Родственные слова
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Камакшина Надежда Андреевна

Материал для 2 класса по русскому языку на тему:  "Родственные слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_rodstvennye_slov.docx278.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 12.05.2023 г.

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 2 «б»

Урок: 3

Время: 15:15 – 15:50

Кабинет: 221

Студент: Жаткина Надежда Андреевна

Группа: 35

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Родственные слова.»

Тип урока: рефлексия

Цель урока: повторение  понятия  «родственные слова» признаков  родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Систематизировать понятие «родственные слова»;

2. Закрепить понятия о значении слова;

3. Формировать словарный запас, активизация словаря.

Предметные:

1. Научиться находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи.

2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Развивающие:

1. Развивать орфографическую зоркость учащихся;

2. Развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться.

Личностные:

1.Проявлять интерес повторению темы «родственные слова»;

2. Осознавать важность темы в русском языке.

Воспитательные:

1. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к слову;

2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам в процессе парной работы.

УМК: Система «Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова », Учебник Русского языка 2 класс 2 часть. Авторы: В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Группа словесных  методов: слово учителя

-Здравствуйте ребята, меня зовут Надежда Андреевна  и сегодня я проведу у вас урок русского языка!

-Прозвенел звонок и смолк,

   Начинается урок.

   Тихо девочки за парту сели,

   Тихо мальчики за парту сели.

   На меня все посмотрели

   И работать захотели.

 Ребята, у вас на партах лесенка успеха нарисуйте на первой  лесенке человечка…

Сегодня на уроке мы будем, вспоминать и узнавать много интересного и подниматься выше по нашей лесенке.

Открываем тетради записываем число классная работа.

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Раздатка

Учебная презентация: слайд 1

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

 - Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите  отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

1) Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан.  (берёза)

2) Никто её не пугает,

А она вся дрожит.

          (осина)

3) Надели на палку

Стальную ладошку.

И под ладошку

Сажают картошку.  

 (лопата)

 4) Вырос в солнечный денек

У лесной дорожки

Ярко-красный огонек

На зеленой ножке.

        (ягода)

5) Неживая, а идет,

неподвижна, а ведет.

          (дорога)

Проверка: сверка с образцом на доске.

-Молодцы

Сейчас вам нужно внимательно подумать и ответить на мои вопросы.

  1. Маме он муж, а тебе?
  2. Твоему папе жена, а тебе?
  3. Кто ты для бабушки?
  4. Папе он родной брат, а тебе?
  5. Кто ты для своей сестры?
  6. Бабушке он муж, а тебе ?
  7. Кто ты для своей мамы?
  8. Кто для тебя твои мама и папа?
  9. А кто вы все вместе друг другу?

Хорошо, молодцы

Ребята, а у слов есть родственники ?

Сколько признаков у родственных слов?

Вы уже изучали родственные слова, теперь вам нужно только вспомнить ваши знания?

2. Отвечают на вопросы учителя

Папа  

Мама

Внук или внучка

Дядя

Брат

Дед

Сын

Родители

Родственники

Да

2

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация: слайд 2

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

 Давайте сформулируем тему урока

-Какова главная цель урока?

-Сформулируйте задачи урока по опорным словам?

Вспомнить

Поупражняться

Закрепить  

1.Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

«Родственные слова»

-вспомнить, что такое родственные слова

-вспомнить, признаки родственных слов

Вспомнить о родственных словах и их признаках

Поупражняться с помощью  заданий и упражнений

Закрепить тему родственные слова

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация: слайд 5

Слайд 6

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

Прочитайте слова и запишите к себе в тетрадь

рыба

рыбак

рыбалка

Давайте истолкуем первое слово – рыба. 

( Да ребята, Рыба – это животное, обитающее в водной среде, имеющее плавники и тело покрытое чешуей.)

Давайте истолкуем второе слово – рыбак. 

 Да ребята, Рыбак - это человек, который ловит рыбу.

С помощью какого слова мы истолковали слово рыбак? (С помощью слова рыба.)

Если одно слово можно объяснить через другое, то, как тогда связаны эти слова? (Слова связаны по смыслу)

Давайте истолкуем третье слово – рыбалка. 

 Да ребята, Рыбалка - это ловля рыбы.

