Технологическая карта урока по русскому языку . УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Kamilla_Karygina

Технологическая карта по русскому языку 3 класса " Окончания имен существительных во множественном числе именительном падеже"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_3_kl_sushch.mn_.ch_._i.p.docx185.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Окончания имен существительных во множественном числе именительном падеже

УМК: Школа России

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 3

Цель: сформировать умение определять именительный падеж у имени существительного

Задачи:

  • Образовательные:

- закрепить характеристики имен существительных;

- сформулировать алгоритм определения падежа в именах существительных множественного числа ;

- формировать умение применять его в различных случаях;

  • Развивающие:

- развивать речь учащихся, активизировать логическое мышление., формировать устойчивость внимания;

  • Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи.

Планируемые результаты:

ПУУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ;строить речевое высказывание в устной форме; поиск, отбор информации; структурирование информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов выполнения упражнений , в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

КУУД: формулировать собственную позицию и мнение; выслушивать разные точки зрения; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; общение с учителем; умение слушать, понимать, выполнять совместную деятельность; умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

РУУД: готовность рабочего места; уметь участвовать в диалоге; осуществлять итоговый контроль; оценивать процесс и результат деятельности; постановка цели; целеполагание ,как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно: контроль в форме выявления способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить ; планирование; контроль; коррекция; оценка;

ЛУУД: готовность и способность к саморазвитию, познанию нового; нравственный выбор, оценка; ценностно-смысловая ориентация т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно – эстетическая ориентация.

Оборудование.

Наглядные пособия: ТСО (Презентация), раздаточный материал, пульт, планшет, учебник , тетрадь, маршрутный лист , чистый лист А4.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

(Мотивационный этап)

Здравствуйте , ребята ! Меня зовут, Валентина Валерьевна . Сегодня мы пройдем новую интересную тему по русскому языку. Обратите внимание на доску. Какого слова не хватает в нашем сегодняшнем девизе ?

Слайд 1 - девиз урока:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы - внимательные!

Мы – старательные!

Всё у нас все … !

Молодцы , верно.

Приветствие учителя. Эмоциональный настрой на работу.

Получится!

2.

Актуализация

(Проверка домашнего задания)

Открываем свои тетради, запишем дату и классную работу.

Не забываем отступить от прошлой работы 2 строчки .

Буквы у нас красивые , аккуратные . Отлично!

Посмотрите все на свои столы. На каждом лежит техника безопасности , 2 пульта оценки , планшет , маршрутный лист и чистый лист бумаги.

Слайд 2-Текст техники безопасности ( приложение )

Вспомним технику безопасности , при использовании электронной техники. Читаем вместе!

А теперь предлагаю вам взять планшеты с края стола и просканировать QR-код с нашего маршрутного листа , либо с доски .

Слайд 3-QR-код

Вам нужно решить тест от царя , имя которого Существительное. Он попал под угрозу злодеев и решил собрать всех своих помощников во дворце , но его окружили злодеи . Помоги царю вместе с соседом по парте и освежи знания по последним темам .

Задание 1 (от слайда 3)

Тест в планшете ( приложение 1)

Молодцы, ребята! Мы помогли спасти царя существительное .Без вашей помощи она не сможет попасть во дворец из-за тех злодеев . Давайте ему поможем. Для этого нужно выполнить все задания.

Ответы будут высвечены на доске после того , как все поднимут руки , показывая , что вы закончили .

У кого ни одной ошибки , поднимите руки. У кого 1-2 ошибка ,поднимите руки. Молодцы.

Существительное вместе со своими помощниками борется со злодеями-роботами, но без вашей помощи им не спастись .

Слайд 4

Царство царя существительное

Задание 2

Следующее задание в маршрутном листе- перепрограммирование роботов-злодеев . Предлагаю вам разделиться на 4 команды . Давайте представим наш класс одной большой системой . Каждая команда будет выполнять по очереди свои функции. Самая активная и дисциплинированная команда получит 5 за урок. За шум , нарушение техники безопасности за техникой и неприличную речь будут сниматься баллы.

