Технологическая карта урока по обучению письму "«Письмо строчной буквы «з» (1 класс), УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Жанабаева Индира Маратовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование первоначального графического навыка, обучение написанию строчной буквы «з», соединениях с буквой «з», написанию слов с буквой «з», умению писать и соединять строчную букву «з» с другими буквами.

Задачи урока

Дидактические:

1.Познакомить с написанием строчной буквы «з» и её элементами.

2.Учить писать строчную букву «з»  в соединении с другими буквами.

3.Формировать умение составлять и анализировать звуковую модель.

4.Развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Развивающие: 

1.Развивать мелкую моторику при письме посредством практической деятельности.

2.Развивать мышление, внимание, память, графический и двигательный образ буквы «з» в ходе выполнения упражнений

Воспитательные:

1.Воспитывать аккуратность при работе в прописи посредством соблюдения гигиенических требований.

2.Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь при изучении новой буквы.

Планируемые результаты

Предметные:

1.Учиться писать строчную букву «з» и её элементы.

2.Учиться писать строчную букву «з» в соединении с другими буквами.

3.Выполнять гигиенические навыки письма.

4.Учиться выполнять звуко-буквенный анализ.

Личностные:

1.Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

2.Формирование заинтересованности в выполнении речевых и письменных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 10.11.2023

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска»

Класс: 1 «Г»

Урок: 2

Время: 08:55- 09:35 Кабинет: 113

Студент: Жанабаева Индира Маратовна

Группа: 45

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

                                                      Тема урока: «Письмо строчной буквы «з»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование первоначального графического навыка, обучение написанию строчной буквы «з», соединениях с буквой «з», написанию слов с буквой «з», умению писать и соединять строчную букву «з» с другими буквами.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить с написанием строчной буквы «з» и её элементами.

2.Учить писать строчную букву «з»  в соединении с другими буквами.

3.Формировать умение составлять и анализировать звуковую модель.

4.Развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1.Учиться писать строчную букву «з» и её элементы.

2.Учиться писать строчную букву «з» в соединении с другими буквами.

3.Выполнять гигиенические навыки письма.

4.Учиться выполнять звуко-буквенный анализ.

Развивающие: 

1.Развивать мелкую моторику при письме посредством практической деятельности.

2.Развивать мышление, внимание, память, графический и двигательный образ буквы «з» в ходе выполнения упражнений

Личностные:

1.Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

  • 2.Формирование заинтересованности в выполнении речевых и письменных заданий.

Воспитательные:

1.Воспитывать аккуратность при работе в прописи посредством соблюдения гигиенических требований.

2.Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь при изучении новой буквы.

УМК: «Школа России» Пропись: 1 кл., 3 ч./Горецкий В.Г., Федосова Н.А.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности 
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная.

Словесный: беседа

1.Приветствует учащихся.

2.Создает эмоциональный настрой.

3.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Индира Маратовна, сегодня урок обучения письму проведу у вас я. Садитесь

- Послушайте пословицу: «Перо всегда смелее языка». 

Как вы её понимаете?

-Верно.

- Повторим правила работы на уроке.

- У вас на партах лежат листы самооценивания. На протяжении всего урока мы будем оценивать свою работу

1.Приветствуют учителя

2.Настраиваются на работу.

3.Показывают готовность к уроку.

- Эта пословица указывает на то, что при письменном выражении мы можем быть более откровенными, смелыми и точными в своих высказываниях, чем в устной речи

- Отвечать по поднятой руке. Не перебивать друг друга. Не выкрикивать. Не разговаривать. Внимательно слушать учителя

УУРД: самоопределение; личностное включение в учебную деятельность.

Учебная презентация,

слайд №

Актуализация знаний и мотивация

(3-4 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Наглядный:

Ребус

Слого-звуковой анализ слов

Проблемная ситуация

1. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

2. Подводит к новому материалу.

Давайте вспомним, какие звуки вы изучали на уроке чтения?

Что вы знаете о звуке [з], какой он?

Что вы знаете о звуке [з`]?

Сейчас я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [з] или [з`]:

- стол

- музыка

Какой звук вы услышали?

В какой части слова слышите новый звук?

- заяц

- окно

Какой звук вы услышали?

В какой части слова слышите звук?

Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.

Звук [з`] – согласный, звонкий, мягкий.

