РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для 3 класса "Тайны русского языка"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Пэрн Наталья Юрьевна

     Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_3_ka.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности для 3 класса

«Тайны русского языка»

 Цели и задачи курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке 
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

        Сроки реализации программы 1 год.

Занятия проводятся 1 час в неделю ; 17 недель ; 17 часов в год.  (1 полугодие)

                                                                 2. Содержание  рабочей программы

                                                            1 час в неделю ; 17 недель ; 17 часов в год. 

Наименование темы

Количество часов

Содержание учебного материала

Формы организации и виды деятельности

Тема 1.Сказочное царство слов .  

         1

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес .

Оценивать конкретные примеры добрых слов

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность,
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес .

Оценивать конкретные примеры добрых слов

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность,
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Тема 2. Путешествие в страну Слов.

         1

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 3. Чудесные превращения слов.

          1

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 4.В гостях у слов- родственников.

           1

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 5.Добрые слова.

          1

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 6.Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов

Тема 7.Новые слова в русском языке.

           1

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 8. Встреча с зарубежными друзьями.

          1

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 9.Синонимы в русском языке.

          1

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 10. Слова- антонимы.

        1

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема 11. Крылатые слова.

        1

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 12. В королевстве ошибок.

         1

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 13, В стране Сочинителей.

         2

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема  14 Искусство красноречия.

         1

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 15. Праздник творчества и игры.

         1

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 16.КВН по русскому языку.

1

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Итого

17

3.Тематическое планирование. (17 часов)

Тема занятия

Количество часов

Резерв

1

Сказочное царство слов .  

1

-

2

Путешествие в страну Слов.

1

-

3

Чудесные превращения слов.

1

-

4

В гостях у слов- родственников.

1

-

5

Добрые слова.

1

-

6

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

-

7

Новые слова в русском языке.

1

-

8

Встреча с зарубежными друзьями.

1

-

9

Синонимы в русском языке.

1

-

10

Слова- антонимы.

1

-

11

Крылатые слова.

1

-

12

В королевстве ошибок.

1

-

13-14

В стране Сочинителей.

2

-

15-16

Искусство красноречия.

2

-

17

Праздник творчества и игры.

1

-

26- 27

Трудные слова.

2

-

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2

-

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

-

32

Откуда пришли наши имена.

1

-

33

Занимательное слообразование.

1

-

34

КВН по русскому языку.

1

-

Итого 34 часа

4.Календарно-тематическое планирование.

17 недели;1 час в неделю;17 часов.

п\п

Тема

 занятия

Дата по плану

Коррекция КТП

Дополнительная информация с учетом специфики курса

1

Сказочное царство слов .  

2

Путешествие в страну слов.

 

3

Чудесные превращения слов.

4

В гостях у слов родственников.

5

Добрые слова

6

Экскурсия в прошлое

7

 Новые слова в  русском языке

8

Встреча с зарубежными друзьями

9

Синонимы в русском языке

10

 Слова-  антонимы  

11

Крылатые слова  

12

  В королевстве ошибок

13

В стране Сочинителей

14

  Искусство красноречия

15

  Праздник творчества и игры

16

Трудные слова.

17

  КВН по русскому языку.

5.Планируемые  результаты  изучения курса(личностные, метапредметные, предметные )

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • эмоциональности; умению осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатии – умению осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувству прекрасного – умению чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любви и уважению к Отечеству, его языку, культуре;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • интересу к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интересу к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интересу к изучению языка;
  • осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;

  Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

   Обучающийся получит возможность научиться:

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные:

Обучающийся научится:

знать:                                                                                                                            

-произведения устного народного творчества

-знать пословицы и поговорки о языке

-тематические группы слов;

-правила составления тематического словаря;

- правила превращения слов;

- отличительные признаки родственных слов

-добрые слова;

--правила вежливого поведения

-слова-историзмы;

-слова-архаизмы;

-значение устаревших слов

-откуда берутся новые слова;

- откуда берутся заимствованные слова; признаки данных слов

-значение слов-синонимов:

 -признаки данных слов;

-правила подбора омонимов  

-значение «крылатых выражений»;

-смысл понятия «красноречие

-где и как можно найти значение трудных слов

- историю изобретения анаграмм и метаграм

-как составлять и разгадывать шарады и логогрифы

-историю происхождения имён

-как образовывать новые слова;

-как разгадывать шарады          

Обучающийся получит возможность научиться:

  -как создавать свои речи

  как находить исчезнувшие

 -как подбирать родственные слова

  -как сочинять сказки

  -уметь находить данные слова в текстах;

-находить синонимы в тексте

-как подбирать антонимы

  -как подбирать «крылатые выражения» в названиях текста

 -как искать и исправлять ошибки

  -как сочинять стихи-загадки по заданной рифме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Fairy English» (английский язык)

                   Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс «Занимательный русский язык»

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Занимательный русский язык"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Царство китайского языка"

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Царство китайского языка"...

Программа внеурочной деятельности по математике "Знатоки русского языка" 3 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Секреты русского языка» направление общеинтеллектуальное для 4 класса

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...