1 команда-проверяет правильность орфографии

2 команда-проверяет правильность постановки членов предложения

3 команда- проверяет знаки препинания

4 команда- проверяет порядок предложений в тексте по смыслу.

У каждой команды есть ровно 3 минуты у доски чтобы выполнить свою работу. Поэтому сидя на местах они должны уже продумать порядок своих действий .

Слайд 5 (от задания 3)

Текст.

Мы перепрограммировали с вами компьютер злодеев , прекрасно!

Посмотрите в маршрутный лист . Дальше нам потребуется помочь царю существительное с перемешенным списком дел , опять же от рук злодеев.

Задание 3

Из всех слов запиши имена существительные в столбик и подбери по 2 родственных слова , выдели окончание в тетради зеленой ручкой , либо карандашом.

Отлично ! Забыла вам сказать , части слова и речи очень хорошие друзья . Эти 2 королевства находятся рядом друг с другом и помогают во всех делах .

Слайд 6

Этим заданием вы помогли царю существительному вызвать принца окончание.

Записывают дату и классную работу

Осматривают инструменты работы.

Ученики по руке читают по 1 пункту Т.Б.

Настраивают планшеты , входят в приложение-камеру

Переходят по ссылке на планшете вместе с соседом по парте

Вникают в нашу историю

Вместе с соседом по парте решают тест и сверяют с ответами на доске

Ученики поднимают руки.

Рассматривают царство-систему частей речи

Активно делятся на 4 команды .

Слушают задание .

Выходят по 1 команде к доске , активно проделывая работу.

Записывают в тетради

3.

Формулирование темы и целеполагание

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Слайд 7

Изображение

Верно , но сегодня мы будем рассматривать окончания именно именительного падежа .

-Какую цель перед собой поставим?

Окончание имен существительных во множественном числе!

Научимся правильно писать окончания существительных

4.

Открытие нового знания

Какие падежи существуют в русском языке ?

Молодцы . Предлагаю вам попробовать самостоятельно определить окончания имен существительных, пройти новую тему . В бланке ,,Найдем знание,, есть несколько вариантов поиска вами знания . У вас есть несколько вариантов их получения. Вы также можете пересесть как вам удобно. Все открывать можно на планшете. У вас есть 6 минут.

1) ютуб ( ссылка)

2) конспект (ссылка)

3) учебник (страница)

4)открытый доступ в интернет

Слайд 8 (от задания 5)

Мини-упражнение

Задание 4

Давайте попробуем с нашими новыми знаниями дальше помочь существительному .

Слайд 9

Ребята, попробуйте оценить себя , насколько хорошо , качественно добыли знания , все ли вам понятно. Для этого мы достаем пульты и отмечаем нужный вариант.

А) все прекрасно понял , могу объяснить даже однокласснику

Б) смогу решить задание самостоятельно

В) плохо понял тему

Те , кто ответил , что отлично понял тему – вы большие молодцы ! Вы поможете мне объяснить еще раз тему тем , кто не совсем понял . Те , кто отметил вариант Б) , вы решаете у доски задачу , помогая существительному справиться с этими злодеями.

Дорогие ребята ! Вы все молодцы. Каждый из вас выполнял важное дело , но теперь я попрошу всех присесть за свои парты и записать у себя в тетрадочке очень важный алгоритм , который ребята , работающие у доски вывели для нас.

Хорошо. Теперь мы повторим усвоенное . То , что я сейчас буду записывать , пожалуйста , перепишите в тетерадь.

Слайд 10

Алгоритм определения окончания.

  1. Определяем часть речи
  2. число
  3. падеж
  4. родственные слова
  5. корень
  6. формы слова
  7. окончание


Именительный ,Родительный, Дательный, Винительный , Творительный , Предложный.

Ребята распределяются как им удобно и ищут знание.

Ученики изучают самостоятельно тему.

Выполняют упражнение

Дети достают пульты и голосуют.

Дети , которые отметили-

А)-помогаю учителю объяснить тему , сами могут почувствовать себя в роли учителя .

Б)- решают упражнение на доске

В)-стараются понять тему

Дети присаживаются , начинают вновь слушать учителя.

