Технологическая карта урока обучения письму «Звуки [з] и [з’]. Буква «Зз»» (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Долгушева Анна Владимировна

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: знакомство со звуками [з] и [з’] и обозначающей их буквой «Зз»; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последующую гласную.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить различать согласные звуки [з], [з’], характеризовать их.
  2. Учить читать слоги, слова с буквой Зз.
  3. Учить выполнять слого-звуковой анализ и выделять звуки [з], [з’].

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя.
  2. Развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению.
  2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам

УМК: «Школа России», азбука В.Г. Горецкий 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 10.11.2023

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска»

Класс: 1 «Г»

Урок: 1

Время: 08:00- 08:35 Кабинет: 113

Студент: Долгушева Анна Владимировна

Группа: 45

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Звуки [з] и [з’]. Буква «Зз»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство со звуками [з] и [з’] и обозначающей их буквой «Зз»; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последующую гласную.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Учить различать согласные звуки [з], [з’], характеризовать их.
  2. Учить читать слоги, слова с буквой Зз.
  3. Учить выполнять слого-звуковой анализ и выделять звуки [з], [з’].

Предметные:

  1. Усвоить образ буквы «з».
  2. Учиться различать звуки [з], [з’] между собой и среди других звуков.
  3. Учиться выполнять слого-звуковой анализ.
  4. Учиться выполнять гигиенические правила.

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя.
  2. Развивать умение работать в парах.

Личностные:

  1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей.
  2. Формирование        заинтересованности        при        выполнении заданий.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению.
  2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам

УМК: «Школа России», азбука В.Г. Горецкий 1 класс


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно - значимом уровне

                                                        Ф

Методы: Словесный: монолог.

Приветствие.

Учитель приветствует учеников.

 - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Владимировна. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Повернитесь ко мне и подарите улыбку мне. Чтобы хорошо прошло занятие, нужно хорошее настроение.

Если хочешь много знать,
  Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться

Приветствуют учителя.

Встают для приветствия.

Л: осознание и принятие на себя роли обучающегося; мотивация; самоопределение к деятельности.

Учебная презентация

Слайд

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Методы: Словесный: беседа, анализ.

 

1.Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

Прежде чем мы с вами начнём изучать новую букву и звуки, давайте вспомним, чему вы уже научились.

- Посмотрите на ленту памяти.

Почему одни гласные располагаются в верхней строке? Почему тогда другие гласные расположены в нижней строке?

А почему согласные расположены в верхней и нижней строках?

- Сколько букв обозначающих гласные звуки вы уже знаете? Назовите их.

-Какую работу они выполняют?

- Сколько букв обозначающих согласные звуки вы уже знаете? Назовите их.

-Чем отличаются буквы и звуки?

-На какие две большие группы делятся звуки?

-Чем отличаются гласные звуки от согласных?

-Какими бывают гласные звуки?

-А какими бывают согласные?

- Отлично!

- Ребята, сегодня мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв и добавим в ленту памяти новую букву.

Повторяют материал прошлого урока.

Хором: А, О, У, Ы, И, Е

- Образуют слоги, могут смягчать предшествующие согласные.

-А,О,У,Ы -твердые, И, Е – мягкие

Хором: Н, Л, Р, К, Т, С, В, М, П

Буквы – пишем и видим, звуки – слышим произносим.

-Гласные и согласные

-При произношении гласных звуков воздух в полости рта не встречает на своём пути преград и участвует только голос.

-Ударные и безударные

-Мягкими и твёрдыми, глухими и звонкими

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное и

произвольное

построение

речевого

высказывания.

Постановка учебной задачи
(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Методы:

Словесный: беседа.

2. Речевая разминка

Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.

Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: [з’ з’ з’ з’].

Комар звенит: [З З З З], комарик: [з’ з’ з’ з].

-Отлично.

3. Самоопределение к деятельности

Назовите 2 новых звука. Определите, с чем сегодня познакомимся?

- Молодцы!  Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

- Правильно. Какую цель мы сегодня себе поставим? 

Познакомимся со звуками …… и буквой …

Узнаем…

Будем учиться…

-Посмотрите, к нам пришёл Буратино. Он хочет узнать всё о букве З. Но Мальвина устала его учить и попросила нас обучить Буратино. Поможем Буратино узнать всё о букве З?

