Части речи
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Камакшина Надежда Андреевна

МАТЕРИАЛ ДЛЯ 4 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "ЧАСТИ РЕЧИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_chasti_rechi_-2.docx301.36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: г.

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 4 «И»

Урок: 4 Время: 14:00-14:40

Кабинет: 113

Студент: Камакшина Надежда Андреевна

Группа: 45

Учитель: Гужова Ю.Э

Методист: Кошкарова Л. С

Тема урока «Части речи».

Тип урока: повторение изучаемого материала.

Цель урока: Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Обобщить и систематизировать знания о частях речи;
  2. Развивать умения устанавливать связи между частями речи, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи .
  3. Развивать активный словарь учащихся.

Предметные:

1. Учиться распознавать части речи, по их лексическому значению и грамматическим признакам

2. Учиться находить и различать части речи в предложениях и тексте.

Развивающие:

1. Развивать орфографическую зоркость учащихся;

2. Развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться.

Личностные:

#1055;роявлять интерес к теме «части речи»;

2. Осознавать важность темы в русском языке.

Воспитательные:

1. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к русскому языку;

2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам в процессе парной работы.

УМК: «Школа России», учебник русского языка: 4 класс: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – 1 ч.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Группа словесных методов: слово учителя

-Здравствуйте ребята, меня зовут Надежда Андреевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка!

-Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

Ребята, у вас на партах лесенка успеха нарисуйте на первой лесенке человечка…

Сегодня на уроке мы будем, вспоминать и узнавать много интересного и подниматься выше по нашей лесенке.

Открываем тетради, записываем число классная работа.

Назовите орфограммы в числе

#1055;риветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Раздатка

Учебная презентация: слайд 1

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

И так, ребята, начнем с разминки.

На доске 3 столбика слов.

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму.

1) л..сица (словарное слово), на поверхност..( сущ-ное, ед.ч., ж.р, 3 скл., П.п. , следовательно, окончание –и), листопа..( два корня лист и пад, а О соединительная гласная);

2)б..льшой(безударная гласная о проверяется однокоренным словом «бо́льшый»), глубок..я (И.п., ж.р., ед.ч, какая?), ле..кий (проверочное слово «он легок» доказало написание буквы «г» в корне слова);

3)уме..т (н.ф. уметь, 1 спр.), п..летел (приставка, корень, два суффикса, нулевое окончание, формообразующий суффикс прошедшего времени л не входит в основу глагола).

Работа у доски по желанию.

Ребята, что вы можете сказать, глядя на эти слова?

(В первом столбике имена существительные, во втором столбике имена прилагательные, в третьем – глаголы).

-Как их можно назвать одним словом?

(части речи)

2. Отвечают на вопросы учителя

Работают в тетради

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация: слайд 2

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

-Какова главная цель урока?

-Сформулируйте задачи урока по опорным словам?

Узнать …

Тренироваться…

Учиться…

#1042;ыдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Тема: «Части речи»

Цель: Узнать и закрепить знания о частях речи

  1. Узнать о частях речи
  2. Третироваться определять часть речи
  3. Учиться находить каждую часть речи, по грамматическим признакам.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументировано высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация: слайд 5

Слайд 6

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1 Сколько слов в русском языке?

Ребята, куда нам нужно обратиться чтобы точно узнать сколько в русском языке слов?

Посмотрите на слайд, какие есть словари и сколько слов ?

Что мы узнали из однотомного словаря Ожегова?
Представьте мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Наводить порядок. А как? Их надо сгруппировать. Что же делать? ( слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)

Так и появились части речи.

Ребята, я думаю нам всем интересно узнать о части речи.

Откроем учебник на стр 67 и прочитаем правило.

На какие две большие группы можно разделить слова?

- Сколько же разных частей речи вы обнаружили? Сможете ли вы доказать, что слова ЗАБОТА, ЗАБОТЛИВЫЙ и ЗАБОТИТЬСЯ относятся к разным частям речи?

2. Перечислите служебные части речи. Приведите пример.

