Технологическая карта и презентация русского языка УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока Учимся заканчивать текст
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ершова Анна Александровна

Цель:

закрепление и корректировка знаний о тексте; умения определять цельность текста и формулировать варианты окончания к незаконченным текстам.

Задачи:

Дидактические:

1)   устранить пробелы в знаниях по теме; 

2) контролировать степень усвоения понятий, знаний, сформированных на предыдущих уроках.  

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ текста;

2) развивать умение обучающихся анализировать содержание текста, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) анализировать информацию прочитанного текста: отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую свзязь между фактами;

2) выявлять в тексте главную мысль, подбирать заголовок, соотносить авторский замысел со структурой и цельностью текста. 

Личностные:

1). проявление уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

2) познавательные интересы, активность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению и познанию русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 28.02.2022

Школа: Академический лицей №95

Класс: 2-7

Урок: 4

Время: 10:50 – 11:30 Кабинет: 101

Студент: Ершова Анна

Группа: 31

Учитель: Миронова Елена Борисовна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Учимся заканчивать текст»

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: закрепление и корректировка знаний о тексте; умения определять цельность текста и формулировать варианты окончания к незаконченным текстам.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)   устранить пробелы в знаниях по теме;

2) контролировать степень усвоения понятий, знаний, сформированных на предыдущих уроках.  

Предметные:

1) анализировать информацию прочитанного текста: отличать главные факты от второстипенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую свзядь между фактами;

2) выявлять в тексте главную мысль, подбирать заголовок, соотностить авторский замысел со структурой и цельностью текста.

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ текста;

2) развивать умение обучающихся анализировать содержание ткста, делать выводы.

Личностные:

1). проявление уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

2) познавательные интересы, активность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению и познанию русскиго языка.

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2, презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное обрудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Александровна, и сегодня урок русского языка, проведу у вас. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Занимайте свои места.

- Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями.

Мы умеем думать,

Мы умеем рассуждать.

Все что нужно для работы,

То и будем выпонять..

- Прочитаем это хором.

- Чем будет для нас являться этот стих?

- Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз. Потренеруемся.

- Будем лениться?

- Будем трудиться?

- Теперь можем идти дальше.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Читают хором

- Девизом урока.

Палец вниз

Палец вверх

УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация, слайд 1-2

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Организует минутку чистописания.

- Повторим правила посадки.

- Давайте скорее напишем в тетрадях число. Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «двадцать восьмое февраля». А снизу пишем «Классная работа».

- Начнем минутку чистописания. Для этого откройте словарики и найдите 3 столбик 2 группу слов: «Москва, Московский Кремль, мультфильм». Именно с этоми словами мы поработаем.

- Давайте попробуем объяснить значения этих слов.

- Прочитаем по слогам. Определите количество слогов.

- Произнесем с ударением.

- Определите ударные слоги, поставьте над ними знак ударения, подчеркните орфограмму, которую нужно запомнить. На работу у вас есть буквально 2-3 минутки.

- Помните, что пишем аккуратно, красиво, но в тоже время быстро.

- Сигнализируйте мне о выполнении работы – «палец вверх».

- Сейчас, поменяйтесь тетрадками в парах. И сравните работу в тетради с эталоном на доске. Если написано верно, аккуратно, то поставьте «+», если есть проблемы, то «±».

- Поднимите руки, у кого «+». А теперь, у кого «±».

- Увидела, все большие молодцы, продолжаем работу.

Организует подводящий диалог к теме урока.

- Отлично, вы молодцы. Попробуем составить из данных слов текст.

- Что  мы называем текстом?

- Совершенно верно, вам нужно придумать из данных слов предложения, связанные между собой по смыслу и записать в тетрадь.

- Чтобы несколько слов были предложением, какие условия должны выполняться?

- Приступаем к работе.

- Теперь прочтите получившиеся предложения соседу по парте, а сосед по парте проверит их на наличие слов из словарика. Работаем.  

-Сигнализируйте мне о завершении работы – «палец вверх».

- Итак, молодцы, возникли ли сложности при составлении теста?

- Получилось установить связь предложений между собой?

-А получилось ли составить цельный текст, имеющий начало, кульминационный момент и оканчание?

- Есть такие тексты, при прочтении которых ожидается, напрашивается продолжение?

- Посмотрите какой текст составила я. Кто нам прочитает?

- Можем ли мы данные предложения назвать текстом?

- Чего не хватает?