Ученики записывают все со слайда.

5.

Физ. минутка

Царь Существительное приготовил для нас увлекательную разминку! Давайте ее повторим!

Утром великий царь проснулся,

Потянулся , улыбнулся и немного покачнулся.

Глазом зорким поморгал,

Да руками помахал.

Прыгнул вверх ровно пять раз,

И снова поморгал пять раз.

С царем все царство вот взошло,

Стало радостно, тепло.

Дети шеями болтали,

Дети с пальчиками играли.

Вот пошли они учиться,

Книжки радостно читать ,

Буквы грамотно писать.

Выполнение физ. минутки, отдых , общение с одноклассниками.

6.

Закрепление изученного материала

Задание 5

Вместе разберем слово березы. (отвечают по руке , со всех рядов)

Разбор слова :

На какой вопрос отвечает слово

Какой части речи дано слово

Какая форма у нашего слова

Что мы знаем о начальной форме

Значит слово стоит в И.п. , отлично.


В каком числе стоит наше слово

Подберем родственные слова , двух хватит

Корень значит берез

Подберем формы слова

Отлично , у нашего слова окончание..

Прекрасно!

Итак , у нас последний пункт в маршрутном листе . Нам требуется помочь королю и слугам вновь отгадать замки замка .

Слайд 11 ( к заданию 7)

Задание 6

Поставьте слова существительные единственного числа во множественный и определите их окончание.

Слайд 12

Царь во дворце со своей прислугой.

Молодцы! Вот и помогли мы царю добраться до своего дворца!

Что

Имя существительное

Начальная

Н.ф.=и.п.

Во множественном числе

Подберезовик , березняк

Да!

Береза , березу

Ы!

Выполняют упражнение.

7.

Итог

-Какая была тема нашего урока?

-Каких целей мы достигли на уроке?

-Кому мы сегодня помогали?

-Как вы думаете, мы справились с задачей?

Сегодня на уроке мы познакомились с приемом определения окончания падежа у имени существительного во множественном числе .

Давайте вспомним алгоритм определения .

Хорошо , молодцы.

Окончания имен существительных в и.п. мн.ч.

Отточили навык определения именительного падежа в единственном и множественном числе

Царю Существительное

Да

Выписываем существительное или словосочетание с ним , задаем вопрос , определяем корень, подбираем однокоренные и формы слов .

8.

Домашнее задание

-Откройте дневники и запишите домашнее задание:

стр. 42 упр. 74 письменно , выучить правило , составить текст из 5 предложений про королевство частей речи , выделить существительные , определить окончания у существительных мн.ч. и.п.

Записывают в дневник задание

9.

Рефлексия

Вы сегодня очень хорошо поработали.

Царь говорит вам спасибо!

Ему хочется узнать, какое у вас сейчас настроение?

И какие задания решались легко? трудно?

Для этого нажмите на пультах подходящий вам вариант .

А) все отлично

Б) вполне хорошо

В) стоит поработать еще

Смотрим диаграмму .

Спасибо за урок!

Ответы учащихся на пультах.

Просматривают диаграмму ответов класса .

Прощаются.


Техника безопасности

Учащиеся обязаны:

При появлении программных ошибок или сбоях в работе оборудования, при появлении необычного звука немедленно обратиться к преподавателю.

При слабом зрении необходимо одевать очки.

В случае травматизма немедленно сообщить преподавателю

Привести в порядок рабочее место

Разместить на рабочем столе учебники, тетради так, чтобы они не мешали работать.

Учащимся запрещается:

Находиться в классе в верхней одежде.

Приносить в класс напитки и еду.

Трогать и передвигать приготовленное оборудование.

Включать и выключать оборудование самостоятельно.

Присоединять или отсоединять кабели, трогать руками разъемы, провода и розетки.

Не приступать к работе с влажными руками.

Не класть посторонние предметы на оборудование.

Тест по QR коду.

Задание 1

1.Найди правильное определение имени существительного.

а) Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет.

б) Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.

в) Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

2. Что можно определить у имени существительного?