не хлопают в ладоши

хлопают

Звук [з]

В середине слова

хлопают

Не хлопают

Звук [з]

В начале слова

- Отметьте в листе самооценивания ту цифру, которую вы считаете нужной на этапе «Повторение ранее изученного»

-Перед вами слова , в которых пропущена буква з. Кто сможет их прочитать

-Давайте запишем это слово в прописи. Готовы?

-Почему возникло затруднение с этим заданием?

-А вы хотите научиться писать эту букву?

-А зачем нам надо научиться писать её?

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Воспринимают информацию

звуки [з], [з`]

Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.

Звук [з`] – согласный, звонкий, мягкий.

не хлопают в ладоши

хлопают

Звук [з]

В середине слова

хлопают

Не хлопают

Звук [з]

В начале слова

Я…ык, …онт, ..ве..да, …ебра, …абор.

Читают слова

нет

Мы не знаем как писать строчную букву «з»

да

Нам нужно научиться писать строчную букву «з», так как без неё мы не сможем писать слова, предложения.

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учебная презентация, слайд №

Постановка учебной задачи
(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный: подводящий диалог

Моделирование

1.Предлагает сформулировать тему урока.

2.Помогает в формулировании целей урока.

3.Помогает в составлении плана урока.

- Хорошо, убедили! Назовите тему урока.

- Какие цели мы можем поставить?

- Используйте опоры:

Узнать,…

Учиться…

- Отметьте в листе самооценивая то, как вы работали сейчас на этапе «Постановка темы и цели урока»

1.Формулируют тему урока.

2.Формулируют цели урока.

3.Составляют план урока.

Тема: Письмо строчной буквы «з».

 -Цели: 

1.Узнать, как пишется новая буква.

2.Учиться писать слова с новой буквой

УУПД: самостоятельное формулирование темы и цели урока; 

Учебная презентация, слайд №

"Открытие" детьми нового знания
  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: написание буквы

письмо в воздухе

1. Предлагает задания для выполнения. 

2. Контролирует выполнение работы. 

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- На какие две группы делятся письменные буквы?

- В какой строке пишутся строчные буквы?

-Перед тем, как начать писать, давайте повторим, как правильно держать ручку?

-Верно. Теперь давайте вспомним правила посадки.

- Какое расстояние должно быть между вашим телом и партой?

- Хорошо. А как должна лежать тетрадь?

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки  – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

- Откройте прописи на стр. 9. Посмотрите в левый верхний угол. Какую букву вы видите? 

- Верно. Посмотрите в правый верхний угол. Что изображено там? 

- Из скольких элементов состоит буква?

- Давайте рассмотрим первый элемент. Как он называется?

- Рассмотрим второй элемент. Кто знает его название?

- Сейчас я вам покажу, как пишется строчная буква «з». Внимательно следите за движением руки. 

- Ставлю точку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Веду с закруглением вправо до верхней линии рабочей строки. Касаюсь верхней линии. Веду полуовальную линию до нижней линии рабочей строки и, не отрывая руки, закругляю вправо и пишу нижнюю петлю до нижней дополнительной линии. Пишу и закрываю петлю, пересекаю нижнюю линию рабочей строки и останавливаюсь на середине рабочей строки.

- Теперь все вместе пишем в воздухе под счет. Локти закрепляем на парте. Двигаем только кистью руки.

 - Самостоятельно напишите 3 буквы через пальчик. Стараемся писать как в примере. Выберете лучшую букву и подчеркните. Допишите так до конца строки.

Сидим правильно, ровно.

- Посмотрите на следующую строку. Давайте все вместе прочитаем. Ребята, что это?

Пишу строчную букву “з” и в нижнем соединении соединяю со строчной буквой “а” и пишу строчную букву “а”.

- Напишите рядом один раз “за” с нижнем соединением.

- Читаем все вместе второй слог. “зи” Какое соединение? Почему?

- Показываю как писать. Пишу строчную букву .з” в верхнем соединении соединяю со строчной буквой “и” и пишу строчную “и”.
- Напишите один раз “зи” с верх.соединением.

-Вместе читаем третий слог. “зу”Какое здесь соединение?

- Показываю как писать. Пишу строчную букву “з” в верх.соединении соединяю со строчной буквой “у” и пищу строчную “у”. Напишите рядом один раз слог “зу”.

