Главные вкладки

    Технологическая карта урока. Тема : " Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Технологическая карта урока. Тема :" Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_4_klass_rus.yaz_-_kopiya_2.doc121.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет

    русский язык

    Класс

    4 «В»

    УМК

    «Школа России»

    Тема урока

    «Именительный  и   винительный  падежи».

    Тип урока

    Урок открытия новых знаний.

    Цель урока

    Актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

    Основное содержание темы, термины и понятия

    Понятия: части речи, именительный и винительный падежи, предлог, член предложения.

    Планируемый результат

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    • Сравнивать окончания имён существительных и именительном и винительном падежах;
    • Называть признаки имён существительных и именительном и винительном падежах;
    • Различать имена существительных в именительном и винительном падежах;
    • Употреблять имена существительные в форме именительного и винительного падежей.
    • Извлекать необходимую информацию;
    • Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;
    • Проводить самопроверку и самооценку
    • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
    • Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
    • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
    • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
    • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
    • Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.
    • Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

    Организация пространства

    Межпредметные связи

    Формы работы

    Ресурсы

    Литературное чтение (чтение сказки, стихов).

    Фронтальная, в парах, индивидуальная.

    1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

    2. Презентация к уроку.

    3.Карточки для дифференцированной работы.

    4.Учебник В.П.Канакина. Русский язык. 4 класс. I часть. М.: Просвещение, 2014

    5.Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 4 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4класс»/ Е.М.Тихомирова. – М: Экзамен, 2014.

    6.Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.

    I этап. Организационный момент.

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Цель - создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

    Слайд № 2

    - Вы пришли сюда учиться.

      Не лениться, а трудиться.

    -Продолжите.

    - Вы готовы быть такими на уроке?

    -Приступаем к работе. Садитесь.  

    Читают на слайде.

    - Будем мы внимательны, активны и старательны.

    - Да.

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные:

    -осуществлять самоконтроль;

    - овладевать умением прогнозировать;

    коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

    личностные: 

    - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

    II этап. Актуализация знаний.

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Цель - актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

    Слайд №3.

    Словарная работа со словом «корабль».

    - Что изображено на картинке?

    - Какая гласная ударная в слове?

    - Какая гласная безударная?

    - Подберите однокоренные слова.

    - Можем ли мы подобрать проверочное слово к безударной гласной «о»?

    - Значит, какая это гласная «о»?

    - Составьте предложения со словом «корабль».

    - Я тоже приготовила предложения с этим словом. Прочитайте их на доске.

    - Запишите эти предложения красиво и аккуратно в тетрадь.

    - Корабль.

    - «а»

    - «о»

    - Корабельщик, корабельный, кораблик.

    - Нет.

    - Непроверяемая.

    Составляют и произносят предложения.

    Дети читают предложения.

    Корабль вошёл в порт.

    Капитан поднялся на корабль.

    Дети записывают предложения.

    Метапредметные (УУД)

    познавательные:

    - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

    - находить ответы на вопросы, используя информацию;

    регулятивные:

    - осуществлять самоконтроль;

    - овладевать умением прогнозировать;

    - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

    коммуникативные:

    - слушать и понимать речь учителя;

    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    личностные: 

    -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

     - определять общие для всех правила поведения;

    III этап.  Мотивация к деятельности.

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Цель – мотивировать учащихся на изучение нового материала (распознавание И.п и В.п.).

    Слайд № 4.

    Слайд № 5.

    Слайд № 6.

    Проблемная ситуация.

    - Что общего в этих предложениях?

    - На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении?

    - Определите его падеж.

    На какой вопрос отвечает слово «корабль» во втором предложении?

    - Определите его падеж. (появляются карточки с И. и В. падежами)

    - Послушайте сказку.

    ( В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их путали и не могли различить.)

    - Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?

    - Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

    - Поворот судьбы удивительный:
      Изучаем мы падеж именительный,
      И винительный падеж надо знать,
      От именительного отличать.

    Корабль вошёл в порт.

    Капитан поднялся на корабль.