- Тогда как думаете, чего не достаточно в таких текстах?

- Да, любой текст должен быть закончен.

- А если не будет закончен, можно будет назвать такие предложения текстом?

- Предложите варианты завершения моего текста.

-Какие оригинальные концовки вы мне предлагаете, посмотрите какую попробовала составить я.

Открывают и работают с рабочими тетрадями.

Я тетрадочку открываю,

И как надо положу.

Я,друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь.

Москва – город, столица России.

Московский Кремль – официальная резиденция (местопребывание) президента России.

Мультфильм – вид киноискусства.

- Мос-ква, Мос-ков-ский Кремль, мульт-фильм.

- МосквА, МоскОвский КрЕмль, мультфИльм.

Оценивают работу одноклассника.

Сигнализируют о своих оценках.

- Два и более предложений, связанных между собой по смыслу.

-Они должны быть связаны и выражать мысль. Пишется предложение с заглавной. В конце предожения стаят точку или другой подходящий знак.

Выполняют задание в тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

После школы я обычно немного отдыхаю и приступаю к выполнению домашнего задания. Сегодня я решил посмотреть мультфильм в свободное время. Сказочный город совсем на Москву. Он светлый, яркий и воздушный. Лишь Московский Кремль частично можно сравнить со сказочным замком. Вот бы посмотреть, что там внутри. Совсем я замечтался. На улице стемнело.

-Нельзя.

-Заключения не достаточно.

-Если нет заключения – нельзя назвать текстом.

-Я приступил к выполнению домашнего задания. Мысли о сказочном замке не покидали меня. Всю ночь мне снились приключения по сказочному городу.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- А может у вас появились предположения, над чем мы продолжим работу, какая тема урока будет нами обозначена? Попробуйте сформулировать тему.

- Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры:

1.Повторим…

2.Закрепим…

- Прекрасно, если есть тема и цели, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее.

1. Повторим как строится … и как важно … в нем.

2. Выполним …  .

3. Сделаем … по … .

(текст, окончание, самостоятельную работу, вывод, теме урока.)

-Совершенно верно!

Формулируют тему и цели урока.

- «Уметь заканчивать текст».

1.Повторим как подбирать подходящее окончание к незаконченным текстам.

2.Закрепим знания о тексте.

1. Повторим как строится текст и как важно окончание в нем.

2. Выполним самостоятельную работу.

3. Сделаем выводы по теме урока.

УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий

УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация.

Коррекция знаний и способоы действий

(7 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Наглядный: демонстрация

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение

- Мы с вами уже повторили, что представляет из себя текст.

- А что еще имеет текст, кроме начала, основной части и окончания?

- А если тест не имеет заголовка, мы сможем его озаглавить?

- Любой подойдет заголовок к тексту?

Организует работу с учебником.

- Откройте учебники на стр. 41, упр. 1 Прочитайте. Это текст?

- О чем говорится в нем? Давайте найдем в этом тексте его части.

- Прочитайте начало текста. О чем говорится в этой части?

- Прочитайте основную часть. О чем говорится в этой части?

- Есть ли конец текста? Давайте придумаем окончание текста. Чем может закончится история?

- Данный вариант является подходящим? Покажите согласие – палец вверх. Отлично!

- Есть ли заголовок? Давайте озоглавим тест.

-Спишите текст в тетрадь, не забудьте его озоглавить и дописать окончание текста, вариант окончания указан на экране.

-Итак, справились, сравните с эталоном на экране.

- Ребята, а от чего зависит окончание текста? На что вы опирались, при формулировании завершения текста?

-А если поменять главную мысль поменяется окончание? Давайте проверим.

- Я предлагаю вам другой текст, имеющий иное начало и осн. часть. Кто прочитает?

- Есть варианты завершения данного текста? Они отличаются от предыдущего?

- Тогда посмотрите какой вариант окончания для этого текста я вам предлагаю.

- Сейчас организуем работу, чтобы понять, какие у вас есть затруднения в тексте, следующим образом: делимся на группы по 4 человека,  возьмите карточки с картинками, которые я раздала. У каждой группы своя картинка. Прочитайте внимательно задание, ваша задача – прочитать предложенный текст, после чего необходимо определить подходит ли окончание и соответствует ли главной мысли текста, если нет, то выбрать из предложенных  более подходящее, если подходит, то оставляете все как есть. Если текст не имеет заголовка, что мы делаем, ребята?

- Совершенно верно.

