Проектная деятельность с учащимися 2-х классов. Тема проекта: «От родственного слова к родственной душе».
проект по русскому языку (2 класс) на тему

Данный проект способствует развитию речевой активности учащихся через работу с родственными словами, в играх со словами, развитию связанной речи на уровне фразы, текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

 

    Проектная деятельность с учащимися 2-х классов

Тема проекта: «От родственного слова к родственной душе».

Пояснительная записка.

Данная работа подготовлена совместно учителем начальных классов и учителем-логопедом для проведения дополнительных занятий с учащимися 2-х классов с целью ознакомления детей с незнакомым видом работы - проектной деятельностью. Современные социально-бытовые условия приводят к тому, что существует отбор более менее здоровых детей с хорошими способностями в различного рода гимназии и языковые школы. В результате в нашу школу записано много детей, которых можно отнести к группе риска по возможности возникновения школьных трудностей. Это дети из так называемых неблагополучных семей, дети с различными неврологическими проблемами (минимальная мозговая дисфункция, астено-невротический синдром, синдром гиперактивности и дефицита внимания и др.). В начальных классах сегодня таких детей от 43% до 76%. У многих из этих детей навыки учебной деятельности формируются медленнее и на их закрепление нужно больше времени. И как результат эти дети могут оказаться в ситуации неуспеха, что в дальнейшем приводит к различным нарушениям личностного развития (негативизм, агрессия, раздраженность, истощаемость и т.д.). А это в свою очередь часто не дает возможности, мешает заводить приятелей и друзей в классе. Поэтому мы видим необходимость в проведении с детьми начальных классов совместную работу, которая должна помочь детям в установлении контактов с одноклассниками в неурочной ситуации. Такой работой является проектная деятельность. Тема «От родственного слова к родственной душе» выбрана неслучайно. Во-первых, она позволит учителю перекинуть мостик к достаточно трудной теме по русскому языку «Безударная гласная в корне слова», а во-вторых она призвана помочь в формировании коммуникативных навыков учащихся, особенно у детей с проблемами в развитии.

Цель проекта: организация коллективной исследовательской деятельности во внеурочной работе.

Задачи:

1. Развивать речевую активность через работу с родственными словами, в играх со словами, упражнениях в словотворчестве

  1. Развивать интерес к родному языку, языковое чутье
  2. Развивать мыслительную деятельность на речевом материала игры «Башня»
  3. Развивать коммуникативные навыки в коллективной работе по подгруппам (подготовка заданий для класса)
  4. Знакомить со средствами общения (речь, жесты, мимика, интонация, искусство)
  5. Учить размышлять на нравственные темы «Дружба - что это такое?», «Когда дружба может мешать», «Я и другие»
  6. Развивать творческие способности детей в работе по изображению родственных слов, составлению и оформлению кроссвордов, шарад, ребусов с родственными словами, оформлению проекта.
  7. Развивать исследовательские способности в работе по подготовке и анализу опросников для учащихся начальных классов, в проведении опросов учителей.
  8. Развивать связную речь на уровне фразы, текста, а также развивать навыки языкового анализа и синтеза на уровне слова, фразы.
  9. Учить детей подводить итоги своей работы в виде презентации.
  10. Учить публичному выступлению во время презентации проекта
  11. Организовывать взаимодействие с родителями (подбор интересных игр со словами для одноклассников, работа по оформлению компьютерной презентации)

Организация проекта.

В данной работе участвует все желающие (лучше весь класс), т.к. занятия в форме свободного общения и обсуждения тем, игровые задания позволяют работать с целым

классом. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с выполнением интересных заданий дома

или в группе продленного дня. Всего 34 занятия в год.

В установленные сроки проводится презентация перед учащимися школы и школьным жюри. Проводится награждение всех участников проекта за проведенную исследовательскую деятельность.

Ожидаемые результаты.

  1. Положительная динамика в установлении межличностных контактов у учащихся данного класса
  2. Улучшение эмоциональной атмосферы в классе
  3. Возможность для учителя увидеть в детях способности и таланты, которые не раскрываются на уроках
  4. Динамика в речевом развитии учащихся (обогащение словарного запаса, формирование связного высказывания и т.д.), развитии мышления, умения рассуждать, объяснять свой выбор
  5. Развитие способности учащихся не только слушать учителя и друг друга, но и понимать обращенную речь (инструкции, задания, предложения и др.)
  6. Уменьшение конфликтов из-за неправильно выбранных средств общения (замена тактильного, агрессивного на вербальное)
  7. Хорошие показатели при изучении темы «Безударные гласные в корне слова», при написании изложений и мини-сочинений.

Тематическое планирование

№п/п

Этап работы

План занятия

Кол-во

1

Установочный Введение в тему

  1. Техника безопасности на дополнительных занятиях
  2. Беседа по картинке «В нашем классе новенькая»
  3. Итоги. (Вербальное общение - самый позитивный и продуктивный вид общения. На наших занятиях будем учиться правильно общаться)

1

2

Средства общения.

  1. Актуализация полученных знаний.
  2. Средства общения: жесты, мимика, интонация, речь, искусства
  3. Игра «К птичке - к пташке» (непродуктивные виды общения)
  4. Итоги. (Речь - самый позитивный и продуктивный вид общения между людьми)

3

Дружба.

  1. Актуализация знаний.
  2. Беседа по картинке «Жадный мальчик»
  3. Когда дружба мешает.
  4. Итоги. (Дружбе помогает умение правильно говорить)

4

Как мы говорим?

