Урок русского языка по теме "Наречие " с презентацией.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Бугай Надежда Петровна

Учебное занятие по русскому языку с презентацией по теме "Наречие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык. 4 класс.

Разработала учитель начальных классов Бугай Н.П.

Тема урока «Наречие»

Цель урока:

  • Формирование общего представления о наречии как части речи.

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи занятия: научить находить часть речи «наречие» по его признакам.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Познавательные- освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
  • Регулятивные-постанова учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.
  • Коммуникативные- формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
  • Личностные- формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

Используемые методы: •учебный диалог, частично-поисковый метод; проблемный метод; метод тайм-менеджмента - ориентация на время как ценность; метод проектов; учебная игра.

План урока:

1. Организационный момент

   1) Создание мотивации к действию на уроке.

   2) Мобилизация внимания школьников.

2. Актуализация знаний. Выявление уровня базовых знаний и умений для изучения новой части речи .

3. Обозначение темы, постановка задачи урока.

4. Работа над темой урока. Исследовательская работа в  парах и группах.

5. Работа по дальнейшему обобщению и углублению знаний и умений.

6.  Подведение итогов урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности.

     Пусть девизом нашего урока является следующее  высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

(Бенедикт Спиноза)

С хорошим настроением начинаем наш урок русского языка.

 - Наш язык и скромен, и богат В каждом слове скрыт чудесный клад. Какой? Слова в нашей речи разделены на части речи. Какие части речи можете определить?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Возьмите листы, найдите подчеркнутое слово, определите часть речи и подчеркните слова, относящиеся к этой же части речи.

(Интересный,(2 ряд) интерес, интересоваться, праздник,(1 ряд)праздновать, праздничный веселье, весёлый, веселит, весело, грусть, грустить,(3 ряд) грустный, грустно, трудно, плохо. Охарактеризуйте выбранную часть речи  по плану:

  1. Отвечает на ? ………
  2. Обозначает …………..
  3. Изменяемая или неизменяемая часть речи …………
  4. В предложении является …………..

-Послушайте. Кто возьмет в свою группу следующие слова.

Хорошо и плохо,

Мягко и тепло,

Весело и славно,

Ярко и светло,

Сверху или снизу,

Близко иль вдали,

Все слова знакомы

 Нас определи..

-Может быть отнесем к числительным?

Ваш вывод.

Какое название имеет?

Откройте учебник на с.73 и прочитайте название неизвестной пока нам части речи.

Выполняют работу индивидуально.

Составление ответов по алгоритму.

Ответы детей.

Это неизвестная  нам часть речи.

Постановка цели и учебной задачи.

Определим задачи на наше занятие.

У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь.

Познакомиться с особенностями наречий. Попробуем охарактеризовать наречие как часть речи по основным показателям:

1.Отвечает на ?

2.Обозначает ..

3.Изменяемая или неизменяемая часть речи ….

4.В предложении является …………..

Изучение нового материала 

Первый этап нашего исследования-это определение вопросов, на которые отвечают наречия.

Упр.126. Выделенные слова – это наречия. Выполняем 3 и 4 задание

-Какой вывод можно сделать?

От какой части речи задавали вопрос к наречию?

Следовательно делаем вывод, что наречие помогает глаголу обозначить:

  • место действия; (где?, куда?, откуда?)
  • время действия; (когда?)
  • образ действия. (как?)

Каким членом предложения является?

Проговаривают вслух и самостоятельно записывают.

Вывод: наречие отвечает на вопросы: где? Как? Куда? Когда? Откуда?

Приводят пример.

-Второстепенным.

Обстоятельством.

Самостоятельная работа

_Собери пословицу.

Сказать легко- сделать трудно. Найдите наречие. Что помогает обозначить глаголу? (образ действия)

- Найдите антонимы.

Работа в парах

Физминутка.

Игра «Наоборот»

-Скажу я слово высоко, а ты ответишь…(низко)

-Скажу я слово далеко, а ты ответишь..(близко)

- Я скажу -темно, а ты ..(светло)

-сверху я произнесу, а ты мне скажешь..(снизу)

Физминутка для глаз

Самостоятельная работа

-На какой вопрос не ответили?

Как изменяется глагол? (по числам, лицам, временам и в прошедшем времени по родам)

- Возьмем наречие «легко» и проведем с ним эксперимент.

- Выполните задание для каждой группы.

1 группа (легко)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

Решил (как?)-------------------(ед.ч.)

Решили(как?)--------------------(мн.ч.)

Сделайте вывод!

Наречия по числам ________________________________

2 группа (легко)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Решают (как?)(______________) (н.в.)

Решил (как?)(___________) (п.в.)

Решит(как?)------------------- (б.в.)

Наречия по временам ________________________________

3 группа (легко)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

Выучил (как?)(___________?) м.р.

Выучила(как?)(___________?) ж.р.