- Но перед тем, как вы приступите к выполению задания давайте повторим с вами правила работы в группе.

- На задание вам даётся 3-4 минуты.

Прочитайте внимательно предложенный текст, определите,  подходит ли окончание и соответствует ли главной мысли текста, если нет, то выбрать из предложенных более  подходящее, если подходит, то оставляете все как есть. Если текст не имеет заголовка – озаглавьте.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву.

Мышь увидела Льва и засмеялась.

-Кто же будет помогать хищному зверю, точно не я.

Варианты окончания:

А) Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Б) Как приключилась со Львом беда,  мышь не сразу услыхала. Вспомнила она, что обещала ему добро сделать, а не успела помочь. Усыпили Льва охотники и увезли.

- Хорошо, ребята, заканчиваем выполнение задания. Поднимите руку те, кто успел всё сделать. Давайте проверим – что у вас получилось. Группа, которая первой справилась, предоставляем слово вам, а мы внимательно слушаем и проверяем.

Организует проверку задания

- Те, кто не успел или те, кто допустил ошибки, как вы считаете, почему это произошло?

-Выявили затруднения, над чем ещё нужно работать.

-Заголовок.

-Да.

-Не любой, заголовок должен быть свзяан с основной мыслью текста.

-Как-то мы нашли в лесу зайчика.

-В начале говорится о нахождении зайчика-малыша.

- В основной части речь идёт о том, как зайчика выкормили.

Предлагают концовку и заголовок.

-Нет

-Когда зайчик подрос, мы отнесли его в лес. Выпустили на полянку. Он быстро побежал и вскоре скрылся за кустами.

-Зайчонок.

-На глазную мысль.

Как-то мы увидели в лесу зайчат. Они были такими ловкими и активными. Наверняка они совсем недавно научились прыгать. Мы наблюдали за ними, но вскоре мы были замечены.

-Зайчата пулей убежали в глубь леса и скрылись в толще снега. Гуляя по лесу мы будем рады увидеть озорных малышей вновь.

-Озоглавить текст, если нет заголовка.

Правила работы в группе.

1.Говори тихо и спокойно.

2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4.Делай замечания тактично, не груби.

5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Ответ:

Заголовок  – Лев и мышь

Окончание –

А) Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практ.: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Встаньте все со своих мест, задвиньте стулья и приготовьтесь.  Повторяем движения за мной.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно!

Повторяют движение за видео.

Самостоятельная работа

(3-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Отлично, мы с вами отдохнули! Сейчас поработаем самостоятельно, необходимо для начала подписать фамилию на карточках, которые я вам раздала, в правом верхнем углу, после чего вам нужно будет ответить на 5 вопросов теста по вариантам, где нужно выбрать правильный вариант – он только один, обведи его в кружок, где необходимо дополни и впиши ответ.

1 Вариант.

1. Закончи высказывание:

Текст – это …

А) несколько предложений, связанных по смыслу друг с другом;

Б) группа предложений;

В) одно или несколько предложений, записанных с красной строки.

2. Укажи, что такое основная мысль текста: 

А) то, о ком или о чём говорится в тексте;

Б) структура текста;

В) то, о чём хотел сказать автор.

3. Укажи группу предложений, с верным завершением текста:

А) Был морозный зимний вечер. Ребятишки играли на улице. Стало темно и ребята решили согреться у Васи.  

Б) Зима была холодной. Однажды утром термометр показал 31 °C. Мой любимый школьный предмет математика.

4. Прочитай, определи и запиши, сколько предложений в данном тексте:

Толя — ученик четвертого класса он шел к своему товарищу вдруг из-под забора   вылезла   кошка она   решила перебежать   дорогу Толя зашипел на нее змеиным языком кошка бросилась вперед

5. Пронумеруй предложения так, чтобы окончание текста было правильным:

 К концу января он займет половину суток. 

 Конец зиме. 

 День прибавляется еще с декабря. 

 В феврале снег начинает таять. 

2 Вариант

1. Закончи высказывание:

Текст – это … 

А) несколько предложений, связанных по смыслу друг с другом;

Б) группа предложений;

В) одно или несколько предложений, записанных с красной строки.

2. Укажи, что такое главная мысль текста:

А) это характеристики героев;

Б) то, о чём хотел сказать автор;

В) то, о ком или о чём говорится в тексте.

3. Укажи группу предложений, с верным завершением текста:

А) Вася сидел у школы. Вдруг ребята запустили в него снежками. Захотелось ему отплатить товарищам. Но он стерпел.