- Читаем все вместе следующий слог “зе”. Какое здесь соединение?

- Показываю как писать слог “зе”. Пишу строчную букву “з” в среднем соединении соединяю со строчной буквой “е” и пишу строчную букву “е”. Напишите рядом один раз слог “зе”

- Что мы написали?  

- Обменяйтесь тетрадями с соседом и подчеркните букву правильную и красиво написанную.

- Какие соединения?

- Что вы видите на следующей строке?Что это?

- Итак, давайте узнаем как писать слово “Зина” . Пишу слово “Зина”. Первый слог “зи”. Пишу  строчную букву “з” в верхнем соединении соединяю со строчной буквой “и” и пишу стрю букву “и”. Теперь в верхнем соединении пишу строчную букву “н” и в нижнем соединении соединяю со строч. буквой “а” и пишу букву “а”. Получилось слово?

- Напишите слово, отступив два пальчика от примера. (учитель ходит  и проверяет)
- И что же мы сейчас учились писать? С какой буквы начинается это слово?

- Самостоятельно подчеркните букву и поставьте + на полях.

- Оцените свою работу в листе самооценивания на этапе «Новые знания»

1.Отвечают на вопросы.

2.Выполняют задания.

- Строчные и прописные.

- В рабочей (узкой).

- Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. 

- Сидеть прямо; ноги держать прямо, стопы на полу/подставке; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки на столе, опираются о край парты, а локти выступают за ее край.

- Кулачок

- Под наклоном.

- Печатную букву «З з»

- Цветочек. Строчная буква «з»

-Из 2

- Первый элемент – полуовальная линия

- Второй элемент – прямая линия с петлей

Читают хором вместе с учителем.

- это слоги

Все хором читают
- среднее.

Пишут слог “за”
- верхнее. Потому что “и” мы начинаем писать сверху.

Пишут слог “зи”

- верхнее. Потому что “у” начинаем писать сверху.

Пишут слог “зу”

- среднее. Потому что буква “е” начинается с середины рабочей строки.

Пишут слог “зе”

- слоги с “з”; соединения буквы “з” с гласными. Нижнее,среднее, верхнее.

- Зина.

- “Зина”. Это имя.

- Да

- имя ”Зина”.

- с буквы “з”

УУПД: подведение под понятие;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. 

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу. 

УУКД: учитывать различные мнения при сотрудничестве

Учебная презентация, слайд №

Пропись №3

Первичное закрепление
(7-8 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Индивиду альная

парная

Словесный:

учебный

диалог

Практический:написание слогов и слов

Наглядный:

демонстрация.

1. Предлагает задания на закрепления новых знаний.

- Посмотрите на следующую строку. Прочитайте про себя.
А теперь все вместе вслух: ”У Зины зонтик”.

Что это? Почему? Сколько слов в этом предложении?

- Скажите, все ли слова здесь написаны?
- Давайте проверим по схеме. Произнесите слово “Зина”. На какой слог падает ударение? Давайте произнесем с ударением. “зИна”.  Какие это слоги?
Произнесите первый слог. “зи”.

Произнесите второй слог ”на”.

Теперь самостоятельно напишите слово “Зина” после схемы.

Пишем безотрывно, под наклоном, красиво.

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок .

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились)

- Посмотрите на следующую строку. Прочитайте про себя. А теперь все вместе вслух: “ Вот зоопарк.” Что это? Почему?
- Сколько слов в этом предложении? Скажите, все ли слова здесь написаны? Какое слово не прописано?
- произнесите слово “ зоопарк” На какой слог падает ударение? Произнесите с ударением.

- Ребята, скажите вы были в зоопарке?

-каких животных вы там видели?

- что интересного можете о них рассказать?

- какие книги о животных читали?

- Оцените свою работу  в листе самооценивания  на этапе «Закрепление новых знаний»

 Проводит динамическую паузу

1.Выполняют задания.

Читают

- предложение. Есть мысль, заглавная буква и точка. Три слова
- слоги слияния

- зИна. На первый .Произносят хором.

Пишут самостоятельно

Читают
- это предложение. Есть мысль

- два.

- нет. Зоопарк

- на второй слог. ЗоопАрк

УУПД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу. 

УУКД: учитывать различные мнения при сотрудничестве

УУПД: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.

