Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс УМК «Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова» «Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: формирование умения применять новый способ проверки орфограммы в формах на –ться и –тся.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о правописании «- тся» «- ться» в глаголах на основе подбора синонима без постфикса –ся;

2. Применять правила правописания мягкого знака (ь) в глаголах в сочетании – ться.

 

Предметные:

1. Уметь пользоваться алгоритмом при выборе написания -тся и –ться;

2. Расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи глаголов.

 

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать, сравнивать примеры орфограмм в упражнениях;

2. Развивать грамотную, выразительную устную речь у обучающихся путем ответов на вопросах.

Личностные:

1. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

2. Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к мнению других обучающихся в процессе парной работы;

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk_yaz_19.04.docx840.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата:

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс:

Урок: 4

Время: 10:45-11:25 Кабинет: 221

Студент: Недоспелова Таисья Александровна

Группа: 31

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: формирование умения применять новый способ проверки орфограммы в формах на –ться и –тся.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о правописании «- тся» «- ться» в глаголах на основе подбора синонима без постфикса –ся;

2. Применять правила правописания мягкого знака (ь) в глаголах в сочетании – ться.

Предметные:

1. Уметь пользоваться алгоритмом при выборе написания -тся и –ться;

2. Расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи глаголов.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать, сравнивать примеры орфограмм в упражнениях;

2. Развивать грамотную, выразительную устную речь у обучающихся путем ответов на вопросах.

Личностные:

1. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

2. Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к мнению других обучающихся в процессе парной работы;

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: учебник «Русский язык» В.В Репкин, Е.В. Восторгова, 3 класс 2 часть (УМК «Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова»), учебная презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деят., методы и приемы, форм. контр.

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

1. Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Таисья Александровна, и сегодня я буду вести у вас урок русского языка.

-Сядьте те, кто родился зимой, осенью, летом и весной.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего дня и продуктивной работы на уроке своему товарищу, можете присаживаться.

-За вашу активную работу на уроке, я буду давать вам смайлики и в конце мы узнаем, кто больше всех их получил.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

классная работа.

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: репродуктивный

П: речевая разминка

1. Актуализирует знания детей по пройденному материалу.

- Перед началом урока запишем число и классную работу в тетради. Отступаем две строчки вниз и записываем.

- Ребята, какую большую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

-Сегодня мы продолжим говорить о глаголе. Что вы уже знаете об этой части речи?

- Как изменяется глагол?

-Чем в предложении является глагол?

- Все мы знаем, что недавно был праздник «День Космонавтики». Предлагаю вам запустить ракеты, но ракеты не простые, в ней есть глаголы. Но чтобы она полетела нам нужно определить вид, лицо и число глагола. Но самое главное условие, одно слово на одного человека, передаём ракету по порядку. Посмотрим у кого ракета взлетит быстрее. После чего проверим, нет ли ошибок, ведь на это повлияет запуск ракеты!

- Итак, на первых партах уже лежат ракеты. Начинаем по команде.

- Мы запустили наши ракеты, предлагаю вам проверить всё ли правильно.

Учащиеся выполняют задание учителя, участвуют в беседе.

-Глагол как часть речи.

- Самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать?, обозначает действие предмета.

- По временам, числам, лицам, родам.

- Сказуемым.

Звенит (несов.в.,3л.,ед.ч.),

Сверкают (несов.в.,3л.,мн.ч.),

Прилетят (сов.в.,3л.,мн.ч.)

Взлетаю (несов.в.,1л.,ед.ч.)

Прыгали (несов.в.,3л.,мн.ч.)

Слушаю (несов.в.,1л.,ед.ч.)

К: читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.

Р: выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Подводит к формулировке темы и целей урока.

- Посмотрите на слайд, прочитайте слова про себя.

- Затем запишите друг под другом пары изменений:

Готовит

готовить

гнут

гнуть

Отличаются ли эти изменения в каждой паре по своей работе?

- Чем?

A одинаково ли они произносятся?

- Отлично. Присоедините к каждому изменению постфикс -ся и запишите получившиеся слова рядом с теми, от которых они образованы.

- Различаются ли изменения слов друг от друга на слух?

- А вы знаете почему?

- Сегодня мы с вами это и узнаем.

- А теперь хорошенько подумав скажите, как

будет называться наша тема.

- Ваши предположения верны. Тема нашего урока

звучит так: «Способ проверки орфограммы в формах на -ться и -тся».

- Какая будет цель нашего урока? Как вы думаете, что вы сегодня узнаете и чему будете научиться?

- Узнать...

- Научиться...

- Давайте составим план нашего урока. Для этого

вам нужно заполнить пропуски в плане.

1. Узнаем новый способ проверки

орфограммы в формах на __________

2. Применим свои __________

3. _________ свои знание по теме

4. Сделаем _________

Формулируют тему и цели. Участвуют в беседе.

- Да.

- Готовит – это гл. 3 лица ед. ч. Он указывает на действующее лицо.

