Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка в 1классе РО Л.В.Занкова Тема: Родственные слова. Корень слова.
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Федосеева Олеся Викторовна

    Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.

    Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.

                   2) Развивающая: развивать  умение находить и выделять корень в словах, развивать мышление, речь;

                  3) воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность .

    Оборудование: учебник «Русский язык» А. В. Полякова,

                               напечатанные слова из упр. № 114,

                               листок с рисунками домиков,

                               карточки с заданием для работы в парах.

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка в 1 «Б» классе   (программа Л. В. Занкова)

    Урок разработан учителем начальных классов МОУ  СОШ №2

    городского округа г. Буй Костромской области

    Федосеевой Олесей Викторовной

    В основу положен  деятельностный  метод обучения.

    Тема: Родственные слова. Корень слова.  

    Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.

    Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.

             

                  2) Развивающая: развивать  умение находить и выделять корень в словах, развивать мышление, речь;

                  3) воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность .

    Оборудование: учебник «Русский язык» А. В. Полякова,

                               напечатанные слова из упр. № 114,

                               листок с рисунками домиков,

                               карточки с заданием для работы в парах.

                                                                       Ход  урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность детей

    1.Самоопределение к  деятельности

         (2 мин)

    Прозвенел и смолк звонок,

    Начинаем наш урок,

    Мы за парты дружно сели,

    Друг на друга посмотрели,

    Пожелай успех глазами

    И вперед, вперед за знаниями.

    - Открыли тетради, записываем число, классная работа.

                  Я тетрадь свою открою

                  И как надо положу.

                  Я друзья от вас не скрою:

                  Ручку я вот так держу

                  Сяду прямо, не согнусь,

                  За работу я возьмусь

    Проверяют готовность к уроку.

    Записывают число, классная работа.

    2.Актуализация знаний Проблемное действие.

       (5 мин)

        У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?

    - А есть ли в этом рассказе «родственники»?

    Родственники.

    -Вы кто такие?

    -Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

    -А ты кто?

    -А я ваша тётка – Гусеница.

    Спасибо, ребята.

    Права ли Гусеница?

    Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

    -Какие же слова из сценки являются родственными?

    Почему?

     Похожи по цвету глаз, волос, внешность…

    ( Инсценирование)

    Нет

    - гусь, гусыня, гусята.

    Сходны по смыслу (это птица), имеют общий корень, а гусеница относится к насекомым.

    3.Постановка учебной задачи.

    (2  мин)

    Сегодня на уроке:

      Какова тема урока?

      Какова цель урока?

      На какие вопросы нам предстоит ответить?

    Родственные слова.                         Корень слова.

    -Будем учиться находить и подбирать родственные слова, выделять корень.

    Какие слова называются родственными и что такое корень.

    4.Открытие нового знания.

     (6 мин)

    Что нам поможет ответить на поставленные вопросы?

    Открываем учебник на странице 114, читаем задание к упражнению  №144.

    На доске:               Ёжик-ёж,

    мышонок-мышь,

                                   котёнок-кот.

    Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные?

                               

    Если слова одинаковые по смыслу, то они могут быть кем?

    А что у этих слов общего?

    Как её выделим?

    Значит, как можно назвать ещё по  другому эти слова?

    Давайте, попробуем сделать вывод:

    Какие слова называются однокоренными (родственными)?

    Учебник русского языка

    Коллективное выполнение

    (3 ученика у доски)

    Одинаковые.

    Родственниками

    Общая часть – корень

    Дугой.

    Однокоренными.

    Однокоренные слова:

    1. сходны по смыслу;

    2)имеют общую часть – корень.

    Физминутка  (3 мин)

     

     Уселась кошка на окошко

    И стала лапкой ушки мыть.

    Понаблюдать за ней немножко,

    Её движенья можно повторить.

    1,2,3 – ну-ка повтори,(2 раза)

    3,4,5 – повтори опять,(2 раза)

    Просто молодцы!

    5.Первичное закрепление.

    (10  мин)

    Корень слова - значимая часть.

    Над словами родственными

    Держит власть.

    Выясним умело линию родства-

    Однокоренные запишем  мы  слова   Упр. №145 (1)

    Что мы будем делать?

    Сад – садовник,

    лес – лесной – лесник,

    бег – бегуны – бегать.

    Какие слова называются родственными (однокоренными)?

    Как пишется корень в однокоренных словах?

    Записывать родственные слова, выделять корень.

    3 ученика записывают у доски, выделяя корень.

    - Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными.

    Одинаково.

    Физминутка с пальчиками.

     1 мин.

    Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.

     - Потёрли каждый пальчик друг об друга.

     - А теперь потёрли ладошки.

     - Поздоровались, сели – встали, сели – встали, и тихонько побежали.

    Дети повторяют за учителем движения.

    6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

    (6 мин)

    -Так же, как и у кустов,

     Корень есть у разных слов.

     Будь внимателен к словам,

     Отыщи в них корень сам.

    -А сейчас делаем работу самостоятельно:

    У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Дорисуйте трубы одного цвета у домиков с однокоренными словами.

    1. Смешной, смех, смешить.

    2. Вода, наводнение, подводник.

    3. Вылет, полёт, летать.

    Проверьте по образцу на доске. Если правильно выполнили – поставьте «+», если неверно –  «-«

    Каждый выполняет работу на листочке

    Каждый сверяет свою работу с доской.

    7.Включение нового знания в систему знаний повторения.

    (8  мин)

    А теперь предлагаю вам поработать в парах.

    Найдите «лишнее» слово в каждой строке, докажите. запишите однокоренные слова.

    Гора, горный, горит.

    Вода, водит, водяной.

    Лестница, лес, лесник.

    Лёд, след, ледник.

    Проверка.

    Ученики работают в паре

    Ученики читают, доказывают свой выбор.

    8.Итог урока.

    (2 мин)

        Рефлексия.

    - Какую задачу ставили?

     - Удалось решить поставленную задачу?

    -Какие слова называются родственными?

    -Какие признаки имеют родственные  слова?

    Что нужно знать о правописании корня в родственных словах?

    - Оцените свою работу на этом уроке.

    Встаньте и подойдите к доске, кто усвоил тему, может объяснить товарищу, маме.

    Встаньте около своего стола, кто понял, но не может пока объяснить.

    Останьтесь сидя на месте, у кого остались вопросы и сомнения.

    Научиться находить родственные слова и определять у них корень.

    Да.

    Однокоренные слова:

    1) сходны по смыслу;

    2) имеют общую часть – корень.

    он пишется одинаково


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Роль взаимной связи между словами при построении высказываний»

    Данный урок 21 в разделе «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» Основной вопрос данного раздела: «КАК СВЯЗЫВАЮТСЯ СЛОВА ДРУГ С ДРУГОМ В РЕЧИ?»С этого вопроса начиналось введ...

    Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

    Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Лексическое и общее значение слов"

    Урок русского языка в 3 классе с использованием учебника Л.Я. Желтовской. Тема: "Лексическое и общее значение слова". Цель: систематизация знаний о группах слов с общим значением: предметности, призна...

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....