  1. Актуализация знаний.
  2. Игры со словами: словотворчество, «рифмоплетсво», рассыпушки,..

%

  1. Знакомство с родственными словами
  2. Итоги. Назовите самую интересную игру занятия. Дома к любому слову подобрать и записать как можно больше родственных слов.

5

Исследовательский

  1. Кто больше подобрал родственных слов - зачитывает их у доски (3-4 чел.)
  2. С кем вы дружите в классе? (Уточнить у друзей, почему с этими ребятами интересно дружить)
  3. Составление опросника:
  • несколько заданий на подбор родственных слов;
  • напиши имена свих друзей из класса
  1. Итоги. (Любопытно, а как в других классах)

6-8

  1. Актуализация знаний.
  2. Обработка полученных данных.
  3. Итоги. (Чтобы уметь дружить - надо уметь говорить)

9-25

Формирующий

  1. Актуализация знаний.
  2. Игра «Башня» проводится парами.
  3. Работа с пособием «Родственные слова»
  4. Игры на развитие языкового анализа и синтеза: самое длинное предложение с родственным словом; длинное предложение, в котором все слова на одну букву, рассыпушки,..

12, 18

  1. Игра «Башня», с пособием «Родственные слова»
  2. Работа в подгруппах. Задание для класса «отгадай словечко» (изобразить в рисунках группу родственных слов)
  3. Игра с этими рисунками. Чьи рисунки можно предложить в других классах?
  4. Итоги. Что больше всего понравилось на занятии, почему.

15,21

  1. «Башня», с пособием «Родственные слова»
  2. Работа в подгруппах. Подобрать ребусы в группу родственных слов, придумать свои ребусы.
  3. Отгадывание ребусов. Чьи ребусы можно предложить в других классах? •
  4. Итоги. Что понравилось на занятии, почему.

24, 25

  1. Игра «Башня», работа с пособием «Родственные слова»
  2. Работа в подгруппах. Составление и оформление кроссвордов с родственными словами.
  3. Отгадывание кроссвордов. Чьи кроссворды можно предложить другим классам?
  4. Итоги. Что больше всего понравилось на занятии, почему.

26

Подведение итогов

  1. Игра «Башня», работа с пособием «Родственные слова»
  2. Повторное заполнение опросников.
  3. Подведение итогов. Сравнение с предыдущими ответами. Обсуждение результатов работы: помогла ли работа по проекту в налаживании отношений с одноклассниками. Примеры из жизни класса.
  4. Итоги. Наблюдения учителя: данная работа способствовала хорошим результатам в учебе (в работе по теме «Безударная гласная», мало ошибок в письменных работах, приятно вас слушать, смотреть, как вы общаетесь,..) Задание: опросить учителей начальных классов, как учатся дети с хорошим словарным запасом и бедным словарем.

27

  1. Игра «Башня», работа с пособием «Родственные слова»
  2. Обработка полученных данных от учителей начальных классов
  3. Выводы: - как хорошая речь помогает человеку жить и учиться

- как рассказать об этом другим людям «

  1. Итоги. Что больше всего понравилось в проекте, почему.

28 -30

Оформление и подготовка электронной презентации

  1. Игра «Башня», работа с пособием «Родственные слова»
  2. Название проекта (дети предлагают варианты, объясняя свое предложение)
  3. План рассказа о своей работе.
  1. Отбор фотоматериала для электронного варианта
  2. Репетиция защиты.
  3. Итоги. Самое интересное на занятии, почему.

31

Защита проекта.

  1. Сбор.
  2. Защита
  3. Награждение.
  4. Обсуждение первых впечатлений. Дать возможность поделиться ощущениями, страхами, радостью - снять нервное напряжение. Может быть сделать упражнения на расслабление.

32

Обсуждение защиты

  1. Игра «Башня», работа с пособием «Родственное слово»
  2. Впечатления от защиты после недели.
  3. Обсуждения что получилось удачно, что не очень удалось. Как можно было бы сделать по другому.

4. Итоги. Что понравилось на занятии, почему.

33

Выбор темы для следующего проекта

  1. Игра «Башня», работа с пособием «Родственные слова»
  2. Выбор темы для следующего проекта
  3. Сочинение на тему «Я в проекте» (С какими результатами начинали и что «

получилось в конце года)

  1. Итоги. Что понравилось на занятии, почему.

34

План действий на период летних каникул

  1. Игра «Башня», работа с пособием «Родственные слова»
  2. Летом подумать, что можно сделать в рамках выбранной темы.
  3. Игры в самые любимые из игр со словами.
  4. Итоги. Что больше всего понравилось в проекте, почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся 3-б класса. Тема проекта «Сколько весит школьный ранец?»

Мы отовсюду слышим, что здоровый позвоночник и правильная осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. •Из 11 учеников нашего класса 8 имеют инвалидность. Поэто...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по Теме "Корень слова. Однокоренные (родственные) слова"

конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Библиотечный урок с использованием элементов проектной деятельности для учащихся 4-х классов Русский народный костюм".

История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народны...

Методическая разработка по русскому языку по теме "Корень слова. Однокоренные, родственные слова"

Конспект урока русского языка на тему: Корень слова. Однокоренные/родственные слова. 2 класс...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Проект «Рассказ о слове»

Урок  русского языка  в 3 классе на тему : Проект «Рассказ о слове»...

Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями

Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным ...