Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хорошилова Елена Викторовна

Открытый урок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Хорошилова Елена Викторовна

Тема: «Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи».

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о предложении

и частях речи.

Задачи:

Предметные:

- совершенствовать умение правильно определять и употреблять части речи;

- отрабатывать умение отличать одну часть речи от другой;

- находить главные и второстепенные члены предложения.

Метапредметные:

- развивать умение извлекать информацию;

- выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа делать выводы;

- обобщать и классифицировать по общим признакам;

- формировать умение работать в парах и группах, а также умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку;

- воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.

Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный , самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах ,в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения - учебник, карточки, презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация;

карточки с разноуровневыми заданиями, дидактический материал для самостоятельной и для парной работы;

учебник “Русский язык. К тайнам нашего языка” - 3 класс,

авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко;

тетрадь-задачник № 3 авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко,

УМК “Гармония”

Ход урока.

1. Орг. момент. Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2. Актуализация знаний. Работа со словарём.

- Сегодня у нас не просто занятие, а симпозиум.

На симпозиумы собираются учёные.

- Кого называют учёным?

(человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия)

Думаю, и нас так можно назвать. Мы исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия. Давайте выясним, что означают слово «симпозиум».

-В каком источнике можно найти эту информацию? (в толковом словаре)

-Каковы ваши дальнейшие действия?

(вспомнить алфавит и на букву «с» найти слово «симпозиум» и т.д.)

Симпозиум (греч.) – научная конференция, совещание, по какому- то специальному вопросу.

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Разделите слова на группы и обоснуйте своё мнение.

На доске слова:

имя прилагательное, предлог, местоимение, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. (работает 1 ученик)

- Какое название должно быть у каждой группы?

(части речи, члены предложения)

- Сформулируйте тему и цель нашего урока. (какова тема нашего урока?)

(повторение и обобщение изученного о предложении.)

- Какие мы задачи поставим перед собой?

(вспомнить всё, что мы знаем о предложении,

будем находить главные члены предложения,

вспомним о роли предложения, будем развивать речь)

Задача нашего урока проверить, насколько умело и правильно вы умеете использовать знания о главных членах предложения.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Запишите группы слов, решая орфографические задачи.

Найдите в каждой цепочке лишнее и объясните свой выбор.

Скв.рец, ст.ро.ка, хок?ей, хол.дно,

Улыбае[ца], пятн.[ца], драт[ца],

А, я, не, и. (фишки)

- Почему слово «холодно» - лишнее? (Мы не знаем, какая это часть речи)

- Оказывается, мы изучили не все части речи, будем знакомиться с ними позднее.

А сегодня повторяем то, что изучили ранее.

4. Реализация построенного проекта и закрепление

изученных способов действий.

- Какую группу мы можем дополнить? (части речи)

Отгадайте часть речи по описанию.

(загадки читают подготовленные ученики)

  1. Привет! У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я обычно бываю подлежащим. Догадались, кто я? (существительное)

  1. Здравствуйте! У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Моя роль в предложении – сказуемое. Узнали меня? (глагол)

  1. Добрый день. Я обозначаю порядок при счёте или количество. Меня постоянно мучают вопросы «который?» и «сколько?» Кто же я? (числительное)

  1. Ну, а я не обозначаю ни действия, ни предмета. Я не отвечаю ни на какие вопросы, но без меня вам не обойтись. Когда нужно соединить части предложения, я тут как тут. (союз)

  1. Я очень мала по размеру, членом предложения не являюсь, но помощник всё – таки хороший. Моя главная роль-вносить дополнительные оттенки в значение других слов или предложений. А ещё: я всегда пишусь отдельно с глаголом. (частица)

Физкультминутка.

- А теперь немного отдохнём, встаньте и выйдите из-за парт.

Я буду называть слова разных частей речи. Если вы услышите имя существительное, должны хлопнуть в ладоши. Если слышите слова других частей речи, то не выполняете никаких действий.

Ветер, добрый, сидит, летний, грибной, шумят, космонавт, видит, буква, кошка, светит, молочный, плавают, бегут, смелые, окно, красить, красная, школьный, школа, школьник, зелёный, зеленеет, смеялся, смех.

- Давайте с вами вспомним, всё, что мы знаем о предложениях.

Работаем в группе. Игра «Всезнайка»

Перед вами лежат карточки с вопросами, вы должны ответить на вопросы.

Отвечать будете по очереди.

1 карточка (фишки)

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Приведите примеры.

2 карточка (фишки)

Какие предложения называются распространёнными?

Приведите примеры.

3карточка (фишки)

Какие предложения называют нераспространёнными?

Приведите примеры.

4 карточка (фишки)

Какие бывают предложения по интонации?

Приведите примеры.

5 карточка (фишки)

Какой частью речи в предложении выражено подлежащее?

Приведите пример предложения в котором 2 подлежащих.

6 карточка (фишки)

Какой частью речи в предложении выражено сказуемое?

Приведите пример предложения в котором 2 сказуемых.

- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о предложении.

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия.

Работа по учебнику. Упр. 449, стр.49.

- Прочитайте предложения.

- Можем ли мы сказать что это текст?

- В какой сборник можно поместить этот текст?

1 энциклопедия; 2 книга о животных; 3 сборник сказок; 4 сборник стихов.

Показ книги

- Сколько в нем частей?

- Что выражает последняя часть?

- Как озаглавим?

- Где сможешь, найди и выпиши главные члены предложения. Указывай части речи , которыми они выражены, и формы, в которых употреблены.

- В каких предложениях главные члены не отозвались на вопросы?

- Что об этих предложениях ты можешь сказать, а чего не можешь?

- Понаблюдаем за связями слов в одном предложении.

Работа в тетради (в паре) ТПО упр 449 (фишки)

  1. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

Игра «Пазлы» (работа в паре)

  1. Мы смастерили будку рыжему щенку.
  2. На крутой скале сидит орёл.
  3. Ребята поработали на славу.
  4. Сергей отлично поёт.
  5. Урок прошёл интересно и быстро.

Задание: (на слух)

  1. Из первого предложения возьмите местоимение
  2. Из второго предложения возьмите часть речи, которая не является членом предложения.
  3. Из третьего предложения возьмите сказуемое.
  4. Из четвёртого предложения возьмите второстепенный член.
  5. Из пятого предложения возьмите подлежащее.

- Составьте из слов предложение. (Мы на уроке отлично поработали!)

- Дайте характеристику предложению (пов., воскл., распр.)

7. Рефлексия

Отметьте свои достижения на листах.

У каждого из вас лежат «Листы самооценки»

Оцените выполнение этого задания.

Если вы старались, и у вас всё получилось, рисуем зелёную фишку

Если вы старались, но были ошибки - жёлтую

Если у вас не получилось, но будем стараться - красную

Есть такие, у кого только зелёные фишки?

А у кого есть красные фишки?

Не огорчайтесь, если у вас не всё получилось.

Мы будем работать над этой темой дальше, и все пробелы вместе устраним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.2 класс Обобщение изученного материала по теме: "Части речи"

Девиз  урока:«Способность видеть в обыкновенном чудесное-признак мудрости!».Цель:Воспроизвести имеющиеся знания об изученных частях речи.Обогатить знания учащихся об имени прилагательном.Продолжить ра...

Урок математики в 1 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Числа от 1 до 10"

Конспект урока математики,проведённого в 1А классесовместно с воспитанникамиМДОУ д/с №6  «Сказка»...

Урок обучения грамоте по традиционной системе образования "Школа России" по теме:"Повторение и обобщение изученного".

Данный урок и презентация по программе "Школа России":-способствует развитию литературно-грамотной речи;-помогает обобщить знания о твёрдых и мягких согласных;-развивает мышление, память, прививает ин...

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного о предложении"

В конспекте приводится материала для изучения этой темы...