем Задание по выбору Тиша и Мариша – добрые и веселые лисята. Очень часто они наблюдают за деревьями в лесу и грают в слова. Какие деревья растут в лесу? Тиша любит все слова с ударением на первом слоге, а Мариша – с ударением на втором. Помогите лисятам собрать свои слова Поднимите руку: кто поможет Тише? Марише? Прочитайте слова : липы берёзы клёны ивы осины Слайд Проверка с доказательством (ставим ударение) Зарядка для глаз Игра «Собери слово» Соедините слоги, так чтобы получились слова Возьмите зелёные карточки (кле, щи) Какое слово получилось? Слайд с картинками Почему получились разные слова? Назовите ударный слог в первом слове. Что оно обозначает? Назовите ударный слог во втором слове. Что оно обозначает? Запишите эту пару слов, поставьте ударение Вывод: ударение влияет на смысл слова.
Задание на слайде Чтобы понять смысл предложения надо правильно поставить ударение в словах. Прочитайте. Пугало пугало сорок сорок. Запишите. | Произносят хором Произносят хором Записывают зеленой пастой Слог. Ударение. Читают по учебнику Практическая работа Ответы Вывод :В слове два слога Хлопают, топают… Карточки со словами: Мариша в лес и Тиша убежали лисята Составляют предложение Ответы детей Записывают Проверяют Оценивают Разбирают с помощью учителя Выполняют задание Работа по учебнику Чтение правила Делят на слоги Произносят слово Определяют ударный Обозначают ударение Ставят точки под гласными, делят на слоги, ставят ударение Проверяют Оценивают Проверка Первый слог У Ответы :1 Ответы трёхсложные, двухсложные Выбирают задание Выполняют самостоятельно задание Записывают слова , ставят ударение Проверка с доказательством по слайду Оценивание Выполняют самостоятельно задание Высказывания детей Клещи – насекомые Клещи - инструмент Записывают ставят ударение Проверка. Оценивание | ||
Рефлексия деятельности - Над какой темой мы сегодня работали ? Постарайтесь, закончить предложение. Теперь я знаю, что сколько в слове гласных….. Я знаю, что с большей силой голоса произносится… Ударение не ставится в словах с … -Оцените свою работу Посчитайте плюсы У кого все плюсы, поднимите зеленый карандаш У кого плюсы и минусы – желтый Все минусы - красный Урок окончен | … столько и слогов … ударный слог … с буквой ё, с одним слогом Самооценка Благодарят друг друга | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Деление слов со звуками И-Й на слоги"
Презентация как дополнение к план-конспекту урока русского языка для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....

Технологическая карта урока русского языка в 1классе РО Л.В.Занкова Тема: Родственные слова. Корень слова.
Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова. ...

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...
Технологическая карта урока русс. яз. 2 класс Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Технологическая карта урока русс. яз. 2 класс Звонкие и глухие согласные....
Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».
Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Технологическая карта изучения темы «Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков»
Образовательные: активизировать умение учащихся определять ударный гласный в слове; познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный»; отрабатывать навык выделения ударных и безударных г...
презентация к уроку русского языка "Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...