    -Слово «корабль».

    - На вопрос что?

    - И.п.

    - На вопрос что?

    - В.п.

    -Имеют одинаковый вопрос что?

    -Распознавать И.п и В.п.

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные:

     -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

    - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

    -определять последовательность

    действий на уроке; познавательные: 

    -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

    регулятивные: 

    -высказывать свое предположение;

    коммуникативные:

    -точно и полно выражать свои мысли;

    личностные:

    устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

    IV этап. Учебно-познавательная деятельность.

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Цель - наблюдение над признаками И.п. и В.п.

    ( какими членами являются в предложении, на какие вопросы отвечают).

    Слайд №7

    Слайд № 8

    Слайд № 9

    Слайд № 10

    - Ребята, разберите эти два предложения по членам предложения.

    -Сравните.                                

    - Что заметили?

    - Сформулируйте правило.

    - Сравните правило с правилом на слайде.

    - В чем ещё особенность?

    - Почему?

    -  Как вы думаете, о каких падежах идёт речь?

    - Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.

    - Кого назвать, во что играть. Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, но и без них могу прожить.

    -  Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий  по определению падежа имени существительного.

    Работают с предложениями самостоятельно.

    Самопроверка.

    - В первом предложении слово корабль является подлежащим, а во втором предложении – обстоятельством.

    Формулируют правило.

    Сравнивают.

    - В первом предложении нет предлога, а во втором – есть.

    - Потому что в первом предложении слово корабль стоит в И.п., а во втором предложении слово корабль стоит в В.п.

    - Об И.п.

    - Об В.п.

    Алгоритм:

    -  Нахожу слово, к которому относится имя сущ.

    - Задаю вопрос.

    - Выясняю, чем является имя сущ. в предложении.

    - Определяю падеж.

    Метапредметные (УУД)

    познавательные:

    -  поиск и выделение необходимой информации;

    - осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

    регулятивные:

    - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно.

    коммуникативные:

    - умение аргументировать своё предложение;

    - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

    - учёт разных мнений и умения обосновать собственное.

    личностные:

    - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

    - Откройте учебник на с.106  упр. 187. Прочитайте задание.

    - Что нужно сделать в упражнении?

    - Чем интересны эти предложения?

    - В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?

    - А в каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?

    -Какой вывод можно сделать?

    Физкультминутка.

    - Записать два первых предложения, разобрать по членам.

    Работа у доски. Рассуждение ученика. (Пишу: Лисица видит сыр. (Кто?) лисица – это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что делает?) видит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Видит (что?) сыр – это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

    Рассуждение следующего ученика.

    (Пишу: Лисицу сыр пленил. (Что?) сыр - это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что сделал?) пленил - это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Пленил (кого?) лисицу - это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

    Вывод:

    - В первом предложении слово «сыр» второстепенный член предложения, во втором главный.

    -  В И.п.

    - (В В.п.)

    - В первом предложении слово «сыр» в В.п., во втором в И.п.

    Дети выполняют подвижную физкультминутку.

    - упр.188 (работа в парах).

    - Прочитай, N, задание вслух.

    - Выполняйте упражнение в парах.

    - Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме И.п., затем в форме В.п.. Запишите предложения.

    книга    площадь   учитель

    Подчеркните в предложениях главные члены. Укажи падеж имён существительных.

    Метапредметные (УУД)

    познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - выдвижение гипотез и их обоснование;

    - синтез.

    регулятивные:

    - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно;

    -  контроль полученного результата.

    коммуникативные:

    - умение слушать и вступать в диалог;

    - умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

    - умение договариваться, находить общее решение;

     - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

    личностные:

    - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

    V этап. Диагностика качества учебно – познавательной деятельности.

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Цель - установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи».

    Слайд 11.

    - Задание в рабочей тетради на с.44 упр.3. Выполняем самостоятельно.

    (Дан текст. Нужно указать падеж выделенных имён существительных И.п. или В.п.).

    Физкультминутка для глаз.

