Русский язык.2 класс Обобщение изученного материала по теме: "Части речи"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Мануйлова Валентина Леонтьевна

Девиз  урока:«Способность видеть в обыкновенном чудесное-признак мудрости!».

Цель:Воспроизвести имеющиеся знания об изученных частях речи.

Обогатить знания учащихся об имени прилагательном.

Продолжить развитие умения работать в парах, группах, вести коллективный учебный диалог.

Совершенствовать умение работать с контрольно-измерительным материалом.

Воспитывать любовь к природе и желание видеть и наблюдать в ней красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.2_klass_chasti_rechi.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. Тема: «Части речи»

2 класс Учитель: Мануйлова В.Л. школа № 409 г.Пушкин

Цель: Воспроизвести имеющиеся знания об изученных частях речи.

Обогатить знания учащихся об имени прилагательном.

Продолжить развитие умения работать в парах, группах, вести коллективный учебный диалог.

Совершенствовать умение работать с контрольно-измерительным материалом.

Воспитывать любовь к природе и желание видеть и наблюдать в ней красоту.

Ход урока.

I-Организация класса.

-Ребята, сегодня у нас на уроке гости.

Повернитесь и поздоровайтесь. Садитесь.

-Дети! По-вашему, что такое чудо? Чудеса?  (Это что- то необычное, сверхъестественное)

Девиз нашего урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное-признак мудрости!»(Слайд на экране)

Сегодня мы воспроизведем имеющиеся знания об изученных частях речи,  будем работать с обыкновенными словами, предложениями, стихотворениями, загадкой. И если кто-то из нас увидит в них чудесное, мы в конце урока сможем назвать себя мудрыми.

-Дети, отгадайте загадку:

Громыхнул далекий гром,

Тучка брызнула дождем,

И вполнеба вдруг повисло

Против солнца коромысло.   РАДУГА.(Показ слайда: Слово радуга, изображение радуги)

-Выделите начальный звук в слове радуга.

Пропишем  заглавную и строчную буквы Р р. (Таблица-образец написания  букв Р р)

Какой частью речи является слово радуга?

Что мы называем именем существительным?   (Таблица: Кто? Что?

                                                                               Обозначает предмет.

                                                                               Имя существительное.)

Давайте, назовем и запишем существительные обозначающие явления природы.

(Облако, ветер, иней, мороз, погода. месяц)

-Укажите общие признаки данных существительных.

Найдите различные признаки этих слов.

-Какие слова на ваш взгляд интересные и почему?

Слово месяц имеет два значения.

-Ребята, вы знаете, что слово месяц произошло от слова мес- так в старину называли луну. А когда луна уменьшалась, к слову мес добавляли часть слова –яц и получалось слово месяц , т.е. маленькая луна.

Интересное слово погода. Оно обобщает все природные явления.

-А мне интересно слово иней. Вот что  написано о нем  в Большой детской энциклопедии. ( Текст с экрана читает ученик)

«Иней- тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся на почве, траве и наземных предметах».(Показ слайда и изображением инея)

А рыхлые снегообразные кристаллы льда, нарастающие на ветвях деревьев, проводах, называются изморозью.(Показ слайда с изображением изморози)

- Запишем это слово.

Но людям больше нравится слово иней; даже поэты употребляют его для описания красоты зимних деревьев.

Физминутка .Вьюга злится под окном

Белая береза

Вся окутана кругом

Инеем мороза.

-А как можно назвать лес, в котором на земле снег, на деревьях изморозь или иней?

Какой он?  (Снежный)

- Поставьте  вопрос и определите часть речи.

-Что называется именем прилагательным? (Таблица: Какой? Какая? Какие?

Обозначает признак предмета.

Имя прилагательное.)

-С какой частью речи прилагательное связано в предложении?

-Прочитаем предложение.

Слайд: В снежном л..су волк встретил рыжую л..су.

Вставьте пропущенные буквы. Что вы заметили в словах с пропущенными буквами? Кто запишет транскрипцию этих слов?

Рассмотрите написание слов, знаки препинания, количество строк.

Запишите по памяти.

Взаимопроверка.

-Определим части речи в данном предложении.

-Что мы знаем о глаголе?(таблица: Что делает? Что делают?

                                            Обозначает действие предмета.

                                            Глагол.)

-Что называется предлогом?

-Как они пишутся со словами в предложении?

-Какие вы знаете предлоги?

Перечислите,  какие части речи мы знаем?

Посмотрите на словосочетания. Мне хотелось бы остановиться на прилагательном и раскрыть слово признак.

Белая скатерть-(цвет)

Холодный день- (температура)

Узкое горлышко- (ширина)

Русская женщина- (Национальность)

Хитрая лиса- (качество )

Какие признаки существительных обозначают прилагательные в данных словосочетаниях? (признаки по очереди появляются после ответов детей)

-К одному существительному можно подобрать много прилагательных, обозначающих разные признаки.

Поработаем в группах.

(Дети получают карточки для работы в группах)

I-Солнце

II-Ручей

III-мяч

(Ребята у доски подбирают признаки к существительному и отвечают)

-Молодцы! А теперь предлагаю вам самостоятельную работу по выбору. К первому тексту задание:

списать, определить части речи.

В школе тихо и светло

В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветки смотрят в класс.

Второй текст –загадка о березе с  творческим заданием: записать загадку дополнив ее прилагательными.

Загадка о березе.

……….почки

……….листочки

С……….корой

Стоит под горой.

(Проверка задания)

Предлагаю выполнить задания в тестовой форме и проверим по ключу.

Тест.

А.Слова в каком ряду отвечают на вопрос «Что?»

1) красное, вкусное, сильное;

2) бежит, лежать, прыгают;

3) яблоко, забор, туча;

4) мощный, быстрый, ловкий.

В.Какое из этих слов нужно писать с заглавной буквы?

1) кот;

2)барсик;

3) щенок;

4) ученик.

С.Какое из этих слов пишется слитно?

1) (по)вар;

2) (по)траве;

3) (по)мосту;

4) (по) полу.

(Коллективная проверка)

 Вот и заканчивается наш урок.(Слайд с девизом урока) Вы почувствовали себя на нем чуточку мудрыми?

Что чудесного вы увидели на уроке?

 Дом. Задание: Выписать из словаря 5 слов и подобрать к ним прилагательное и глагол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Предложение. Повторение изученного материала"

Урок русского языка призван закрепить изученный материал о предложении, развивать умения работать с разными по структуре предложениями, выделять их особенности, ставить знаки препинания, умения работа...

Урок русского языка во втором классе."Обобщение изученного материала по теме:«Имя существительное»"

На этом уроке дети обобщают слова- названия предметов; используют специальную терминологию при определении части речи;  распределяют имена существительные в тематические группы предметов; подбира...

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием ИКТ "Обобщение изученного материала "Части речи"

Обобщение изученного материала происходит с помощью художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения стихов, презентации "Весна"....

карточка по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" по теме " Части речи.Сложные слова"

карточка по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" по теме " Части речи.Сложные слова"...

карточки по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" по теме " Части речи"

карточки по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" по теме " Части речи"...

Открытый урок по русскому языку " Кухня" Обобщение пройденного материала за первое полугодие.

Урок сочетает в себе актуализацию знаний об изученных орфограммах , о составе слова и словообразовании,о фонетике , о словосочетании и предложении .Урок-игра....