Ребята, а почему мы второе и третье слово не истолковывали с помощью слова окунь или щука. Ведь они же рыбы? ( У данных слов нет общей части)

Какая общая часть у слов рыба, рыбак, рыбалка? ( Общая часть рыб) 

Выделите её у себя в тетради

 Сколько признаков мы с вами выделили у слов рыба, рыбак, рыбалка? (Мы выделили два признака)

Кто бы хотел назвать первый признак? (Связаны по смыслу)

Кто бы хотел назвать второй признак? (Есть общая часть)

Мы ответили с вами на вопрос “ Как вы думаете, есть ли в русском языке слова-родственники? ” (Да, мы ответили на поставленный вопрос. В русском языке существуют слова родственники, которые называются родственными или однокоренными)

Давайте попробуем составить определение. 

Такие слова, которые связаны по смыслу и имеют общую часть, называют родственными

-Мы вспомнили родственные слова и их признаки, как вы думаете мы можем по лесенке подняться выше.

Тогда рисуем человечка на второй ступени .

Рыба – это животное, обитающее в водной среде, имеющее плавники и тело покрытое чешуей)

Рыбак - человек, который ловит рыбу.

Рыба

Слова связаны по смыслу

Рыбалка-ловля рыбы.

У этих слов нет общей части

Рыб

Два признака

Связаны по смыслу

Есть общая часть

Ответы детей

Можем

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Ученая презентация

Слайд 7, 8, 9

Слайд 10

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует первичное закрепление.

Игра найди лишнее слово:

  1. водичка, водяной, водитель, подводник, водоворот
  2. лётчик, летательный, летний, полёт, летать
  3. гора, горевать, горный, горочка, пригорок
  4. пятна, пятнистый, пятнышко, пятерня, запятнать
  5. рисунок, зарисовка, рисую, рис, нарисовать
  6. приморье, моряк, море, морской, уморить
  7. речь, река, речной, речушка, речка
  8. белый, белить, побелка, белочка
  9. болит, боль, большой, больной, болевой

- Следующее задание, в котором вам нужно вставить слова по смыслу слова должны быть родственными и выделить в них окончание. Слова не должны быть одинаковыми .

https://sun9-9.userapi.com/impg/RVGE1lFJKmU6WLKHzR9HXYm7dC-299lik7AsGA/DgxuDtQYVAg.jpg?size=480x360&quality=95&sign=4a249be7ffdee138bc05becea2864908&type=album

  1. Выполняют задание и объясняют свой выбор
  1. Водитель
  2. Летний
  3. Горевать
  4. Пятерня
  5. Рис
  6. Уморить
  7. Речь
  8. Белочка
  9. Большой

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностьюУУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Учебная презентация

Слайд 11

Самостоятельная работа с самопроверкой

(15-20 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

1.Организует самостоятельную работу.

https://sun9-29.userapi.com/impg/qo8dS7d8D7h1fg8u6wkOWMvBsN7gtjd32keWTw/-bYPnlCu59I.jpg?size=768x857&quality=95&sign=943b2e5aad079b646eebb1b70936f40a&type=album 

https://sun9-27.userapi.com/impg/wvRw-kngmHzwvi1KhTzD5wvDH3Ao7dQxtrwMYA/8_M7_z8GMzI.jpg?size=736x774&quality=95&sign=c60598b05e310f4b411e3e34cf8ff4ae&type=album

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте для проверки и сверяйтесь с доской .

1.Выполняют самостоятельную работу.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Учебная презентация: слайд 12

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

- И последнее задание на закрепление из учебника стр 89 упр 312

Посмотрим на образец

корм – кормить – кормушка

  1. Доказать, что данные слова родственные
  2. Выделить в этих словах значимые части

Так же поработайте со словами темно, тёмны, темнота; тепло, тёплый, теплота; печник, печной, печка; катушка, каток, катит; крепкий, крепить, крепыш.

Работают у доски по одному ученику

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

Учебная презентация: слайд 13, 14

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.  

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы ставили?

Достигли ли мы этой цели?

- Сейчас с помощью лесенки успеха оцените свою работу на уроке:

Кому было трудно подниматься по лестнице успеха?

Урок окончен, вы большие молодцы!

1.Анализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала.

Тема: «Родственные слова»

Цель : -вспомнить, что такое родственные слова

-вспомнить, признаки родственных слов

Поднимаются на последнюю лесенку

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация: слайд 15 с темой урока

Раздаточный материал «Лесенка успеха»

Фамилии

                  3

                  4

                   5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Проектная деятельность с учащимися 2-х классов. Тема проекта: «От родственного слова к родственной душе».

Данный проект способствует развитию речевой активности учащихся через работу с родственными словами, в играх со словами, развитию связанной речи на уровне фразы, текста....