Формулируют тему, цель и задачи урока с помощью учителя.

Звуки [з],[з’]

Звуки [з],[з’] и буква «Зз»

1.Познакомимся со звуками  [з],[з’] и буквой «Зз».

2.Будем учиться различать звуки [з] и [з’] между собой и среди других звуков.

3.Узнаем из каких элементов состоит печатная буква «Зз».

4.Будем учиться составлять звуковые модели.

-Да

К: высказывание

Предположений

К: планирование

учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Учебная презентация  

"Открытие" детьми нового знания
 (10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Методы:

Словесный: беседа

Практический: наблюдение,

демонстрация

опыта

1.Организовывает        «открытие» новых знаний.
-Рассмотрите картинку, что на ней изображено?

-Давайте произнесем это слово вместе. А теперь по слогам

- Сколько слогов в этом слове? Почему?

-Теперь давайте составим слого-звуковую схему слова.

- Охарактеризуйте звуки.

- Докажите, что это согл./гл. звуки.

-А теперь посмотрите на схемы и скажите, какая схема подходит к слову змей? Докажите

-Теперь, ваша задача самостоятельно сделать слого-звуковой анализ слова «корзина».

-Проверим.

-Давайте произнесем это слово вместе

-А теперь по слогам

- Сколько слогов в этом слове? Почему?

-Давайте проверим слого- звуковую схему.

-На какой слог падает ударение.

- Назовите слоги-слияния.

-Как вы думаете, какая схема подходит к слову «корзина»? Почему?

-Охарактеризуйте звуки во втором слоге. Произнесём слог [з’и]

З’ – мягкий парный, звонкий парный

И – гласный, ударный

- Звуки [з] и [з'] разные или это один и тот же звук?

- Это действительно разные звуки: [з] - твердый, а [з'] - мягкий.

-Звуки мы с вами изучили. Посмотрите внимательно на доску и найдите из данных букв букву, которая обозначает звуки «з» и «зь». Кто нашел? Выйди, покажи. Правильно. А кто знает, как правильно называется эта буква?

- А куда в ленте памяти поставим эту букву?

- Из каких элементов состоит буква «З»?

- На что похожа буква з?

Отвечают на вопросы

-Змей

-Один. Потому что 1 гласный звук. Сколько гласных звуков, столько и слогов.

-Первая схема, потому что в слове "змей" один слог и на схеме один слог. В начале слова слышу звук [з]. Он согласный, твердый, на схеме обозначен синим квадратом. Дальше слышу слияние [м’э]. Это слияние мягкого согласного с гласным. И на схеме вижу слияние мягкого согласного с гласным. В конце слова слышу звук [й’] - он согласный, мягкий. На схеме обозначен зеленым квадратом.

-Корзина

-Три

-потому что 3 гласных звука. Сколько гласных звуков, столько и слогов

-на второй.

- Вторая. На схеме 3 слога, как и в слове. В начале слова слышу слияние [кор]. Это слияние твердого согласного гласного. И на схеме видно слияние твердого согласного с гласным. А после идет согласный [р], он твёрдый и на схеме обозначен синим квадратом. Дальше слышу слияние мягкого согласного с гласным [з’и] и на схеме оно обозначено мягкого согласного с гласным. В конце слова  слышу слияние твердого согласного  гласным [на]. На схеме обозначено слияние твердого согласного с гласным.

- Разные.

-Буква «з».

- Из двух полуовалов

В верхнюю строчку

П: структурирование полученных знаний; логический анализ.

К: выражение своих

мыслей с

достаточной

полнотой и

точностью

П: построение

речевого

высказывания по

образцу; выполнение

действий по

алгоритму; структурирование знания, логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Учебная презентация

Первичное закрепление
(6 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Методы:

Практический:

Выполнение упражнений.

- Давайте прочитаем слоги с буквой «з». У меня на доске слоги, я показываю, мы читаем вместе. Хорошо.

- Откройте ваш учебник на странице 91. Кто сможет сам прочитать слоги?

- В Азбуке на с. 91-92 прочитайте название текста.

- Можно ли по названию текста определить его содержание?

- Бывали ли вы в зоопарке? Каких зверей видели? Расскажите о них. Какие книжки читали про животных? А что такое зоопарк? Для чего он нужен? Какие правила поведения в зоопарке вы должны знать?

- Молодцы!

