Открытый урок Проект по русскому языку «Рассказ о слове»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

У нас сегодня обычного урока не будет. Мы сегодня будем работать над проектом.  

Как вы понимаете « Проект –  шаг вперёд»?

Для того,  чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в толковый словарь и прочитаем значение словосочетания «шаг вперёд».

 ( Шаг вперёд – некоторый прогресс, успех в чём- либо)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. МИС

Открытый урок

Проект по русскому языку

 «Рассказ о слове»

                                                                     Подготовила

                                                учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

                                                                    Апресян Елена Арменаковна

2022-2023 уч.г.

Проект по русскому языку «Рассказ о слове»

Наименование УМК: «Школа России»

Форма проведения урока: урок – проект

Тип проекта: информационный.

Тип проекта по профилю знаний: предметный.

Тип проекта по форме проведения: парный (индивидуальный).

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.

Тип проекта на уровне контактов: внутри классный.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Цель: научиться создавать проект, обогащая словарный  состав  речи учащихся.

Задачи:

образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге,  взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2020г.

I Оргмомент.

Здравствуйте ребята!

Давайте поприветствуем  друг друга доброй  улыбкой и пожелаем удачи на уроке.

II Организация деятельности

У нас сегодня обычного урока не будет. Мы сегодня будем работать над проектом.  

Как вы понимаете « Проект –  шаг вперёд»?

Для того,  чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в толковый словарь и прочитаем значение словосочетания «шаг вперёд».

 ( Шаг вперёд – некоторый прогресс, успех в чём- либо)

Цель нашего урока- научиться создавать, что? (проект).

III Предпроектная подготовка

Ребята, ответьте на вопрос и определите тему проекта.

Скажите, из чего состоит предложение?

 ( Предложение состоит из слов)

 Значит, тема нашего проекта – рассказ о … (слове)

Послушайте стихотворение  Юлии Белоусовой  « Дружба – это дар нам свыше»

Ребята, о чём это стихотворение? (О дружбе)

Индивидуально со словом «дружба»  будет работать Савелий.

Скажите, от какого слова возникло слово «дружба»? (ДРУГ)

Итак, тема нашего проекта «Рассказ о слове - ... (друг)

IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.

Ребята, продукт нашего проекта будет представлен в виде статей о слове.

 Объединим мы их  в небольшую книжку.

( Раздаю книжки)

В русском языке очень много слов, у которых правописание расходится с произношением.

Ребята, какая орфограмма в слове «друг»?

(Парная согласная на конце слова)

Чтобы правильно записать слово с парной согласной по глухости- звонкости  на конце слова,  что мы делаем?

( Изменяем слово так, чтобы парный согласный стоял перед гласным звуком)

Первое  задание – это… (произношение и запись  слова «друг»).

  Выполняем задание у доски с объяснением.

        А теперь, раскройте  книжку с подписанными карманами  и прочитайте.

Это план нашей работы.

Ученик читает план  работы.

1.Лексическое значение слова.

2. Однокоренные слова

3. Синонимы. Антонимы

4.Фразеологизмы.

5. Словосочетания.

6. Пословицы.

Будем работать в парах и в группах.

  1. Лексическое значение слова.

 Работа с Толковым словарём

 Проблемный вопрос:

Ребята, скажите, всегда ли мы можем объяснить, что обозначает слово?

- С помощью чего объясняем лексическое значение слова?

(С помощью толкового словаря)

 На ваших партах находятся фрагменты из разных словарей, они  будут помощниками в работе над проектом.

 - Каким является лексическое значение слова «друг»?

Прочитайте и запишите.

( Друг- тот, кто тесно связан с кем – либо дружбой)

Проверка

2. Однокоренные слова.

         Русский язык очень богат и у каждого слова есть родственники?

- А как вы думаете, есть ли у нашего слова  родственники?        

Какие это слова?  (Однокоренные слова)

Записываем однокоренные слова к слову «друг».

