Урок русского языка во втором классе."Обобщение изученного материала по теме:«Имя существительное»"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
На этом уроке дети обобщают слова- названия предметов; используют специальную терминологию при определении части речи; распределяют имена существительные в тематические группы предметов; подбирают антонимы, пользуясь словарем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок на семинаре
по теме «Формирование универсальных учебных действий во втором классе».
Класс 2 Б
Предмет Русский язык
Раздел Имя существительное
Автор Чечевичкина Галина Витальевна
учитель начальных классов
Дата добавления 28.11.2013г.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Обобщение изученного материала по теме: «Имя существительное».
Цель: Обобщить и систематизировать изученный материал; развивать наблюдательность, речь; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся обобщать слова- названия предметов; использовать специальную терминологию при определении части речи; распределять имена существительные в тематические группы предметов; подбирать антонимы, пользуясь словарем.
Ход урока.
- Организационный момент
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
- Актуализация знаний
Сегодня мы покажем все свои знания, полученные на уроках русского языка. Каждый урок русского языка - это постижение тайн одного из великих языков мира.
- Какие высказывания вы знаете о русском языке? ( Дети отвечают.)
- Молодцы, что много знаете высказываний о русском языке.
- Как вы понимаете китайскую мудрость:
« Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь».
3. Минутка чистописания
1. Отгадайте загадки и угадайте, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания.
а) Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. ( Воробей.)
б) Бело покрывало
На земле лежало,
Лето пришло-
Оно все сошло. ( Снег.)
в) Молоток стук, постук.
Торчит в стене сук.
Постучи опять-
Будет не видать. ( Гвоздь.) - Молодцы!
А теперь определите порядок следования букв в этом ряду: В с г В г с В с г Дети: В этом ряду 3 буквы составляют 3 ячейки: заглавная «В» , строчная «с» , строчная «г». Буква «с» в каждой ячейке меняет свое место. Сначала она находится после заглавной «В» и перед строчной «г», затем после строчной «г». Напишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
1 ряд – дайте характеристику звуку [ В ]. [ в] – согласный, твердый, звонкий. 2 ряд – дайте характеристику звуку [ С ]. [ с ] – согласный, твердый, глухой. 3 ряд – дайте характеристику звуку [ Г ]. [ г ] – согласный, твердый, звонкий. ( Развитие фонематического слуха, регулятивных УУД ). - Молодцы! Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием.
4. Самоопределение к деятельности
Мы закончили изучение одной из важнейших тем . И сейчас мы с вами угадаем тему нашего урока.
Ученик:
Загадаю вам загадку
Про невиданное чудо,
Что живет в далеком царстве,
Под названьем кратким Речь.
Отзывается то чудо
На вопрос кто? и Что?
Но искать его не нужно,
Ведь оно везде вокруг!
И морковка, и скамейка, и веселая семейка.
Речка, поле, даже книжка
Все оно – вот это чудо,
Больше мучить вас не буду –
Догадались уже что?… Нет?
В предложении оно,
Будто клоун по канату,
Ходят по прямой черте –
Или линии пунктирной –
Как по зебре пешеход. (Ответы детей)
- Какую цель урока мы с вами сегодня поставим? (Ответы детей).
Один из лингвистов сказал об этой части речи так: «Имя существительное – дирижер грамматического оркестра».
- Ребята, а кто такой лингвист? ( Языковед – ученый- специалист по языкознанию или по лингвистике)
- А что это за наука лингвистика? ( Это наука, изучающая языки ). (Ответы детей)
- Что вы знаете об имени существительном? ( Ответы детей ).
(Развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД ). - Молодцы! - Какое время года вам больше всего нравится? Почему?
- Вот и сегодня мы будем говорить об этом прекрасном времени года.
5. Словарная работа.
- Каких вы знаете птиц, названия которых начинаются
на букву В, С, Г?( Дети называют, под картинки прикрепляются карточки с пропущенными буквами ).
В…РОНА, В…РОБЕЙ, С…ОРОКА, СКВ…РЕЦ, ГР…Ч. ( ? ) - Запишите только словарные слова.
- Затем запишите остальные слова.
а) Что общего в этих словах?
б) Чем отличаются? - Вспомним урок окружающего мира. На какие две группы можно разделить эти слова? ( Перелетные и оседлые ).
- Какие птицы называются перелетными? Почему? - Какие у нас на картинках являются перелетными? - В какое время года они к нам прилетают? - Вы сказали, что все существительные стоят в единственном числе.
Вам задание: напишите эти слова во множественном числе и поставьте ударение.
I группа составляет словосочетания с одним из слов. II группа составляет нераспространенные предложения со словами. III группа составляет распространенные предложения, используя слово перелетные и существительные, которые использовали.
( Развитие познавательных, регулятивных УУД ).
-Молодцы!
6. Работа по теме урока
А). Работа с пословицами.
- Какие первые птицы спешат на родину? ( грачи ).
- По народному поверью это какой день? (17 марта - День Герасима).
- Посмотрите на картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
- Что вы видите на ней?
- А кто знает пословицу про весну и грачей?
а) В марте и курица из лужицы напьется. б) Увидел грача – весну встречай.
в) Грач на горе – весна на дворе. г) Алексей из каждого сугроба кувшин пролей. д) Грач зиму ломает.
- Все буквы в пословице перепутались. Давайте их поставим на место и узнаем, что за пословица написана. ЧРАГ МУИЗ ЛАТЕОМ (Грач зиму ломает).
( Дети самостоятельно составляют пословицу и находят имя существительное. Им предлагается сделать морфологический разбор слова грач и зима по своему выбору.)
(грач–сущ.,ед.ч.,м.р., одушевл., нариц.;
зима-сущ.,ед.ч.,одушевл., нариц. ) Идет взаимопроверка. ( Развитие познавательных, регулятивных УУД ).
7. Физкультминутка. В ладоши хлопаем, если услышим имя существительное.
Ножками топаем, если - другие части речи. ( ГРАЧ, ВЕСНА, ХЛОПАТЬ,ЗЕЛЕНЫЙ, ДУЕТ, ВЕТЕР, БЕГУТ, РУЧЬИ ).
8. Релаксация. ( Развитие регулятивных УУД ). 9. Работа в парах.
КАРТОЧКА № 1.
- Подчеркни слова, которые нужно писать с маленькой буквы. С одним из слов составить предложение и найти существительные. сергеевич, вода, ручей, ирина, весна, смирнов, грязь, облака, небо.
Один ученик работает у доски. Соединяет стрелкой собственные и нарицательные имена существительные.
солнце НАРИЦАТЕЛЬНОЕ Саранск Анна деревня СОБСТВЕННОЕ ( Развитие познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД ).
КАРТОЧКА № 2. - Выполните по группам.
Стоит чудесное весеннее утро в лесах цветут деревья появились ранние цветы жужжат над ними пчелы.
I группа – расставить точки.
II группа – расставить точки, найти существительные.
III группа - расставить точки, в первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
10. Индивидуальная работа у доски. В лесу расцветают подснежники.
- Выполнить синтаксический разбор предложения. - Какой частью речи выражено подлежащее? - Какое противоположное слово можно подобрать к слову утро?
( ВЕЧЕР ). а) Как называются слова противоположные по смыслу? - Подберите к выделенным словам противоположные по смыслу.
11. Работа со словарем.
ВЕСНА -….ДЕНЬ -…ЖАРА -… - Определите, одушевленные или неодушевленные имена существительные. - В словаре найдите одушевленные имена существительные с противоположным значением. 12.Работа по вариантам. - Что имеют имена существительные? ( Род ).
I вариант – выписать имена существительные ж.р.
II вариант - выписать имена существительные м.р. Идет взаимопроверка.
( Развитие регулятивных УУД ). Составление предложений о весне.
В начале урока мы с вами говорили, что весна самое прекрасное время года. Предлагаю послушать песню жаворонка.
- Какие картины нарисовала вам музыка?
- А теперь каждый станет художником своего слова. Составьте текст о весне. Начало текста на доске.
Наступила весна. …( Звучит музыка ). ( Развитие познавательных, регулятивных, личностных УУД ).
- О какой части речи мы с вами говорили?
- Какое задание вам было интересно? - Что не получилось у вас? - Какое задание показалось трудным?
- Что вы расскажете дома родителям о сегодняшнем уроке?
- Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?
Д.З. Сочинить сказку об имени существительном. Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок.
Творчески мыслить, находить решения в нестандартных ситуациях, находить творчество во взаимоотношениях с людьми, наконец, творчески относиться к жизни – вот и умения, которые помогают человеку жить и делать новые открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/27/picture-23415-1435385824.jpg)
урок русского языка в 4 классе "Повторение изученного материала по теме «Глагол»
Урок спроектирован с точки зрения системно - деятельностного подхода. Запись урока в виде технологической карты....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228214-1364228267.jpg)
Урок русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных".
Конспект урока русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228214-1364228267.jpg)
Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных".
Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-487530-1411902397.jpg)
Урок русского языка в 3 классе «Обобщение изученного об имени существительном» или «Парад олимпийских надежд»
Тип урока: урок обобщения знаний по изученной теме Цели: 1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения 2. Формирование элементарной лингвистическ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/02/picture-634308-1433267437.jpg)
Урок русского языка во втором классе по теме "Закрепление изученного материала".
Это урок-отчёт. Его можно провести во2 классе и в 3классе при повторении....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/09/picture-664507-1441801118.jpg)
Методическая разработка урока русского языка учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки» для учащихся 3 классов.
Цельь данного урока - систематизировать знания об именах существительных....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-31249-1428161715.jpg)
Урок русского языка "Обобщение изученного материала по теме "Имя существительное"
Урок закрепления изученного материала по теме "Имя существительное" в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"...