Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок - Добрый день, ребята! Меня зовут Анна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Мне очень приятно видеть вас сегодня. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Повернитесь ко мне и подарите улыбку мне. Чтобы урок прошёл хорошо, нужно хорошее настроение. - А чтобы вы могли следить за своей работой, я раздам вам листы самооценивания. Ставьте плюс, если выполнили задание верно и минус, если неверно. Лист самооценивания | Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | Самостоятельная работа |
|
|
|
|
| Твоя оценка_____ Оценка учителя_____ |
| Подготовка к уроку.
Настрой на урок.
Слушают
| Познавательные УУД: 1) Учимся строить речевые высказывания. 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | Повторение изученного материала
- А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Назовите орфограммы. Двадцать пятое ноября Классная работа - Ребята, какие значащие части слова вы знаете?
- Что такое приставка?
-- Что такое суффикс?
Я предложил Вирусу и Вирусинке придумать по два предложения, в которых будут слова с приставками и суффиксами. И вот что у них получилось: Два зайчонка поутру постучали по пеньку. Отвалилась от ветки еловая шишка и ударила по лбу косолапого мишку. Зайчик забежал за кустик. Мы лису туда не пустим. В норку влез колючий ёжик. Не видать ни головы, ни ножек. Догадайтесь, какие предложения придумал Вирус, а какие Вирусинка. Я думаю, что вам это было нетрудно. Ведь, обозначая приставки, Вирус, как обычно, допустил очень много ошибок.
Давайте рассмотрим первое предложение. В слове «зайчонка» нет приставки. «За» - это часть корня. Ведь все однокоренные слова к нему без «за» не употребляются. «Заяц», «заячий» и другие. А вот уменьшительно-ласкательный суффикс -онк- Вирус выделил правильно В наречии «поутру» Вирус верно выделил приставку, как и в глаголе «постучали». Ну а вот «по пеньку» - это существительное не с приставкой, а с предлогом «по». Между предлогом «по» и существительным «пеньку» вставим имя прилагательное «по трухлявому пеньку». Пишется раздельно. Суффикс -к- Вирус определил верно. Он придаёт слову «пеньку» уменьшительно-ласкательное значение. Во втором предложении лишь в слове «отвалилась» Вирус правильно обозначил приставку. «От ветки» - существительное с предлогом. «От еловой ветки». «По лбу» - тоже существительное с предлогом. «По широкому лбу». В глаголе «ударила» буква У не приставка, а часть корня. А вот суффиксы Вирус обозначил верно.
Ну а Вирусинка – молодец. У неё все сделано правильно. Я только хочу обратить ваше внимание на то, что в первом предложении есть слово с приставкой за- и рядом слово с предлогом «за». Проверить это несложно. «Бежал», «забежал», «прибежал» – однокоренные слова без приставки или с другими приставками. А между предлогом «за» и существительным «кустик» вставим имя прилагательное – «за густой кустик». Аналогичная пара есть и во втором предложении. Глагол «влез» пишется с приставкой в-. А существительное «норку» – с предлогом «в». Ну что же, работу Вируса и Вирусинки мы проверили. - Давайте отметим в листах самооценивания первое задание. |
Работа в тетрадях
Приставка, корень, суффикс, окончание Часть ______, которая помогает образовывать _______ слова
______ слова, которая помогает ________ новые слова
| Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 3) формируем умение находить ответы на вопросы.
|
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | –Ребята, мы с вами вспомнили, какие бывают значащие части слова.
- Какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Правильно. - Какая цель нашего сегодняшнего урока? - Попробуйте поставить цель на сегодняшний урок, опираясь на следующие слова: Повторить…
-Составим план урока: 1. Повторить… - Узнать…
- Выполнить…
- Выполнить…
|
-Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах.
-Повторить написание слов с безударными гласными, непроизносимыми согласными и парными согласными в приставках и суффиксах.
1. Повторить что такое приставка и суффикс. 2. Узнать правописание суффиксов и приставок. 3. Выполнить упражнения. 4. Выполнить самостоятельную работу. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: - умение планировать деятельность - осуществлять самоконтроль по плану - корректировать и оценивать | Учебная презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: фронтальная беседа, объяснение Наглядный: учебная презентация Форма контроля: самоконтроль | Слайд Молодцы!