-Готовить - это инфинитив, который на действующее лицо не указывает.

- Нет. Без мягкого знака произносим твердый звук [Т], а с мягким знаком в конце произносим мягкий звук [Т’].

- Готовит – готовится

Готовить – готовиться

Гнут – гнутся

Гнуть - гнуться

- Нет, они произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

-Орфограмма в формах на -ться и -тся

- Узнать способ проверки орфограммы на -ться и –тся;

- Научиться писать нужную букву в форме.

1. Узнаем новый способ проверки орфограммы на –ться и –тся

2. Применим свои знания на практике

3. Закрепим свои знания по теме

4. Сделаем выводы

П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль.

Р: принимать цель чтения, удерживать её в памяти.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа

действий и формирование

способности к его выполнению

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Практический: выполнение задания на карточках.

Наглядный: видеоролик.

1. Открытие для обучающихся новых сведений.

- Я предлагаю вам прочитать сказку «Звуки-разбойники».

-Читаем внимательно по цепочке и следим.

-А потом вы мне ответите почему глаголы гнутся – гнуться и готовится – готовиться произносятся одинаково.

- Вот такая странная сказка. Как вы думаете, о чем она?

- Впрочем, вы, конечно, поняли, что это вовсе не сказка, a рассказ об особом чередовании согласных звуков.

- О каком чередовании идет речь?

-Вот теперь вы, наверно, сумеете объяснить почему изменения произносятся одинаково, хотя и пишутся по-разному.

-Рядом с каждой парой изменений без -ся и с -ся выпишите чередующиеся согласные звуки, а в самих изменениях подчеркните буквы, которыми обозначены эти чередующиеся согласные. У вас должна получиться такая запись:

готовит - готовится ([т//ц]),

готовить -готовиться ([т'//ц])

-Ну, а как же всё-таки проверить, писать в конце слова -тся или -ться?

- Конечно, изменения на -тся и -ться отличаются друг от друга по своей работе.

-Изменения на –тся это 3-е лицо ед. или мн. числа. Они указывают на действующее лицо (лица): дерево гнётся, деревья гнутся.

-Изменение на -ться это инфинитив, который на действующее лицо не указывает: нельзя гнуться. Но не всегда бывает просто определить работу окончания у слова, называющего действие, чтобы решить, как его написать. Как, например, написать слово готови[ца] в высказывании Спортсмен начинает...к соревнованиям? А в высказывании Спортсмен старательно ... к соревнованиям?

- Как вы думаете, как можно проверить орфограмму в этих словах?

- Конечно можно и таким способом проверить орфограмму. -Но давайте подумаем, как можно по-другому проверить. Давайте подумаем над новым способом проверки орфограммы. Сейчас вы будете работать в парах.

-Вспомним правила работы в парах.

-Поработайте в парах и подумайте, как проверили слова гнутся и гнуться в этих словосочетаниях: деревья гнутся (шумят), деревья начинают гнуться (шуметь).

- На это у вас есть 2 минутки. Давайте проверим.

Какой вывод можем сделать?

- Теперь прочитаем правило, которое вы видите на экране.

-Подумайте, совпали ли наши выводы с правилом?

-Правильно ли мы объяснили форму проверки

орфограммы?

-Какой пункт плана мы с вами выполнили?

#1054;ткрывают новые знания

- О чередование согласных звуков.

- О чередовании звуков [т], и [с]. В позиции перед свистящими согласными звуки [т], [т'], [д] и [д'] всегда заменяются звуком

[ц], который сливается с последующим свистящим в долгий [ц] (чёрточка над звуком [Ц] обозначает, что этот звук долгий). Но так как это чередование обязательное, то на письме оно не отображается.

-Потому что идет чередование звуков [т], и [с], а также [т'] и [с],

которые сливаются с последующим свистящим в долгий звук [ц]

Запись у детей:

готовит - готовится ([т//ц]),

готовить -готовиться ([т'//ц])

гнут – гнутся ([т//ц]),

гнуть – гнуться ([т'//ц]).

- Можно задать этим словам вопросы «Что делать?» и «Что делает?»

Слушать мнение каждого, не перебивать, не мешать остальным.

- Чтобы проверить орфограмму нужно заменить это слово на

синонимы без постфикса –ся. Если там есть ь знак, то и в самом слове его нужно поставить. Если нет ь знака в заменяемом слове, то и в

проверочной слове его тоже нет.

- Делают вывод, что мы

тоже правильно вывели

правило, сравнивают, то что

сказали с выводом в

учебнике.

-Да

-Да

- Узнать новый способ проверки орфограммы на –ться и –тся

П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль.

Р: принимать цель чтения, удерживать её в памяти.

Учебная презентация учебник

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,

Словесный: учебный диалог

Практический: оценивание

1. Закрепляет с детьми полученные на уроке знания.

- Сейчас вы будете работать в парах. Правила мы уже с вами вспомнили.

