Диктанты по русскому языку, 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Симухина Анна Андреевна

Итоговые диктанты для 4 класса, по программе "Школа России". В каждом диктанте прдусмотрены разноуровневые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnye_diktanty_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты по русскому языку (4 класс)

1 четверть

Входной диктант в 4 классе

Осенняя пора.

     Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны  румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.

Грамматическое задание:

Основной уровень

  1. Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.
  2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.
  3. Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья,

Повышенный уровень: запишите по одному слову, в котором звуков больше, чем букв и звуков меньше, чем букв

Контрольный диктант № 1 « Повторение »

                                                Осенняя прогулка.

    Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

    Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

   В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

   Радостные ребята вернулись с прогулки.

Грамматические  задания:

Основной уровень:

1. Выписать из текста по два слова на каждую часть речи.

2. Выписать из текста три слова с проверяемой безударной гласной и три слова с парной согласной, рядом напишите проверочное слово.

3. Выпишите из текста два слова: одно - в котором звуков больше, чем букв; второе - в котором звуков меньше, чем букв.

Повышенный уровень

Составить транскрипцию слов: съезд, поворот, птичьи

Контрольный диктант № 2 «Слово в языке и речи»

Осень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:

Основной уровень:

  1. Выписать предложение: вариант I – с однородными членами; вариант II – сложное. Разобрать по членам предложения, указать части речи.
  2. Разобрать слова по составу: вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно; вариант II – холодная, подосиновики, медленно.
  3. Сделать фонетический разбор слова: вариант I – поздний; вариант II – гриб.

4.            Выпишите из ряда родственных слов имена существительные. Обозначьте  род:

         вариант I - старик, стареть, старый, старость.
         вариант II -  зеленый, позеленел, зеленка, зелень.

Повышенный уровень:

Подобрать синоним и антоним к следующим словам: сложный, мягкий

                 2четверть

 

Контрольный диктант № 3 «Имя существительное»

Как мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывести их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

        По Л. Толстому

 Слова для справок: его, тысяч, предложил

 Грамматическое задание:

Основной уровень

1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко - буквенный разбор слова: вариант 1 – его, вариант 2 – шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 – (за) выдумку, вариант 2 –инженеров.

Повышенный уровень

  Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных. 1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются. 2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь. 3) Радость, шаг, один, печаль.

            3четверть  

Контрольный диктант № 4 « Множественное число имя существительных»

Лес.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

 Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

 Грамматическое задание:

Основной уровень

1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.

2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа: вариант 1 -Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины), вариант 2 - Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 – вредителей, вариант 2 – гусениц.

Повышенный уровень

 Записать противоположные по значению фразеологизмы парами. Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.

Контрольный диктант № 5 «Имя прилагательное»

                                                      Зимняя ночь в лесу.

     По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе  зажглись яркие звёзды.

    Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.

    Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк.

    Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Слова для справок: заяц-беляк, видит.

Грамматическое задание:

Базовый уровень

1. Разобрать по членам:

1-й вариант – первое предложение.

2-й вариант- третье предложение.

2.Определить падеж прилагательных в третьем абзаце.

 3.  Выписать три словосочетания «прил. + сущ.» Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

 Повышенный уровень

Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д.п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.

Контрольный диктант № 6 «Местоимение»

Лесной голосок.

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она - от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

Грамматическое задание :

Основной уровень:

1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

 2. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе. 

Повышенный уровень

3.Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения:

В субботу… пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На… были красные, жёлтые, оранжевые листья. …встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

  1. ЧЕТВЕРТЬ.

Контрольный диктант № 7 «Спряжение глаголов»

Весна в степи.

     Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни  сливаются в большой оркестр.

Грамматическое задание:

Основной уровень:

1.Определите время, спряжение, лицо, число глаголов: светит, сверкает, пробуют, шумит.

2. Разобрать глагол  ВЗГЛЯНЕШЬ 3 , как часть речи.

3. Разберите по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.

Повышенный уровень:

Распределите все  глаголы из диктанта по спряжениям в 2 столбика.

Контрольный диктант № 8 «Глагол»

Последние денёчки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание:

Основной уровень:

 1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

2. Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь.

3. Выполнить звуко – буквенный разбор слова ледяные.

Повышенный уровень:

Спишите , вставляя окончания глаголов, определите спряжение.

Ты развод..шь костер, они наход..тся на распутье, он броса..т вызов, флаг колыш..тся на ветру, мы быстро выполн..м, ты стел..шь постель, он рассказыв..т сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые диктанты по русскому языку в начальной школе (4 класс)

Время лесных малышей Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки. Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У ...

Итоговый диктант по русскому языку 1 класс.

Итоговый диктант  по русскому языку за  1 класс....

Диктанты по русскому языку для 3 класса

Данная подборка содержит 9 диктантов с грамматическими заданиями....

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Данная подборка содержит 17 диктантов с грамматическими заданиями....

Словарный диктант по русскому языку в картинках 2 класс

Презентация  по русскому языку для 2 класса в картинках.Есть задание после написания и проверка...

Цифровые диктанты по русскому языку 4 класс

Цифровые диктанты позволяют отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике....

Сборник диктантов по русскому языку. 3 класс.

В сборнике предложены разнообразные диктанты, разные по сложности и содержанию....