Виды письменных работ творческого характера (из опыта работы)
статья по русскому языку

Зеленова Елена Михайловна

В данной статье представлены основные виды творческих работ по русскому языку в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_vidy_pismennyh_rabot_vv_nach_shkole.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

                          Виды письменных работ творческого характера 

                                             (из опыта работы)

   Однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к русскому языку. Чтобы избежать этого, учитель должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.

К ним относятся:

творческое списывание,

творческий диктант,

свободный диктант,

творческое изложение,

творческое сочинение.

Все эти виды работ провожу в определенной системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Творческое списывание прежде всего должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.

Творческое списывание обычно усложняют заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить списывание, хорошо отрабатываю правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся. Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание целесообразно проводить на уроках закрепления орфографического правила.

Работа на этом уроке строится так:

учащимся предлагают текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. Текст читается учителем громко. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Можно предварительно не работать над текстом, а предложить учащимся выполнить эту работу самостоятельно. Проверка обучающего творческого списывания проводится в классе после выполнения работы. Контрольное списывание проверяет учитель, а на следующем уроке проводится анализ работ.

Также списывание может сопровождаться подбором синонимов, например, в качестве закрепления падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. После этого дети списывают текст, подчеркивают падежные окончания прилагательных, проверяют их постановкой вопросов к прилагательным, указывают в скобках после каждого прилагательного падеж.

     Творческий диктант является обучающим, так же, как и другие, и предназначен для повторения и закрепления изученного материала. Отличие заключается в том, что, используя данные слова и словосочетания, дети сами создают текст. Творческие диктанты способствуют развитию мышления, речи учащихся, активизации их словаря.

Творческие диктанты усложняются постепенно. Сначала они могут представлять собой отдельные слова для составления предложений; затем даются незаконченные предложения или опорные слова для составления предложений, объединенных общим сюжетом. При самостоятельной работе учащихся включаются слова на изученные правила.

Творческие диктанты могут заключаться и в продолжении текста по данному началу. При проверке учитывается правильность построения предложений, их последовательность. При проверке и оценке большая приоритетность предоставляется детям.

Творческий диктант может быть проведен на уроках закрепления и на уроках проверки знаний учащихся. Творческий диктант с введением в него требуемых заданием орфограмм близок к творческому списыванию. Однако это более трудный, чем списывание, вид работы. При списывании ученик имеет перед глазами текст и время на подбор нужного слова. При творческом диктанте текст воспринимается на слух, ученик должен тут же, чтобы не отстать от класса, подобрать нужное слово для вставки, т.е. работать быстрее, для чего необходим определенный навык. Поэтому творческий диктант нужно проводить после творческого списывания.

Другим видом творческого диктанта является составление текста по опорным словам. Познакомившись с новым правилом, ученики сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно, творчески применяют это правило на практике, составляют текст по опорным словам.

Примерная тема для диктанта.

На рыбалке.

Щука, ерши, камыши, чудится, тишина, часто вылавливая, удочка.

       Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность, связь.

Свободный диктант записывается на доске. Учитель или дети читают текст по логически законченным частям, выделяя основную мысль каждой части. Дети пересказывают текст. Затем текст закрывается и учитель вновь читает его по логически законченным частям (по четыре – пять предложений). Учащиеся записывают их. При проверке не добиваются дословного воспроизведения текста, важны главная мысль, правильное построение предложений, точное употребление слов, словосочетаний. Данный вид диктанта способствует развитию письменной речи, грамотному письму. Детям предоставляется возможность и самостоятельность составлять предложения, а также небольшой текст, максимально используя слова с необходимыми орфограммами. Текст, предлагаемый детям, должен быть интересным и понятным, с легко запоминающимся сюжетом.

      Изложение – это письменный пересказ образцового текста. К тексту изложения, его содержанию, логике, языку предъявляются высокие требования. Для обучающих изложений во втором классе необходимо зрительное восприятие текста учащимися, и проводятся они под руководством учителя по данным вопросам. Тексты изложений для 3-4 классов могут предъявляться как для зрительного, так и для слухового восприятия. Там, где текст содержит описание, желательно использовать картины, созвучные содержанию описания, а при анализе текста необходимо обращать внимание на изобразительные средства языка. Эти изложения проводятся как по готовому, так и по коллективно составленному плану. Так как темп письма в начальной школе еще медленный, тексты предлагаются небольшие, композиционно простые. Дети должны не скопировать текст дословно, а передать его своими словами, не отступая от основного содержания.

   Методика проведения изложения:

учащиеся прочитывают текст один-два раза. Затем в ходе беседы происходит полное осознание смысла рассказа. Далее составляется план, проводятся словарная работа, анализ необходимых синтаксических конструкций и изобразительных средств языка. Особо трудные случаи выписываются на доске. Затем учащиеся пишут свой текст, учитель оказывает индивидуальную помощь в составлении рассказа. Далее проводится самопроверка и самосовершенствование текста. При обсуждении и оценке детских работ важно сохранить корректность и доброжелательность.

Приведу пример работы по написанию изложения. Текст В. Осеевой «Горькая вода»

      В четвертом классе после изучения правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений можно провести изложения по рассказу В.Осеевой «Горькая вода» (см. приложение №6).

В начале учащиеся повторяют правописание безударных падежных окончаний имен существительных, затем читают текст В.Осеевой. После чтения – анализирование содержания текста.

                                             Вопросы и задания к тексту.