- Ребята, откройте учебники на станице 62. Посмотрите на упражнение 108. Прочитайте слова и определите в каких словах не приставка, а в каких часть корня. Выпишите слова в которых не приставка. Давайте проверим правильность выполнения задания. Для этого выполните взаимопроверку с вашим соседом. Если вы обнаружите ошибку, поставьте галочку, над неправильно выписанным словом.
- Проверили? Теперь посмотрите на доску и посмотрите, у всех ли выписаны такие слова?
- Назовите слова в которых вы допустили ошибку? Молодцы! А теперь давайте подберем к каждому слову с приставкой синоним и антоним.
- Ребята, давайте посмотрим в слове билетик, какой суффикс? Какая гласная? Выйдите подчеркните букву.
- А в слове ёжик, какой суффикс? Какая гласная? Выйдите подчеркните букву.
- Давайте попробуем изменить слова. Нет чего? Правильно. Изменим слово ёжик. Нет кого?
- Что произошло с гласной и в словах билетик и ёжик?
- Давайте теперь посмотрим на слово замочек. Какой здесь суффикс? Какая гласная в суффиксе. Подчеркните её.
- Давайте теперь посмотрим на слово орешек. Какой здесь суффикс? Какая гласная в суффиксе. Подчеркните её. - Давайте изменим слова. Нет чего Какой суффикс теперь в этих словах? Посмотрим на эти слова. Что произошло в словах замочек и орешек? Молодцы.
- Кто мне сможет сказать, что произошло в этих словах?
- Какой вывод мы можем сделать, посмотрев на изменение форм этих слов? - Ребята, давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило. Посмотрите на правило на станице 62. Кто мне ещё раз скажет, как мы будем писать суффиксы –ик- , -ек-.
Правильно. Посмотрите у нас в правиле есть ещё суффиксы –ок- и онок-. Когда пишутся эти суффиксы? - Что нового узнали? Что повторили? - Какой пункт плана выполнили?
- Отмечаем второе задние в листах самооценивания. | Открывают учебники и читают задание Как они пишутся согласно правилу. Есть приставки и суффиксы которые пишутся только так и не иначе Снежок, слоник, маленький Приставки: В-, о-, до-, с-, по-, об-, над-, от-, на-, пере-, про-, при-, за-.
Корень: -бел-, -снеж-, -слон-,-мал-. Суффикс: -оньк-, -еньк, -н-, -чик-, -ов-, -ев-, -лив-, -очк-, -к-.
Нездоровый, недалеко, невесёлый, небогатый, небольшой, неаккуратный, негромко, неправда.
Проверяют друг друга
Называют
Подбирают антонимы и синонимы устно
-ик- и Выходят и подчеркивают
-ик- и Выходят и подчеркивают билетика
ёжика
она сохранилась
-ек, е Выходят и подчеркивают
ек, е Выходят и подчеркивают Замочка, орешка К Гласная е выпала.
При изменение слов, гласная и не выпадает. А гласная е выпадает
Если гласная выпадает, то мы будем писать в суффиксе е, а если не выпадает тогда будем писать и
Если гласная выпадает, то мы будем писать в суффиксе е, а если не выпадает тогда будем писать и
После шипящих
2. Узнать правописание суффиксов и приставок. | П: структурирование знания К: умение высказывать и аргументировать свои мысли К: инициативность в общем поиске нового знания
| Учебная презентация,учебник |
Динамическая пауза (2 минуты) |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Практический: задание Формы организации: внешний контроль | Ребята, посмотрите, на доску. Посмотрите на слово дружочек. От какого слова оно образовалось? При помощи чего? А от какого слова образовано слова дружок? При помощи чего? Почему в слове дружочек, суффикс –ек? Объясните. Измените слово - А кого мы можем назвать другом? Посмотрим в словаре определение этого слова. Какие произведения про друзей вы читали?