Б) Моя мама кондитер. Она вкусно готовит торты и капкейки. Я попросил маму приготовить что-нибудь вкусное к чаепития. За окном уже наступила осень.

4. Прочитай, определи и запиши, сколько предложений в данном тексте:

Начался урок русского языка вдруг в класс вбежал Снежок все засмеялись снежка выпроводили из класса ребята посмеялись и стали слушать учительницу

5. Прономеруй предложения так, чтобы окончание текста было правильным:

 Пришел мороз.

 Лишь ручеек не поддался морозу. 

 Тек себе до февраля.

 Побелели деревья.

- Проверьте ваши работы по эталону. 

- У кого одна ошибка – оценка «пять», две ошибки – оценка «четыре», три и более - оценка «три».

- Поднимите руку те, у кого нет ошибок? Одна ошибка? Две?

- В каком пункте допустили ошибку?

- Хорошо, вы отлично поработали. Возможно, мы поговорим с учителем и решим, кто достоин отметки.

Выполняют самостоятельную работу.

Дополнительные ответы

   

Ответы:

1 вариант:

1-А

2-В

3-А

4- Толя — ученик четвертого класса. Он шел к своему товарищу. Вдруг из-под забора вылезла кошка. Она решила перебежать   дорогу. Толя зашипел на нее змеиным языком. Кошка бросилась вперед.

5-2413

2 вариант:

1-А

2-Б

3-А

4-Начался урок русского языка. Вдруг в класс вбежал Снежок. Все засмеялись. Снежка выпроводили из класса. Ребята посмеялись и стали слушать учительницу.

5-1342

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация

Включение в систему знаний

( мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Самоконтроль

Организует связь между новой темой и пришлого урока.

- Ребята, откройте учебники на стр. 42, упр. 2

 Прочитайте. Я предлагаю вам, выполнить задание, оно не простое, каждый сейчас придумает и запишет в своей тетрадки окончание текста, которое понравится учителю и будет являться правильным, а также подумаете над главным вопросом в задании.

- Приступайте к работе, кто первый справится, того и спросим.

- Послушаем ответ. Согласны – пелец вверх, не согласны – палец вниз.

- Итак, хорошо, молодцы, справились с таким не простым заданием.

- А также, ребята, давайте придумаем историю, чтобы она подходила к предложению, к истории, которую предлагает автор. Спасибо за ваши интересные варианты.

- А теперь посмотрите какой вариант предлагаю вам я? Подходит, ребята?

- Ребята, а кто мне скажет, что мы называем текстом?

- Что является основной мыслью?

- Расскажите мне из скольких частей состоит текст?

- Как мы строим текст?

Работают с учебником.

-Кошка очень любит ластиться. Она спокойная и добрая. Зайка очень любит скакать и кушать морковку. Он ловкий и активный. Зайка бодрил усталую кошку. Они бегали и играли вместе, даже спали в одном лежаке. Так они дружили.

- несколько предложений, связанных по смыслу друг с другом.

- то, о ком или о чём говорится в тексте

- начало, осн. часть, окончание.

- составляем предложения выражающие мысль. Предложения связаны между собой по смыслу, имеют начало, осн. часть и окончание, в конце предложения ставится точка или другой подходящий знак(восклицательный, вопросительный). Текст имеет заголовок, подходящий под главную мысль текста. Только тогда такие предложения можно назвать текстом и он будет цельным.

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению

Презентация

Рефлексия деятельности

( мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

- Вы сегодня отлично работали, некоторые достойны положительной отметки.
Проводит работу по самооценке.

- Чтобы знания были впрок.

  Давайте повторим урок.

- Какой была тема урока?

-Вспомните цели план урока, всё ли мы выполнили?

- После сегодняшего урока вам будет легче строить текст?

- Заполните опору:

У меня получилось…

Мне было трудно…

- Посмотрите на экран, перед вами 3 острова, 1 – радости, 2 – знаний, 3 – грусти.

- Поднимите руки, кто по завершению нашего урока может сказать, что он на 1ом острове/на 2ом/на 3ем.

- Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

-Повторили как подбирать подходящее окончание к незаконченным текстам. Закрепили знания о тексте.

Выполнили самостоятельную работу.

-Легче, потому что мы повторили и закрепили структуру и составные части текста(окончание).

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация.



Предварительный просмотр:

1 Вариант.

