Письмо правописание Щ,щ
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; применение правила написания гласных после шипящих в сочетаниях щу – щалогические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.

Регулятивные: умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Коммуникативные: умеют обосновывать высказанное суждение; задавать уточняющие вопросы; использовать в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_pisma._pravopisanie_bukvy_shchshch.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Письмо правописание щ,щ

Ягодзинская И.С.

ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Щщ

Цели деятельности педагога: научить писать заглавную и строчную букву Щщ, сопоставлять элементы букв; способствовать формированию умения списывать с печатного и письменного текста, развитию фонематического слуха; научить работать самостоятельно; воспитывать аккуратность, работоспособность.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила звукового анализа слов; умеют проводить поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Щ, щ, написание букв; правильно произносить и обозначать на письме слова с буквосочетаниями щу – ща; определять парные и непарные согласные по звонкости – глухости, мягкости – твердости; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву Щщ.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; применение правила написания гласных после шипящих в сочетаниях щу – щалогические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.

Регулятивные: умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Коммуникативные: умеют обосновывать высказанное суждение; задавать уточняющие вопросы; использовать в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения.

Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют доброжелательность в споре; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

II. Сообщение темы урока.

– С какой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? Сегодня вы научитесь писать заглавную и строчную букву Щ, щ, слова и предложения с этой буквой.

III. Работа по теме урока.

1. Работа в прописи. Правила посадки.

– Рассмотрите образец заглавной буквы Щ. Сравните печатные и письменные буквы Щ, щ. Чем они похожи, чем отличаются?

– Из скольких элементов состоит буква? (Буква Щ состоит из четырех элементов.)

– Опишите направление движения руки при написании буквы Щ(Заглавную букву Щ начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)

– «Запишите» букву в воздухе; в тетради.

– Какие слова пишутся с большой буквы? Прочитайте фамилию. (Щёкин.)

– Какие фамилии на Щ вы еще знаете? (Щербаков и т. п.)

– Напишите по образцу.

– Сравните заглавные буквы Щ и Ш. Чем похоже их написание, чем отличается?

Работа с образцом строчной буквы щ.

– Доскажите словечко:

У меня пропал носок,

Утащил его… (щенок).

– Щенок любит играть не только с мячом, но и со строчной буквой щ. Как вы думаете, почему? (Слово начинается с буквы щ.)

– Рассмотрите образец строчной буквы щ. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

– Опишите направление движения руки при написании строчной буквы щ(Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки.

Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)

Написание элементов и буквы щ в прописи.

– Прочитайте слова. (Щетка, щечка, щука, чаща.)

– Сравните слова каждой строки. (Одинаковое число звуков, по два согласных и по два гласных звука, по два слога, одинаковый последний звук – звук [а]; все согласные глухие; первый согласный звук – мягкий; ударным является первый слог. Отличия: в слове чаща оба согласных звука мягкие, а в слове щука первый мягкий, а второй твердый; в слове чаща гласные звуки одинаковые, а в слове щука – разные; в слове щука буква а стоит после твердого согласного, а в слове чаща буква а стоит после мягкого согласного.)

– Прочитайте предложение. Сколько в нем слов? Сколько раз повторилась буква щ в этом предложении? Подчеркните ее. Напишите это предложение по образцу.

Учитель читает стихотворение:

Гулял по улице щенок,
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и солнцепек,
И под дождем гулял и мок.
И если даже шел снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз и в сырость.
Гулял, гулял, гулял и – вырос.

В. Левин

– Прочитайте предложение (записано на доске): «Собака – друг человека». Кто слышал такое выражение? Почему собаку называют другом человека? (Служат на границе, в милиции, помогают на охоте, спасают утопающих.)

– Но человек тоже должен заботливо относиться к животным, ведь от того, как мы заботимся о них, подчас зависит их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда вырастает во взрослого животного, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется верить, что вы так никогда поступать не будете.

– Расскажите, каким может быть щенок? (Дети подбирают прилагательные: веселый, забавный, добрый, игривый.)

– Составьте предложение с этим словом. Прочитайте предложение на странице в прописи. Сколько в нем слов? Назовите первое слово. Как оно написано? Почему? Какой знак стоит в конце предложения? Запишите по образцу.

– Подчеркните слоги, которые соответствуют схеме (на доске):

з

к

– Объясните, почему не подходят слоги шашу(Звук [ш] всегда твердый.)

– Вспомните слова, в которых есть буквосочетание ща, и запишите их. (Щавель, роща, пища, чаща, площадка.)

– Вспомните слова, в которых есть буквосочетание щу, и запишите их. (Щука, щуренок, щурился, ищу, свищу.)

Слоговый аукцион (на резервной странице прописи).

Ро(ща), (щу)ка, ча(ща), и(щу), гру(щу), пи(ща), пи(щу), (щу)ренок.

2. Работа в прописи (резервная страница).

– Прочитайте слова. (Щи, овощи, вещи.)

– Подберите к схемам слова так, чтобы закончить предложения.

3. Самостоятельное выполнение работы (резервная страница).

– Соедините слово и соответствующую схему.

– Запишите предложение, списывая его с печатного образца.

IV. Итог урока.

– Что было самым трудным? Как вы думаете, почему?

– Какие задания сегодня были для вас наиболее интересны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку по письму и развитию речи по теме "Правописание имен собственных" 4 класс

Данную методическую разработку и презентацию можно использовать на уроке письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида при прохождении раздела программы "Слово" . На сл...

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Ученики выступают в роли исследователей института Грамматики....

Новое об известных опасностях письма. Правописание слов с двойными согласными.

Урок построен с учетом деятельностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. С первого этапа урока  фо...

открытый урок по письму Правописание словосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу. в коррекционной школе

Форма проведения: урок – сказка.Тип урока: обобщение и закрепление знаний Тема урока: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщ...

Презентация к уроку обучения письму "Правописание жи-ши"

к поурочным разработкам Жиренко и Обуховой...

Конспект урока по русскому языку (письмо) "Правописание слов и предложений с изученными буквами", 1 класс

Конспект урока по русскому языку (письмо) "Правописание слов и предложений с изученными буквами", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока по обучению письму "Правописание слов с буквосочетанием ЖИ" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование умения правописания слов с буквосочетанием ЖИ.Задачи урокаДидактические:1) учить находить в словах сочетание ЖИ;2) повторит...