УУПД: структурирование знания; 

Учебная презентация, слайд №

Пропись №3

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,

индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Словесный: слово учителя

Индивидуальная

Парная

Взаимопроверка

1. Предлагает выполнить задание самостоятельно.

2.Организует проверку выполненных заданий.

 - Посмотрите на следуюшую строку. Что это? Почему? Сколько слов в этом предложении?

- Чем это предложение отличается от предыдущего? О чем говорится в первом  предложении? А во втором? Чем они отличаются? Еще чем они отличаются?

- Как вы думаете, что нужно сделать со вторым предложением?

- Самостоятельно перепишите это предложение на следующей строке.

- Молодцы. Теперь обменяйтесь тетрадями. Проверьте написание предложения с эталоном на доске. Поставьте плюс, если все правильно, красиво, соблюдены все правила написания.

- Оцените свою работу  в листе самооценивания  на этапе «Самостотельная работа»

1.Выполняют самостоятельную работу.

- предложение, есть мысль, три слова.

- о зоопарке

о змеях, мыслью

- написанием. Первое - печатное, второе - письменное

- переписать

- переписываю


2.Проверяют и оценивают выполненные задания в парах.

Ответы обучающихся

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу. 

УУРД: контроль, коррекция, оценка.

Учебная презентация, слайд №

Карточки

 

Включение в систему знаний, повторение

(3 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного

Фронтальная

Словесный: учебный диалог

Индивидуальная:

написание предложения по контуру

1. Предлагает выполнить задания на закрепление пройденного материала.

- Что вы видете на доске? (за,зи,зу,зе,зо,зы,зя)
- какие здесь слоги? с каким звуком  з?
- Распределите их в два столбика.

- Как распределим?
- Кто не согласен, поднимите руку? Выйди, исправь? Почему ты так считаешь?

- Посмотрите на следующую строку. Прочитайте. Что нам нужно сделать? А с помощью чего нужно составить слово?   Какое первое слово? Какой слог? Какой здесь звук з? Какое соединение?

- Второе слово?

- А что означают дуги под слогами?

1. Записывают предложение.

- карточки со слогами  с буквой з
- с мягким и с твердым.
Выходят к доске.
за зу зо зы - твердый звук
зи зе зя - мягкий звук
Доказывает свое мнение

- вставить пропущенные слоги.
- коза, за,твердый звук нижнее
- лоза, за, ударный слог, твердый, нижнее соединение.
- слоги

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу. 

УУПД: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия.

УУПД: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.

Учебная презентация, слайд №

Пропись №3

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности,

осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Словесный: беседа

1. Организует беседу по уточнению понимания темы, целей деятельности урока.

2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая тема урока была у нас сегодня?

- Каковы были цели нашего урока? Достигли ли мы всех целей?
- Какой был план? Соблюдали ли мы составленный план?

- Что нового вы узнали?

- Были ли трудности на уроке? Какие?

- Вы хорошо потрудились, все большие молодцы!

- Отметьте в листе самооценивания ту цифру, которую вы считаете нужной на этапе «Итоги урока»

- Поднимите руку,  кто на всех 6 этапах оценил себя на 5. У кого были 4, 3, 2?

-Спасибо за работу!

1.Отвечают на вопросы.

2.Анализируют свою работу на уроке.

- Письмо строчной буквы «з».

-Узнать, как пишется новая буква;

Учиться писать слова с новой буквой. Достигли.



УУПД: контроль и оценка процесса и результатов

действия; УУЛД: Самооценка;

Учебная презентация, слайд №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема : " Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России.

Технологическая карта урока. Тема :" Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России....

Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"

Базовый учебник:  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий      Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"

Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Конспект урока по обучении грамоте "Звук [a], буква Аа" 1 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕТема: Звук [a], буква АаЦели деятельности учителя: знакомство со звуком [a] и буквой Аа.Планируемые результаты:Предметные: Знать гласный звук [а], заглавную и стро...

Технологическая карта урока по обучению письму «Письмо строчной буквы э» (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для формирования каллиграфического навыка написания строчной буквы «э».Задачи урока:Дидактические:Сформировать умение писать строчную букву «э».Сфо...

Технологическая карта урока Обучение грамоте: "Письмо строчной буквы т" (1 класс, УМК: "Школа России")

Цель урока: формирование графического навыка написания строчной буквы т.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать умение писать строчную букву т.2. Форм...