-Расскажите, как вели себя Толя и Витя, встретив старушку с ведром?

-Как довелось Толе еще раз встретиться с той старушкой?

-Как обращалась с ним старушка?

-Почему вода показалась Толе горькой?

-Какие чувства вы испытываете к Толе?

-Выделите основную часть рассказа.

-Составьте план изложения.

1)Старушка с ведром.

2)Витя помогает бабушке.

3)Неожиданная встреча.

4)Горькая вода.

Словарно-орфографическая подготовка:

-Определите падеж имен существительных в сочетаниях. Допишите окончания.

Возвращались (с чего?) с прогулк…, помочь (кому?) старушк…, остановить (кого?) товарищ…, помог (кому?) бабушк…, встретили (кого?) старушк….

-Найдите слова, которыми Толя пытался отговорить товарища.

-Запомните, как они пишутся.

-Как назвала старушка Толю при встрече?

-Запомните знаки препинания в этом предложении.

          Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ.

Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинения по пословицам и опорным словам, по личным наблюдениям и впечатлениям, по картине.

Сочинение по опорным словам можно провести при изучении глаголов неопределенной формы на тему «На пришкольном участке».

Задание:

из данных слов следует использовать только те, которые соответствуют теме сочинения.

На доске записаны следующие опорные слова: начинать, колоть, рыхлить, собирать, занять, принять, выращивать, блестеть, убирать, предполагать, росли, блистали, растительность.

Интересным видом творческих работ является работа по пословицам. Пословицы и поговорки – выразительницы народной мудрости – дают богатый материал для развития речи учащихся. Учащиеся в первую очередь должны выяснить смысл пословицы и передать его, иллюстрируя примерами из прочитанного или собственными наблюдениями.

     При повторении правописания существительных 1-го склонения можно попросить учащихся подобрать пословицы со словом Родина. Затем лучшие пословицы записать на доске, предложить детям прочитать их про себя и обдумать их смысл.

Родину – мать умей защищать.

Нашей Армии сыны Родине верны.

Позор перед Родиной – хуже смерти.

Родина наша солнца краше.

Русский флот – Родины оплот.

Учащиеся делают вывод, что все эти пословицы говорят о любви нашего народа к Родине, о готовности защищать ее.

Дается задание назвать встретившееся в пословицах существительные 1-го склонения.

-Во всех пословицах встречается существительное 1-го склонения Родина.

-Запишите это слово в тетради в порядке следования падежей. На доске нет пословицы, в которой слово Родина было бы употреблено в предложном падеже. Дети сами составляют или вспоминают такую пословицу.

Где бы мы ни бывали, о Родине не забывали.

На Родине и куст дом.

На доске учащимся дается задание написать сочинение о Родине.

Работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» может быть проведена на уроке повторения орфографии.

Во вступительном слове учитель говорит о том, что Алексей Кондратьевич Саврасов – замечательный русский художник, прекрасный знаток русской природы, пробуждает у нас чувство любви к родной стороне, к ее природе.

-Вывешивается картина, учащиеся знакомятся с ней.

-Что вы видите на этой картине? (На картине «Грачи прилетели» Саврасов изобразил наступление весны.)

-Посмотрите внимательно, в чем можно увидеть признаки прихода весны, пробуждения природы.

-Посмотрите на деревья, на их кору, ветви. (Покраснели тоненькие веточки на березах, они уже не кажутся мертвыми. А кусты вербы уже чуть-чуть распустились, позеленели.)

-А каков снег на картине? (Снег уже не такой, как был зимой. Его уже тронули первые приветливые лучи солнца. Утром еще не прекращаются заморозки, а днем местами снег превращается в талую воду.)

-Обратите внимание на снег вокруг древесных стволов. (Вокруг деревьев, особенно с южной стороны, уже видна бурая земля.)

-Что мы видим на втором плане картины? (На втором плане картины деревянный заборчик с наметенными сугробами около него. Прижались друг к другу домики. Вдали колокольня сельской церкви. Небо занимает почти половину картины. Оно голубое, чистое. На фоне голубого неба – верхушки деревьев с разбросанными на них птичьими гнездами. А вокруг них хлопочут хозяева – грачи. Они уже прилетели.)

-Чем заняты грачи? (Грачи приводят в порядок свои старые гнезда, вьют новые. Они хлопочут, отыскивают прошлогоднюю траву, веточки. Грачи прилетели из теплых краев, они преодолели трудный путь. И вот теперь они снова в родных местах.)

-Картина передает движение в природе, ее жизнь. Попробуйте не только всмотреться, но и прислушаться. (В природе шум, грачи радостным криком возвещают о своем прибытии.)

-В чем выразилась любовь художника к родной природе? (Любовь художника к родной природе выразилась в его рассказе о приходе весны в родной стороне. Саврасов любит природу и учит нас любить ее.)

В процессе беседы дети называют слова, в которых встретились изученные орфограммы, производят орфографический разбор этих слов.

Заключение.

Из всего сказанного следует сделать вывод: многообразны виды творческих работ, позволяющих учителю, разумно сочетая их все, добиться повышения грамотности учащихся, закрепления их знаний, развития устной и письменной речи. Велика и воспитательная роль таких работ. Правильно подобранные тексты, картины являются хорошим средством воспитания у учащихся любви к природе, способствуют расширению их кругозора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Творческо-эстетический цикл на уроках и внеклассных мероприятиях"

Как педагога, меня особенно интересует проблема творческо-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспит...

Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках русского языка

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожно...

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...