1. Закончи высказывание:

Текст – это …

А) несколько предложений, связанных по смыслу друг с другом;

Б) группа предложений;

В) одно или несколько предложений, записанных с красной строки.

2. Укажи, что такое основная мысль текста: 

А) то, о ком или о чём говорится в тексте;

Б) структура текста;

В) то, о чём хотел сказать автор.

3. Укажи группу предложений, с верным завершением текста:

А) Был морозный зимний вечер. Ребятишки играли на улице. Стало темно и ребята решили согреться у Васи.  

Б) Зима была холодной. Однажды утром термометр показал 31 °C. Мой любимый школьный предмет математика.

4. Прочитай, определи и запиши, сколько предложений в данном тексте:

Толя — ученик четвертого класса он шел к своему товарищу вдруг из-под забора   вылезла   кошка она   решила перебежать   дорогу Толя зашипел на нее змеиным языком кошка бросилась вперед

5. Пронумеруй предложения так, чтобы окончание текста было правильным:

     К концу января он займет половину суток. 

     Конец зиме. 

 День прибавляется еще с декабря.           В феврале снег начинает таять. 

2 Вариант

1. Закончи высказывание:

Текст – это … 

А) несколько предложений, связанных по смыслу друг с другом;

Б) группа предложений;

В) одно или несколько предложений, записанных с красной строки.

2. Укажи, что такое главная мысль текста:

А) это характеристики героев;

Б) то, о чём хотел сказать автор;

В) то, о ком или о чём говорится в тексте.

3. Укажи группу предложений, с верным завершением текста:

А) Вася сидел у школы. Вдруг ребята запустили в него снежками. Захотелось ему отплатить товарищам. Но он стерпел.

Б) Моя мама кондитер. Она вкусно готовит торты и капкейки. Я попросил маму приготовить что-нибудь вкусное к чаепития. За окном уже наступила осень.

4. Прочитай, определи и запиши, сколько предложений в данном тексте:

Начался урок русского языка вдруг в класс вбежал Снежок все засмеялись снежка выпроводили из класса ребята посмеялись и стали слушать учительницу

5. Прономеруй предложения так, чтобы окончание текста было правильным:

 Пришел мороз.

 Лишь ручеек не поддался морозу. 

 Тек себе до февраля.

 Побелели деревья.



Предварительный просмотр:

Прочитайте внимательно предложенный текст, определите,  подходит ли окончание и соответствует ли главной мысли текста, если нет, то выбрать из предложенных более  подходящее, если подходит, то оставляете все как есть. Если текст не имеет заголовка – озаглавьте.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала

просить, чтобы он пустил её; она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
          Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
          Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву.

Мышь увидела Льва и засмеялась.

-Кто же будет помогать хищному зверю, точно не я.

Варианты окончания:

А) Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Б) Как приключилась со Львом беда,  мышь не сразу услыхала. Вспомнила она, что обещала ему добро сделать, а не успела помочь. Усыпили Льва охотники и увезли.

Прочитайте внимательно предложенный текст, определите,  подходит ли окончание и соответствует ли главной мысли текста, если нет, то выбрать из предложенных более  подходящее, если подходит, то оставляете все как есть. Если текст не имеет заголовка – озаглавьте.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала

просить, чтобы он пустил её; она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
          Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
          Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву.

Мышь увидела Льва и засмеялась.

-Кто же будет помогать хищному зверю, точно не я.

Варианты окончания:

А) Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Б) Как приключилась со Львом беда,  мышь не сразу услыхала. Вспомнила она, что обещала ему добро сделать, а не успела помочь. Усыпили Льва охотники и увезли.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"

Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...

Презентация. Русский язык УМК Начальная школа 21 века , Тема: " Главные члены предложения"

Урок по теме "Главные члены предложения", предназначен для учителей и учащихся 3 классов....

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Слова, близкие по значению" (2 класс)

Цель урока: формирование у учащихся понятия о словах, близких по значению.Задачи урока Дидактические:- познакомить учащихся со словами, близкими по значению;- отработать у учащихся умения подбирать сл...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Абзац" (2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с понятиями «абзац», «красная строка». Задачи урока Дидактические:- узнать определение понятий «абзац», «красная...

Технологическая карта и презентация русского языка УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока Устаревшие слова. Слова-синонимы. Новые слова

Цель:закрепление знаний и корректировка умения определять устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова и умения распознавать и понимать эти слова в речи. Задачи:Дидактические:1)...