 ( Друг, дружба, дружный, дружелюбие, дружище, сдружиться, подруга, дружить, дружочек, содружество…)

Какие слова вы записали?

3.Синонимы. Антонимы.

Следующий пункт,  найдите  замену слову, да не одну, а даже три.

Это?  ( синонимы)

 Правильно, записываем синонимы.

( включаю проектор)

Антоним к слову друг является?

4. Фразеологизмы.

А сейчас мы немного отдохнём и одновременно поработаем. Споём мы песню «Настоящий друг и постараемся найти в ней «Фразеологизм».

Молодцы! Какой фразеологизм  встретился в песне?

 ( Водой не разлить)   

А теперь объясните смысл этого фразеологизма.  (О крепкой дружбе)

Очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Этот фразеологизм походит к слову друг или дружба? 

Найдите в словаре  и запишите  фразеологизм  к слову друг.

(Друг ситный)

Что означает этот фразеологизм?

Друг ситный - это значит ваш друг очень хороший человек, без недостатков.         Ребята, выражение друг ситный связывают с выпечкой ситного (из просеянной через сито муки) хлеба. Как правило, ситный хлеб ели с удовольствием, поэтому и ситный друг изначально — человек, при общении с которым испытываешь удовольствие.

5. Словосочетания.

        Слово друг, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными.

        Составьте  словосочетания  и запишите их.

 (Старый, лучший, близкий, любимый, смелый, верный, сердечный,  весёлый, любознательный, школьный, настоящий …)

Самостоятельная работа.  Проверка.

6. Работа с пословицами.

- Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы.         Отредактируйте пословицу и запишите на карточку.  

(друга, береги, нашёл, нет, ищи, а)

Нет друга- ищи, а нашёл- береги.

        Объясните смысл пословицы.

(Смысл пословицы в том, что настоящего, верного друга трудно найти, а потерять очень легко, поэтому друга стоит беречь.)

Проверьте правильность записи пословицы.

Молодцы, ребята! Справились хорошо!

V Защита проекта

А сейчас, приглашаем ученика  для защиты своего проекта.

Защита проекта учеником, который работал индивидуально.

        Ребята, как вы думаете, справился он  со своей задачей?

Ты можешь себя похвалить?

Молодец!

VI Рефлексия.

Подведём итоги урока:

        Над чем мы работали на уроке?

        Создали мы небольшой проект или нет?

         Ребята, интересно было работать в течении урока?

        А теперь оценим свою работу

           Кто  работал  сегодня,   засучив рукава, поднимает большой палец вверх.

        А   кто работал спустя рукава, направляет палец вниз. Есть, такие ребята?

        Кому нужна была помощь друга,  направляем большой палец в сторону.

        А кто сможет сделать такой же проект с другим словом  самостоятельно?

        Работы сдаём для проверки.

VII Д/з 

Сочинить свою загадку со словом «друг».

Спасибо за работу

Толковый словарь

Шаг вперёд – некоторый прогресс, успех в чём – либо.

 Друг- тот, кто тесно связан с кем-либо дружбой.

Словарь фразеологизмов

Друг ситный - это значит ваш друг очень хороший человек, без недостатков.

Толковый словарь

Шаг вперёд – некоторый прогресс, успех в чём – либо.

 Дружба - личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении и взаимопомощи..

Словарь синонимов

Дружба -  приятельство, товарищество, согласие, единство...

Собери пословицу

Дружба, не, стекло, как, разобьёшь, склеишь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по русскому языку "Рассказ о слове"

Работа ученика по проекту "Рассказ о слове"...

Проект по русскому языку "Рассказ о слове" 3 класс

Этот проект выполнила ученица 3 класса Шураева Полина. В нем рассказывается о слове "сапоги"...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Проект по русскому языку «Рассказ о слове»

Проект   по русскому языку    «Рассказ о слове». План работы  над проектом....

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей....