Мой друг-приставка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urokpristavka.docx122.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мой друг-приставка»

Цель: создание условий для формирования знаний о приставке как значимой частью слова и умений находить ее среди других частей слова.

Задачи:

1. Формировать умение выделять приставки в словах.

2. Развивать умение образовывать с помощью приставки слова.

3. Воспитывать интерес к знаниям.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать, что такое приставка.
  2. Уметь подбирать однокоренные слова с разными приставками.

Личностные:

  1. Развитие мотивов учебной деятельности.

Регулятивные:

  1. Выполнять действия по намеченному плану.

Познавательные:

  1. Развивать умения обобщать, анализировать и делать выводы.

Коммуникативные:

  1. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности в группах.

Ход урока

1)Приветствие. Мотивационный этап.

- Доброе утро, ребята. Поприветствуйте гостей.

- Прочитаем, что сказал знаменитый русский писатель Максим Горький про знание:

«Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, — непобедим»

- Как вы его понимаете?

Вывод: Прежде всего, знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом - ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. 

- А что такое знание? 

Элемент научности: В «Толковом словаре» Ожегова даны следующие определения этого значения: результаты познания, научные сведения. Совокупность сведений в какой-нибудь области.

Мотивация

- И сегодня на уроке я вам предлагаю получить новые знания, но сначала повторим знания, полученные на прошлых уроках. У вас на партах «светофоры», если вы готовы ответить на вопрос, то поднимаете зелёной стороной ко мне, а если не знаете – то красной стороной и внимательно слушаете ответы ребят.

1) Без какой части слово не может существовать? (Без корня)

2) Что такое корень? Вспомните определение из учебника. (Это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

3) Как найти в слове корень? (Надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть)

4) Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

5) Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении)

6) Может ли у слова быть нулевое окончание? (Да)

- Молодцы!

2) Объяснение нового материала. «Удивляй!»

К нам приехал поезд с необычными вагонами, два вагона уже стоят (корень, окончание), а третий вагон нам с вами надо подумать куда поставить.

- Можем ли поставить после окончания? (Нет.)

- Приставим наш вагончик перед корнем? Подумайте, раз мы приставили вагончик с новой частью слова к корню, как она может называться? (Приставка)

- Молодцы, новая часть слова, с которой мы сегодня познакомимся – это приставка, обозначается она так.

- Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Что такое приставка?)

- Какая цель урока? (Узнаем, что такое приставка и научимся её находить в словах)

- Ребята, а вагончики приехали не пустые, а с пассажирами, давайте на них посмотрим. Используя эти части слов, составьте слова. (Выходы, походы, переход, уход)

- Можно эти слова назвать однокоренными?

- Что же такое приставка? (часть слова), стоит (перед корнем)

- Как пишется приставка со словом слитно или раздельно? (слитно – это же часть слова).

- Сделайте вывод, для чего нужна приставка? (Для образования новых слов)

- Проверим себя, откройте учебник на с.84 и прочтите правило.

Физминутка

https://fs.znanio.ru/methodology/images/dc/43/dc433347d18f12f610f0ac9e731258e6d9bd55ec.jpg

3) Закрепление знаний. «Лови ошибку»

- Сейчас поработаем в парах. Вспомним правила работы в паре.

 Перед вами текст, вам нужно его прочесть и найти слова, в которых неверно употреблена приставка и исправить эти слова.

Помоги птицам!

  Зима. Трещал сильный мороз. Ребята нашли на улицу. На березках висели кормушки. Мальчики надложили туда кусочки сала. Скоро перелетели синички. Они радостно щебетали. В стороне кружилась маленькая птичка с красной грудкой. Таня разбросала на снежок горстку семян. Снегирь улетел и стал клевать вкусные зернышки.

Помоги птицам!

  Зима. Трещал сильный мороз. Ребята вышли на улицу. На березках висели кормушки. Мальчики положили туда кусочки сала. Скоро прилетели синички. Они радостно щебетали. В стороне кружилась маленькая птичка с красной грудкой. Таня разбросала на снежок горстку семян. Снегирь подлетел и стал клевать вкусные зернышки.

- Всё верно, молодцы. Ребята, как вы думаете, какая тема и основная мысль данного текста? (Тема: птицы зимой. Основная мысль: зимой пернатым нужно помогать)

4) Повторение «Своя опора»

- Поработаем в тетради. Запишите число, классная работа.

- Вам нужно будет выделить в словах приставку, но прежде чем приступим к заданию, давайте составим алгоритм (последовательность) нахождения приставки.

Алгоритм нахождения приставки.

1. Подбери однокоренное слово.

2. Обозначь корень.

3. Найди часть слова перед корнем, которой различаются слова. Это приставка.

4. Назови приставку. Выдели её.

Спиши слова в тетрадь, выдели в словах приставку: запахи, полёт, договор, разбег, подарок, пожар, прикорм, подкоп.

5) Выборочный контроль. «Тихий опрос». Пока дети выполняют задание, учитель подходит к некоторым ученикам и проводит полушёпотом опрос.

Проверьте свою работу по эталону.

Оцените свою работу.

«+» - справился

«?» - сомневался

« -« - не справился

(Дети  на полях в тетради оценивают свою работу знаками)

У кого есть вопросы по теме урока?

Давайте ещё раз поищем ответы на них.

6)Домашнее задание. Три уровня.

-Домашнее задание, ребята, я вам дам на выбор.

1 уровень

Спишите загадку. Напишите отгадку. В выделенных словах выделите приставку.

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (_ _ _ _)

2 уровень

Найдите и выпишите из текста слова с приставками.

Целый день снег покрывает землю. Побелел, сгорбился кустарник. Наклонилась берёзка: снег набился ей в косы и притянул к земле. Под ёлкой

Подрастают сугробы. По самые лапы утонула она в снегу.

3 уровень.

Спишите предложения, подберите нужные приставки для слов в скобках. Вставьте пропущенные буквы.

Упражнение из учебника а…уратно (писать). Новую тетра…ь красиво (писать).

Из текста внимательно (писать) слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно (писать).

 7. Конец урока. Подведение итогов. Рефлексия. «До-после»

- Ребята, давайте подведём итог нашему уроку. До этого урока какие части слова мы с вами знали? ( корень, окончание) Составление схемы.

- С какой частью слова мы сегодня познакомились? (приставка)

Провести игру «Да - нет»

Игра «Да - нет».

1.Приставка – это часть предложения.

2. Приставка- это часть слова.

3. Приставка стоит после корня.

4. Приставка стоит перед корнем.

5. Приставка пишется отдельно.

6. Приставка пишется слитно.

7. Приставка- это  общая часть родственных слов.

8. Приставка служит для образования новых слов.

-Теперь какую схему слова можем составить?

-Вернемся к цели нашего урока. Узнали что такое приставка? Научились находить её в словах?

- Свою работу на уроке с каким животным сравните? (Отмечают на листе самооценки)

- Я довольна сегодня вашей работой на уроке, хочу отметить оценкой 5 сегодня работу:____________________________________________________