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________

4 группа (легко)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

1л. : я решаю(как?)легко;

2л. : ты решаешь (как?)  ---------------

3л. : он решает (как?) _____________

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________

5 группа

Можно ли изменить форму наречия легко так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? _______________

Чего? _____________

Чему? ________________

Чем? ____________________

О чём? __________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________

Общий вывод: Наречие неизменяемая часть речи. Обратим внимание.с.73

Легко  буква о-какой частью слова является?

Работа в группах.

Вывод зачитывают у доски.

Обобщение и систематизация знаний

Мы выстроили вот такую блок- схему о наречии.  Поясните ее.

Я дополню ваш рассказ.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).

Вот почему наречия всегда живут и работают с глаголом.

Прочитайте вывод в учебнике.с.74

-Выполним упр 129

-синоним слову «робко»

Определите роль наречий в предложении.

Предлагается ещё одно групповое задание, связанное с подбором наречий-синонимов к фразеологическим оборотам: Спит как убитый – спит …………(крепко) Бежать во весь дух – бежать ………..(быстро) Знать как свои пять пальцев – знать ………(хорошо) Кот наплакал - ………….. (мало) Рукой подать - ……………(близко) Ни свет, ни заря - …………. (рано)

Рассказ о наречии по схеме.

Фронтальная работа.

Рефлексия.

Вернемся к заданию , с которого начинали занятие. Найдите среди слов наречие. Проанализируйте свои знания по теме, как каждый справился задачами занятия Данные анализа представим диаграммой.

Красный смайлик- я определю наречие среди других частей речи.

Желтый- может быть мне потребуется незначительная помощь.

Зеленый- буду надеяться только на помощь.

Итог

Известный русский писатель М. Горький сказал о наречиях так: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Наречие» Русский язык. 4 класс. Бугай Н.П. учитель начальных классов

Слайд 2

Цель: формирование общего представления о наречии как части речи. Формируемые универсальные учебные действия: Познавательные- освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи. Регулятивные-постанова учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные- формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Личностные- формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности

Слайд 3

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». (Бенедикт Спиноза)

Слайд 4

Задание 1. ( Интересный,(2 ряд) интерес, интересоваться, праздник, (1 ряд)праздновать, праздничный веселье, весёлый, веселит, весело, грусть, грустить,(3 ряд) грустный, грустно, трудно, плохо.

Слайд 5

Охарактеризуйте по плану: Отвечает на ? ……… Обозначает ………….. Изменяемая или неизменяемая часть речи ………… В предложении является …………..

Слайд 6

Этапы исследования Отвечает на вопросы: Обозначает Изменяемая или неизменяемая часть речи В предложении является:

Слайд 7

Собери пословицу. Сказать легко- сделать трудно.

Слайд 8

1. Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? Решил (как?)-------------------(ед.ч.) Решили(как?)--------------------(мн.ч.) Сделайте вывод! Наречия по числам ------------

Слайд 9

2 группа Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени? Решают (как?)(______________) (н.в.) Решил (как?)(___________) (п.в.) Решит(как?)------------------- (б.в.) Наречия по временам ________________________________

Слайд 10

3 группа Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? Выучил (как?)(___________?) м.р. Выучила(как?)(___________?) ж.р. Сделайте вывод! Наречия по родам ________________________________

Слайд 11

4 группа Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа? 1л. : я решаю(как?)легко; 2л. : ты решаешь (как?) --------------- 3л. : он решает (как?) _____________ Сделайте вывод! Наречия по лицам

Слайд 12

5 группа Можно ли изменить форму наречия легко так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов : Что? _______________ Чего? _____________ Чему? ________________ Чем? ____________________ О чём? __________________ Сделайте вывод! Наречия по падежам

Слайд 13

Подбери наречия-синонимы к фразеологическим оборотам. Спит как убитый – спит… Бежать во весь дух – бежать…. Знать как свои пять пальцев – знать… Кот наплакал – …. Рукой подать – … Ни свет, ни заря - …

Слайд 14

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной». М.Горький


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе.(презентация)

Тема урока "Фонетика, состав слова"...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе (презентация)

Алгоритм не самоцель, а способ получить прочные знания. В презентации представлены различные алгоритмы для развития грамотного письма...

Урок русского языка во 2 классе - Презентация

Разработала: Николаева Н.В. учитель высшей категории....

Конспект урока русского языка во 2 классе + презентация

Данный урок русского языка  был проведен во 2 классе (ОС "Школа 2100"). Тема: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи. Тип урока - ОНЗ.Урок разработан в соответствии с требова...

Урок русского языка "Перенос слов" с презентацией и самоанализом

Тема урока: «Перенос слов».Цели урока направлены на формирование всех групп УУД: Предметных : познакомить учащихся с правилами переноса слов с одной строки на другую;Метапредметных : разви...