а) Склонение.

б) Род и склонение.

в) Род.

3. Как изменяется имя существительное?

а) По числам и падежам.

б) По падежам.

в) По числам.

4. Какое слово не является именем существительным?

а) Река.

б) Речной.

в) Речушка.

5. Какое имя существительное отвечает на вопрос что?

а) Пешеход.

б) Дуб.

в) Медвежонок.

6. Укажи группу слов, которые употребляются в единственном числе.

а) Стул, апельсин, кружка.

б) Столы, лампа, пенал.

в) Фломастер, тетрадь, карандаши.

7. Укажи группу слов, которые употребляются во множественном числе.

а) Утка, носорог, лягушка.

б) Слоны, собаки, люди.

в) Кошки, медведи, крокодил.

ЗАДАНИЕ 2

Жылин понимал , што у его матере нет денег, паэтому написал писъмо с неверным адресам, чтобы оно не дошло, так и произашло все тогда на кавказе . Однажды он получает письмо от матери с прозьбой преехать дамой. Через некоторое время жылин узнал , што схвативший его татарин поймал и самаво Костылина , да продал пленников Абдул-Мурату . Жилин взял отпуск , простился с друзьями и собрался ехать. На кавказе тогда война была . Татары нападали на одиноких путникав . поэтому обоз Жылина сопровождали солдаты. Жилин служит на Кавказе офицером. Он решает оторватся от соправождающих и к нему присоединяется Костылин. Татарин заставил плеников написать письма домой с просьбой о выкупе. Офицер хотел доехат быстрее .

(Кавказский пленник)

Задание 3.

Прыгать , прыжок , килька , конь , сорока , наушники , мяч , калач , Маша , красивый , сонный , обедать , гири , кошки , помидор , царь .

Слайд 7 .

Ссылки .

Ютуб –

Учебник-

Страница 42-43 , страница 20-24

Яндекс-;clid=2261451&win=348&lr=213

Конспект-таблица-

macintosh:Users:apple:Desktop:Снимок экрана 2020-05-03 в

Задание 4

Мини-упражнение.

Вставь окончание так , чтобы слово стало во множественном числе

В голос_, об апельсин_, с ветк_, на мест_, о роз_, о попуга_, в форм_, на подбородк_, по тем_, в правил_, на дуб_, о сокровищ_, у обезьянк_, из овсянк_, в пустын_, в дел_, в случа_, по льдин_, об охранник_, в зеркал_, о человек_, в шуб_, о жаворонк_, в корон_, в припев_, в очеред_, о букет_, в отгадк_, из загадк_, в разговор_, о лебед_.

Задание 6

Слон, собаки, верблюд, кошки, прыгать , гармошка, утки, дудка, куклы,матрёшка , березовые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку УМК Школа России Тема " Обощение изученного об имени прилагательном" 4 класс

Технологическая карта урока по русскому языку УМК Школа России Тема " Обощение изученного об имени прилагательном" 4 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК " Школа России"

Тема урока: « Упражнение в написании букв, соединений, слов и предложений. Буквы П,п»Основные цели по достижению предметных результатов:- формирование навыков правильного каллиграфического...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Времена глаголов"

Цель урока: формирование у обучающихся понятий об изменении глаголов по временам. Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление о временах глаголов; 2. Формировать умение правильно с...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов"

Цель урока: формирование у обучающихся понятий об изменении глаголов по временам; ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числаЗадачи урока:Дидактические:1. Дать предст...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема "Изменение глаголов по временам"

Цель урока: формирование умения изменять глаголы по временамЗадачи урока:Дидактические:1. Уметь различать времена глаголов2. Уметь различать изменять глаголы по временам3. Уметь распознавать глаголы в...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема "Упражнения в изменении глаголов по временам"

Цель урока: формирование умения изменять глаголы по временамЗадачи урока:Дидактические:1. Уметь различать времена глаголов2. Уметь различать изменять глаголы по временам3. Уметь распознавать глаголы в...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема " Число глаголов"

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:1. знать, как подчеркивается глагол при письме;2. уметь определять число глаголо...