Теперь посмотрите на слово ножичек. От какого слова оно образовалось? При помощи чего? А от какого слова образовано слова ножик? При помощи чего? Почему в слове ножик, суффикс –ик? Измените. А почему в слове ножичек суффикс –ек? Объясните. Измените
Ребята, посмотрите, у нас получилось, что слово дружочек образовалось от слова дружок, а слово дружок от слова друг. Почему так получилось? Правильно, при изменении слов возможно чередование.
Так же чередование произошло в слове ножичек. Оно образовалось от слова ножик. Здесь к чередуется с ч.
А теперь давайте, посмотрим как образовывались слова в 3 и 4 строчки.
Кто выйдет к доске и объяснит, какое слово от какого образовалось в 3 строке.
Правильно. А почему мы написали петушочек?
А есть ли чередование в этих словах?
Кто выйдет к доске и объяснит, какое слово от какого образовалось в 4 строке.
Правильно. А почему мы написали ковшичек?
А есть ли чередование в этих словах?
Молодцы! Ребята а теперь давайте обратим внимание на правило, написанное ниже. Прочитайте его.
Ребята, а где у нас в слове может происходить чередование?
- Какой пункт плана мы выполнили? - Снова обратимся к листам самооценивания. | От слова дружок
При помощи суффикса –ек- От слова друг При помощи суффикса –ок- При изменении гласная выпадает Нет дружочка
От слова ножик При помощи суффикса –ек- От слова ножик При помощи суффикса –ик- При изменении гласная не выпадает Нет ножика При изменении гласная выпадает Нет ножичка
Согласные чередуются.
Петушочек образовалось от слова петушок, при помощи суффикса –ек. А слово петушок образовалось от слова петух.
При изменении нет петушочка. Гласная е выпала из суффикса.
Да к чередуется с ч в словах петушочек и петушок
Ковшичек образовалось от слова ковшик, при помощи суффикса –ек. А слово ковшик образовалось от слова ковш.
При изменении нет ковшичка. Гласная е выпала из суффикса.
Да к чередуется с ч в словах ковшичек и ковшик
Читают правило
Чередование может быть в суффиксе и в корне Выполнили упражнения. | П: работать по предложенному плану; П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
| Эмоциональный термометр, учебник, учебная презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: выполнение заданий (самостоятельная работа) Форма: самоконтроль | - Сейчас я раздам вам листочки. Вам нужно будет выполнить самостоятельную работу. У вас есть 5 минут.
- Обменяйтесь и проверьте работу соседа. -Проверка по эталону - Если всё правильно – поставьте «5», если есть 1 – поставьте «4», если 2 – «3». - Обменяйтесь карточками обратно. И отметьте в листах самооценивания свою отметку. - Встаньте те, у кого нет ошибок. - Молодцы!
| Выполняют самостоятельную работу
Выполняют взаимопроверку
| П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям
| Учебная презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная
| |
Маленький, лёгонький, ельник, берёзонька, оленёнок, ежонок, зайчата, пушистый, кораблик, овражек, учитель, сказочка, смелость, утята, библиотекарь, крючок, мячик, билетик.
Орфограммы пропущены в суффиксах.
крючок [кр’уч’ок] - 2 слога к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн. р [р’] - согл., звонк., непарн., мягк. парн. ю [у] - гласн., безуд. ч [ч’] - согл., глух. непарн., мягк. непарн. о [о] - гласн., ударн. к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн. 6 б., 6 зв. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: - умение планировать деятельность -осуществлять самоконтроль по плану корректировать и оценивать | учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | Подводит итоги -Какая тема урока сегодня была? Какую цель ставили? -Кто запомнил и может повторить правило. -Поднимите руки те, кто всё понял и теперь сможет применять полученные знания? - Поставьте себе отметки в листах самооценивания.
- Мне ваша работа на уроке очень понравилась. За работу на уроке оценки получают…(оценивание учителем) - Спасибо за урок! | Анализируют свою работу на уроке. Проводят эмоциональную рефлексию. - Тема: Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах -Цель: Повторить написание слов с безударными гласными, непроизносимыми согласными и парными согласными в приставках и суфиксах слова Ответы детей
| Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; | Учебная презентация, эмоциональный термометр |