-Прочитайте текст самостоятельно и приготовьтесь задать вопросы по содержанию.

(Один ученик читает текст вслух)

-А теперь поработайте в паре и задайте друг другу вопросы.

Один ученик читает в учебнике

- В зоопарке

-Да. О зоопарке.

- Да

 

Отвечают полными предложениями

П: построение

речевого

высказывания.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: включение в активную деятельность. 

Учебник

Динамическая пауза

(2 мин)

Выполнение детьми динамической паузы

Ф

Методы:

Практический:

Выполнение упражнений.

Проводит физминутку.

– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить. Я буду называть слова, а ваша задача, если услышите твёрдый звук [з] хлопать, а если услышите мягкий звук [з'] топать.

Земля, золото, выползать, зебра, зелень, забор, мозоль.

Отлично, можете сесть.

Выполняют движения физминутки.

П: выполнение

действий

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Сейчас ваша задача в парах составить звуковую схему слова «зонтик».
Но сначала повторим правила работы в паре. Кто может их назвать?

Хорошо, можете приступать к выполнению задания.

Внимательно посмотрите на образец. У кого всё правильно? Расскажите по схеме о слове.

-Произнесём хором.

Дайте характеристику первому звуку, второму, третьему, пятому и шестому.

-Хорошо

Внимательно слушать друг друга, не перебивать, не разговаривать громко.

Два слога-слияния [зо] [т’и], ударение падает на первый слог. Новая буква стоит в первом слоге.

З – согл., тв. парн., зв.парн.

О – гл.уд.

Н – согл. тв.парн., сонорный

Т’ – согл., мягк.парн., гл.парн.

И – гл., безуд.

К – согл., тв.парн., глух.парн.

П: структурирование знания, логический анализ объектов

Р: контроль выполнения заданий с заданным эталоном

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

П

Методы: практический – выполнение упражнения

Давайте потренируемся вставлять пропущенную букву в слова.

_ЕМЛЯНИКА, КО_ЁЛ, БЕРЁ_А, _ИМА, И_ЮМ, МАГА_ИН, ГЛА_, МОРО_

-Итак, где в слове может стоять буква «З»?

Отлично, молодцы!

Земляника, козёл, берёза, зима, изюм, магазин, глаз, мороз.

В начале, в конце и в середине слова

П: усвоение пройденного материала и применение полученных знаний.

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Методы: Словесный:

обобщающая

беседа

Подводит итог урока вместе с детьми.

- Ребята, с какой буквой мы с вами сегодня познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Какие это звуки?

- Молодцы, ребята! Вы отлично сегодня потрудились. 

-Кстати, Буратино и Мальвина благодарят вас за знания о букве З! Вы помогли им выучить эту букву.

Анализируют свою работу на уроке. Проводят эмоциональную рефлексию.

З

[з] и [з']

Звук [з] - согласный, твердый, а звук [з'] - согласный, мягкий

Р: анализ собственной работы.

Л: самооценка

деятельности

 

Учебная презентация



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения письму на тему «Строчная письменная буква “р”» УМК "Школа России"

Тема урока: «Строчная письменная буква “р”» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования первоначального графическог...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е", 1 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования пон...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [г] и [г’]. Буква Г» (УМК "Перспектива, 1 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуках [г] и [г’] и о заглавной и строчной букве Г (г).Задачи урока:Дидактические:Познакомить обучающихся с гласным зв...

Технологическая карта урока обучения грамоте: "«Звуки [йа] и [а]. Буква «Яя»»" (УМК "Школа России", азбука., 1 класс)

Тема урока: «Звуки [йа] и [а]. Буква «Яя»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [йа] и [а] и обозначающей их буквой «Яя»...

Технологическая карта урока обучение письму "Чтение текстов о животных. Буква Х, х. Звуки [х], [х" ( УМК «Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цель урока: отработка умения самостоятельно читать слоги, слова, предложения с изученной буквой; алгоритма написания новой буквы и умения писать заглавную письменную букву Х, корректировка знаний и сп...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...

Технологическая карта урока обучению письму «Отработка навыка написания изученных букв» (УМК «Чудо – прописи», 1 класс)

Цель урока:систематизация знаний у обучающихся о правильном написании заглавной и строчной букв «Е», «е».Задачи урока:    Дидактические:1. Систематизировать знания об...