3. Почему эти части речи называются служебными? (они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании)

Предлагаю посмотреть на слайд и проверить все ли части речи мы проговорили.

Еще раз закрепим о каждой части речи и о их грамматических признаках откроем стр 68 в учебнике и разберем устно все вместе таблицу и стр 69.

Предполагают

К словарю

Что в русском языке около 57 тысяч слов.

Самостоятельные и служебные

План доказательства

  1. Лексическое значение
  2. Вопрос
  3. Грамматические признаки

они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании

УУПД:

Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Ученая презентация

Слайд 7, 8, 9

Слайд 10

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

#1054;рганизует первичное закрепление.

Упр 111 стр 67 Выполним упражнение .

Один ученик к доске, а остальные работают самостоятельно у себя в тетради.

Потом сверим.

  1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

Письменно выполняют у себя в тетради упр.

УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностьюУУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Учебная презентация

Слайд 11

Самостоятельная работа с самопроверкой

(15-20 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

#1054;рганизует самостоятельную работу.

Работа в группе по 4 человека .

Задание: Посоветуйтесь и подумайте перед вами загадка вам нужно написать отгадку и рассказать про неё.

  • Применяем все мы это
    Вместо имени предмета,
    Вместо признака предмета
    Применяем тоже это,
    И количество предметов
    Заменяет часто это.
    Нам на всё оно укажет,
    Но имён ничьих не скажет.
    Часто очень применяется,
    Сильно очень изменяется.
    Без него, как ни крутись,
    В речи нам не обойтись.
    (Местоимение.)

  • Художницу нашу знает весь свет:
    Раскрасит художница всякий предмет.
    Ответит всегда на вопросы такие:
    КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
    С папой Существительным
    Живёт на редкость дружно:
    Изменит окончание,
    Когда ему так нужно.
    Она с ним не расстанется
    Никогда уже:
    Стоит с ним в одном роде,
    Числе и падеже.
    (Имя прилагательное.)

  • НА дороге пёс сидит,
    ЗА дорогой столб стоит.
    ДО дороги добегу,
    ПОД дорогой пробегу.
    Там подземный переход.
    ОТ дороги — кот идёт,
    У дороги — поворот.
    НАД дорогой — облака.
    Шёл К дороге пешеход
    Полчаса издалека.
    Едем С классом НА попутке,
    Мы В дороге будем сутки.
    Нам С дорогой повезло,
    В дождь её не развезло.
    Нам В рассказе О дороге
    Очень помогли…
    (Предлоги.)

  • Всё что существует, оно обозначает,
    На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
    А чтоб не обижался весь честной народ,
    Оно всегда имеет и число, и род.
    У него к тому же три склоненья есть,
    Падежей различных сразу целых шесть.
    (Имя существительное.)

  • Он предметы оживляет,
    Всех их в дело вовлекает,
    ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
    Строго сам за тем следит.
    Он три времени имеет
    И спрягаться он умеет.
    Детям строят много школ,
    Чтоб все знали про …
    (Глагол).

Один ученик из группы выходит к доске и рассказывает.

Выполним самостоятельную работу , раздаю листочки .

Тест .

Ответы сверяем со слайдом , меняемся тетрадями.

#1042;ыполняют работу в группе.

УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Учебная презентация: слайд 12

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

Выполним упр 112 на стр 67.

Проверим все вместе.

УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

#1054;рганизует анализ работы по критериям.

Вы справились с заданиями и показали умения учиться , добывать знания, применять их в жизни. Подходит к концу наш урок.

- Итак, давайте еще раз вспомним, что же мы сегодня узнали о частях речи.

Заполните в таблице начатые мной предложения (у каждого ребенка на столе таблица, заполняют).

Мы составили с вами памятку, которая теперь поможет нам знать всё о частях речи и правильно употреблять их в речи.

И на лесенке успеха закрасим последний этап.

Я благодарю вас за работу на уроке.

До свидания!

#1040;нализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала.

Заполняют памятку.

Прощаются с учителем.

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация: слайд 15 с темой урока

Раздаточный материал «памятка»

Фамилии

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...