- А теперь в парах проверьте орфограмму в высказываниях со словом готовит[ца]. Подумайте, какое слово можно подобрать или каким заменить, чтобы понять глагол в форме на [ца] с ь знаком или без.

-Обсудите в парах этот пример и свою готовность покажите домиком.

Спортсмен начинает ...? А в высказывании

Спортсмен старательно ...?

- Давайте проверим. Первая пара, в каком предложении слово готовит[ца] пишется с ь знаком?

- Как вы проверили орфограмму. Каким словом заменили глагол готовит[ца].

-Какой пункт плана мы с вами выполнили?

1. Спортсмен начинает

готовиться.

2. Спортсмен старательно

готовится.

- 1. Бегать, прыгать.

- 2. Бегает, прыгает.

- Применить свои знания на практике

Р: осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

П: устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Динамическая пауза (30 сек)

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М: Работа с книгой

П: ответы на вопросы

Взаимоконтроль

Задает самостоятельную работу на карточках

-На столах вы можете увидеть карточки, переверните их. На них вы видите тест подпишите его. На выполнение теста у вас есть 5 минуты.

-Время пошло.

#1042; каком слове пишется Ь?

1) дело делает?ся 2) еда не нравит?ся

3) будет строит?ся 4) крапива жалит?ся

#1042; каком слове не пишется Ь?

1) забират?ся на горку 2) медвежата резвят?ся

3) включит?ся в игру 4) заботит?ся о животных

3. Где пишется -ТЬСЯ?

1) Катя смеёт?ся 2) вода льёт?ся

3) любит учит?ся 4) альпинист спускает?ся

4. Найди «лишнее» слово.

1) брат?ся 2) одевает?ся

3) сдават?ся 4) купат?ся

5. Найди «лишнее» слово.

1) загибает?ся 2) прощает?ся

3) зажигает?ся 4) смеят?ся

- Время вышло. Обменяйтесь карточками, проверьте работу соседа.

-На экране вы можете увидеть правильные ответы. Напротив каждого ответа напишите +/-.

Ошибок нет-5

1 ошибка-4

2 ошибки-3

-Поднимите руки те, у кого нет ошибок, теперь поднимите у кого была одна ошибка, и у кого было две ошибки и более.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили?

Отвечают на вопросы.

1. 3

2. 2

3. 3

4. 2

5. 4

-Закрепить свои знания по теме

П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя.

Учебная презентация

раздаточный материал в виде карточек

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Задает вопросы по пройденному материалу.

-Предлагаю вам выполнить упражнение 236. Что нам нужно сделать?

- Кто желает выразительно прочитать стихотворение?

-Про что это стихотворение?

- Предлагаю вам записать это стихотворение к себе в тетрадь и вставить пропущенные буквы. На это задание у вас есть 3 минуты. После чего мы с вами обсудим ваш выбор.

-Итак, время вышло. Кто желает ответить?

Отвечают на вопросы.

-Записать стихотворение, обозначив звуки нужными буквами.

- Как лис и волк пытаются поймать зайца.

-ответы детей

П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, характеризовать героя.

Учебная презентация

Учебник

Рефлексия деят.

(2-3 мин)

Самооценка результатов деят., осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: словесный

П: беседа

Подводит итоги урока.

-Давайте вспомним тему нашего урока.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Поднимите руку, кто считает, что мы достигли

поставленной цели.

-А все ли пункты плана мы с вами выполнили? Правильно, сталось сделать выводы. На экране вы можете увидеть фразы, кто желает продолжить их?

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Мне было трудно…

- Мы с вами очень хорошо с поработали и успели выполнить все пункты плана.

-Так же ко мной сейчас подойдут, те кто заработал смайлики, чтоб мы выставили оценки.

-На этом наш урок подошёл к концу, до свидания.

Оценивают свою работу на уроке.

-Орфограмма в формах на -ться и -тся

- Узнаем способ проверки орфограммы на -ться и –тся;

- Научимся писать нужную букву в форме.

1. Узнать новый способ проверки орфограммы на –ться и –тся

2. Применить свои знания на практике

3. Закрепить свои знания по теме

4. Сделать выводы

Р: выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Безударная гласная в корне и способы её проверки"

Тема урока: Безударная гласная в корне слова и способы её проверки.Тип урока: урок отработки умений и рефлексииЦель урока: закрепить умения проверять безударные гласные. Задачи: упражняться в подборе ...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем" (программа Эльконина - Давыдова)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения различать типы орфограмм в высказывании и производить их проверкуЗадачи урокаДидактические...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...

Технологическая карта урока по русскому языку "Две роли мягкого знака в словах. Орфограмма - ь" (УМК "Школа России" 2 класс

Тема:  «Две роли мягкого знака в словах. Орфограмма – ь».   Цели деятельности учителя: Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Независимые и зависимые члены предложения" (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, 4 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: совершенствование умения определять зависимые и независимые члены словосочетания.Задачи урокаДидактические:1) закрепление знаний, полученных о независимых и зависи...