    Самостоятельная работа с последующей проверкой.

    Метапредметные (УУД)

    познавательные:

    - выделение и формулирование познавательной цели;

    - рефлексия способов и условий действия;

    -анализ объектов с целью выделения признаков;

    - построение логической цели рассуждений.

    регулятивные:

    - планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;

    - контроль и коррекция полученного результата;

    - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

    - осознание качества и уровня усвоения;

    -саморегуляция.

    коммуникативные:

    -умение слушать и вступать в диалог;

    - способность строить понятные для партнёра высказывание, учитывающее, что он знает и видит, а что нет;

    -  поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

    личностные:

    - нравственно-этическая ориентация.

    VI этап.  Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания 

    - Самостоятельная (дифференцированная) работа по карточкам ( 3 уровень – повышенный, 2 уровень – высокий, 1 уровень – базовый).

    Проверка осуществляется учителем.

    Выполняют работы по карточкам.

    1 уровень. Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

    Строители построили новый дом.

    Машина переехала через овраг.

    Под берёзой ёж устроил нору.

    2 уровень. Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

    Сонце асвищяло лисную палянку.

    Зима принисла стужу.

    Жолные листъя лигли на землю.

    3 уровень. Составить текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.)

    Метапредметные (УУД)

    познавательные:

    - выделение и формулирование познавательной цели;

    -анализ объектов с целью выделения признаков;

    - построение логической цели рассуждений;

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - выдвижение гипотез и их обоснование.

    регулятивные:

     - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно;

    - планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

    коммуникативные:

     - умение аргументировать своё предложение;

    - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

    - учёт разных мнений и умения обосновать собственное.

    личностные:

    - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

    VII этап. Подведение итогов и рефлексия.

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

    Слайд 12.

    - Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?

    - Какое задание на уроке было самым интересным?

    - Что показалось вам трудным?

    - Вы с удовольствием поработали на уроке? (светофор)

    -У вас получилось быть внимательными, активными и старательными? (светофор)

    - Запишите домашнюю работу: с.106 упр.189.

    -Я всех благодарю за хорошую работу.

    - В И.п. имена существительные в предложении являются подлежащими, а в В.п.-второстепенным членом.

    - В И.п. имена существительные всегда употребляются без предлогов.

    Ответы обучающихся.

    Показывают сигнальные карточки: зелёный-отлично; жёлтый-хорошо; красный-плохо.

    Со слайда записывают домашнее задание в дневник.

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные:

    -осуществлять самоконтроль;

    - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

    -выделять и осознавать то, что уже усвоено;

    коммуникативные: 

    -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

    IV этап.  Контроль и оценка результатов деятельности (в начале следующего урока)

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Цель - установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи».

    Проведение теста по теме «Именительный и Винительный  падежи».

    Выполняют тест с помощью программного обеспечения системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные:

    -контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено;

     -осознание качества и уровня усвоения;

    личностные:

    -самоопределение

     

    Приложение №1

    Карточки с разноуровневыми заданиями.

    Карточка  № 3      

    Составь текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.)

    Карточка  № 2

    Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

    Сонце асвищяло лисную палянку.

    Зима принисла стужу.

    Жолные листъя лигли на землю.

    Карточка  № 1

    Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

    Строители построили новый дом.

    Машина переехала через овраг.

    Под берёзой ёж устроил нору.

    Приложение №2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России.

    Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России....

    Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Вычитание вида 52– 24» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

    Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Вычитание вида 52-24»Цели деятельности учителя: познакомить с приёмом вычитания вида «52-24»; совершенствовать навыки устного счёта и умения решать составны...

    Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Свойства противоположных сторон прямоугольника» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России

    Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Свойства противоположных сторон прямоугольника»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; способствовать фор...

    Технологическая карта урока обучения грамоте с использованием доски SMART. 1 класс. УМК "Школа России".

    Тема урока: "Согласные звуки /р/, /р*/, буквы Р, Р". Азбука, 1 класс. Учебник В. Г. Горецкий и др. Урок построен с использованием доски smart/...