Технологическая карта урока. Тема : " Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Технологическая карта урока. Тема :" Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_4_klass_rus.yaz_-_kopiya_2.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

русский язык

Класс

4 «В»

УМК

«Школа России»

Тема урока

«Именительный  и   винительный  падежи».

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Основное содержание темы, термины и понятия

Понятия: части речи, именительный и винительный падежи, предлог, член предложения.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Сравнивать окончания имён существительных и именительном и винительном падежах;
  • Называть признаки имён существительных и именительном и винительном падежах;
  • Различать имена существительных в именительном и винительном падежах;
  • Употреблять имена существительные в форме именительного и винительного падежей.
  • Извлекать необходимую информацию;
  • Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;
  • Проводить самопроверку и самооценку
  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.
  • Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (чтение сказки, стихов).

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

2. Презентация к уроку.

3.Карточки для дифференцированной работы.

4.Учебник В.П.Канакина. Русский язык. 4 класс. I часть. М.: Просвещение, 2014

5.Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 4 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4класс»/ Е.М.Тихомирова. – М: Экзамен, 2014.

6.Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.

I этап. Организационный момент.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Цель - создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Слайд № 2

- Вы пришли сюда учиться.

  Не лениться, а трудиться.

-Продолжите.

- Вы готовы быть такими на уроке?

-Приступаем к работе. Садитесь.  

Читают на слайде.

- Будем мы внимательны, активны и старательны.

- Да.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные: 

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

II этап. Актуализация знаний.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Цель - актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Слайд №3.

Словарная работа со словом «корабль».

- Что изображено на картинке?

- Какая гласная ударная в слове?

- Какая гласная безударная?

- Подберите однокоренные слова.

- Можем ли мы подобрать проверочное слово к безударной гласной «о»?

- Значит, какая это гласная «о»?

- Составьте предложения со словом «корабль».

- Я тоже приготовила предложения с этим словом. Прочитайте их на доске.

- Запишите эти предложения красиво и аккуратно в тетрадь.

- Корабль.

- «а»

- «о»

- Корабельщик, корабельный, кораблик.

- Нет.

- Непроверяемая.

Составляют и произносят предложения.

Дети читают предложения.

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

Дети записывают предложения.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные: 

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

III этап.  Мотивация к деятельности.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Цель – мотивировать учащихся на изучение нового материала (распознавание И.п и В.п.).

Слайд № 4.

Слайд № 5.

Слайд № 6.

Проблемная ситуация.

- Что общего в этих предложениях?

- На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении?

- Определите его падеж.

На какой вопрос отвечает слово «корабль» во втором предложении?

- Определите его падеж. (появляются карточки с И. и В. падежами)

- Послушайте сказку.

( В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их путали и не могли различить.)

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

- Поворот судьбы удивительный:
  Изучаем мы падеж именительный,
  И винительный падеж надо знать,
  От именительного отличать.

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

-Слово «корабль».

- На вопрос что?

- И.п.

- На вопрос что?

- В.п.

-Имеют одинаковый вопрос что?

-Распознавать И.п и В.п.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке; познавательные: 

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: 

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

IV этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Цель - наблюдение над признаками И.п. и В.п.

( какими членами являются в предложении, на какие вопросы отвечают).

Слайд №7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

- Ребята, разберите эти два предложения по членам предложения.

-Сравните.                                

- Что заметили?

- Сформулируйте правило.

- Сравните правило с правилом на слайде.

- В чем ещё особенность?

- Почему?

-  Как вы думаете, о каких падежах идёт речь?

- Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.

- Кого назвать, во что играть. Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, но и без них могу прожить.

-  Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий  по определению падежа имени существительного.

Работают с предложениями самостоятельно.

Самопроверка.

- В первом предложении слово корабль является подлежащим, а во втором предложении – обстоятельством.

Формулируют правило.

Сравнивают.

- В первом предложении нет предлога, а во втором – есть.

- Потому что в первом предложении слово корабль стоит в И.п., а во втором предложении слово корабль стоит в В.п.

- Об И.п.

- Об В.п.

Алгоритм:

-  Нахожу слово, к которому относится имя сущ.

- Задаю вопрос.

- Выясняю, чем является имя сущ. в предложении.

- Определяю падеж.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-  поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно.

коммуникативные:

- умение аргументировать своё предложение;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

- учёт разных мнений и умения обосновать собственное.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

- Откройте учебник на с.106  упр. 187. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать в упражнении?

- Чем интересны эти предложения?

- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?

- А в каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?

-Какой вывод можно сделать?

Физкультминутка.

- Записать два первых предложения, разобрать по членам.

Работа у доски. Рассуждение ученика. (Пишу: Лисица видит сыр. (Кто?) лисица – это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что делает?) видит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Видит (что?) сыр – это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

Рассуждение следующего ученика.

(Пишу: Лисицу сыр пленил. (Что?) сыр - это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что сделал?) пленил - это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Пленил (кого?) лисицу - это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

Вывод:

- В первом предложении слово «сыр» второстепенный член предложения, во втором главный.

-  В И.п.

- (В В.п.)

- В первом предложении слово «сыр» в В.п., во втором в И.п.

Дети выполняют подвижную физкультминутку.

- упр.188 (работа в парах).

- Прочитай, N, задание вслух.

- Выполняйте упражнение в парах.

- Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме И.п., затем в форме В.п.. Запишите предложения.

книга    площадь   учитель

Подчеркните в предложениях главные члены. Укажи падеж имён существительных.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- синтез.

регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно;

-  контроль полученного результата.

коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

 - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

V этап. Диагностика качества учебно – познавательной деятельности.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Цель - установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи».

Слайд 11.

- Задание в рабочей тетради на с.44 упр.3. Выполняем самостоятельно.

(Дан текст. Нужно указать падеж выделенных имён существительных И.п. или В.п.).

Физкультминутка для глаз.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выделение и формулирование познавательной цели;

- рефлексия способов и условий действия;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

- построение логической цели рассуждений.

регулятивные:

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;

- контроль и коррекция полученного результата;

- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция.

коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

- способность строить понятные для партнёра высказывание, учитывающее, что он знает и видит, а что нет;

-  поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

личностные:

- нравственно-этическая ориентация.

VI этап.  Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания 

- Самостоятельная (дифференцированная) работа по карточкам ( 3 уровень – повышенный, 2 уровень – высокий, 1 уровень – базовый).

Проверка осуществляется учителем.

Выполняют работы по карточкам.

1 уровень. Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

Под берёзой ёж устроил нору.

2 уровень. Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Жолные листъя лигли на землю.

3 уровень. Составить текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.)

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выделение и формулирование познавательной цели;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

- построение логической цели рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

регулятивные:

 - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно;

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

коммуникативные:

 - умение аргументировать своё предложение;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

- учёт разных мнений и умения обосновать собственное.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

VII этап. Подведение итогов и рефлексия.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

Слайд 12.

- Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Что показалось вам трудным?

- Вы с удовольствием поработали на уроке? (светофор)

-У вас получилось быть внимательными, активными и старательными? (светофор)

- Запишите домашнюю работу: с.106 упр.189.

-Я всех благодарю за хорошую работу.

- В И.п. имена существительные в предложении являются подлежащими, а в В.п.-второстепенным членом.

- В И.п. имена существительные всегда употребляются без предлогов.

Ответы обучающихся.

Показывают сигнальные карточки: зелёный-отлично; жёлтый-хорошо; красный-плохо.

Со слайда записывают домашнее задание в дневник.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено;

коммуникативные: 

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

IV этап.  Контроль и оценка результатов деятельности (в начале следующего урока)

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Цель - установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи».

Проведение теста по теме «Именительный и Винительный  падежи».

Выполняют тест с помощью программного обеспечения системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено;

 -осознание качества и уровня усвоения;

личностные:

-самоопределение

 

Приложение №1

Карточки с разноуровневыми заданиями.

Карточка  № 3      

Составь текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.)

Карточка  № 2

Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Жолные листъя лигли на землю.

Карточка  № 1

Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

Под берёзой ёж устроил нору.

Приложение №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России.

Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России....

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Вычитание вида 52– 24» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Вычитание вида 52-24»Цели деятельности учителя: познакомить с приёмом вычитания вида «52-24»; совершенствовать навыки устного счёта и умения решать составны...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Свойства противоположных сторон прямоугольника» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Свойства противоположных сторон прямоугольника»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; способствовать фор...

Технологическая карта урока обучения грамоте с использованием доски SMART. 1 класс. УМК "Школа России".

Тема урока: "Согласные звуки /р/, /р*/, буквы Р, Р". Азбука, 1 класс. Учебник В. Г. Горецкий и др. Урок построен с использованием доски smart/...