Конспект урока русского языка, 1 класс, на тему «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Захарова Марина Юрьевна

Конспект урока русского языка, 1 класс, тема: "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_17.04.docx126.93 КБ

Предварительный просмотр:

 ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Технологическая карта по русскому языку

на тему: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ»

Выполнила: студентка 31 группы

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Захарова Марина Юрьевна

Методист: __________ Караваева И.А.

     Учитель: ___________ Ишина П.А.

Дата проведения: 17.04.2024

Отметка: ____________

Саратов, 2024

Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ»

Тип урока: ОНЗ

Класс: 1

Предмет: русский язык

УМК: «Школа России»

Цель: создание условий для формирования представления о правиле написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умеют находить в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ;

- знают правило написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ;

- умеют применять правило написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

Метапредметные: принимать, планировать и реализовывать учебные задачи; самостоятельно выделять и формулировать цель урока; развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.

 Личностные:

- принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование положительного отношения к русскому языку, как предмету изучения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: ПК, мультимедийная установка.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Мотивация (самоопределение)к учебной деятельности

Словесные (беседа)

-Здравствуйте, ребята присаживайтесь!

Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Я уверена, что сегодня мы сделаем для себя много новых открытий. Девиз нашего урока:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Проверьте свое рабочее место все ли готово к уроку.

Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место

Ф

Контроль учителя

Актуализация и пробное учебное действие

Словесные (беседа)

Практические (письмо)

Наглядные (презентация)

Вспомним, какие согласные звуки называются шипящими?

Прочитайте слова с шипящими согласными:

Работа, щётка, шутка, время, число, угол, жук.

Что вы знаете о звуках [ш], [ж]?

А о звуках [ч’], [щ’]?

Откройте тетради, отступите две строчки вниз. Запишем число, «классная работа».

Сейчас с красной строки через запятую, старательно выводя каждую букву, будем записывать слова.

С какой буквы напишем первое слово?

Записываем:

Спичка, вечный, почта, точно

Пишу на доске.

Проверьте, верно ли вы написали слова?

Исправьте, если допустили ошибку.

[ж], [ш], [ч’], [щ’].

Читают слова: щетка, шутка, число, жук

Звуки [ж], [ш] – это непарные твердые шипящие согласные звуки.

Звуки [ч’], [щ’] – это непарные мягкие шипящие согласные звуки.

Записывают число, «классная работа»

С заглавной

Записывают слова

Проверяют написание слов

И, Ф

Мультимедийная установка

Контроль учителя, самоконтроль

Выявление места и причины затруднения

Словесные (беседа)

- Почему не у всех получилось правильно записать слова?

Это слова на новое правило, которое мы не знаем

Ф

Контроль учителя, самоконтроль

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Словесные (беседа)

Наглядные (презентация)

- Как вы думаете, что сегодня на уроке нужно будет узнать?

-Верно. Тема сегодняшнего урока: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ»

-Чему мы будем учиться на уроке?

Составим план нашего урока, поставив пункты плана в верном порядке:

1. Оценить свою работу

2. Узнать, как пишутся слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ

3. Подвести итоги

4. Выполнить упражнения

Как правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ

Правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ

Составляют план урока:

1. Узнать, как пишутся слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ

2. Выполнить упражнения

3. Подвести итоги

4. Оценить свою работу

Ф

Мультимедийная установка

Контроль учителя, самоконтроль

Реализация построенного проекта

Физминутка

Словесные (беседа)

Практические (письмо)

Наглядные (презентация, учебник)

Наглядные

Начнем работу по плану.

-Откройте учебники на странице 110. Выполним упражнение 1. Прочитайте выразительно стихотворение.

- Мы девочки!  

- Какие вы?

- Красивые!  

- А вы какие, мальчики?

- Мы сильные!

                         

Найди слова с мягким знаком.

Объясните их написание.

Упражнение 2. Произнесите в слове девочки мягкие согласные звуки.

Скажите, как обозначена на письме мягкость согласных звуков [д’] и [к’].

Догадайтесь, почему в слове девочки мягкость согласного звука [ч’] не обозначена мягким знаком.

Что же надо знать о написании в словах буквосочетания ЧК?

Ребята, сочетание ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без мягкого знака. Правописание этих сочетаний нужно запомнить.

Переверните страничку. Прочитаем правило в желтой рамке.

Читают 2-3 человека

Вернемся к записанным словам в начале урока, подчеркните в них буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Разомнем наши пальчики. Выполним пальчиковую гимнастику, повторяйте движения за мной.

Прочитайте слова, написанные на слайде. Какие из них соответствуют изучаемому правилу?

Пальчик, сочный, мачта, уточка, зимний, летний, гречка.

В парах устно придумайте предложения, со словами на новое правило: сочный, мачта, уточка, гречка.

Какие предложения вы составили?

Выразительно читают стихотворение

Мальчики, сильные.

Мягкий знак показывает мягкость предшествующего согласного звука.

В слове девочки 3 согласных мягких звука: [д’], [к’], [ч’].

Мягкость согласного [д’] на письме обозначается гласной буквой -е-. Мягкость согласного [к’] на письме обозначается гласной буквой  -и-.

Мягкость согласного [ч’] на письме не требует обозначения, потому что этот звук всегда мягкий.

В буквосочетании чк мягкий знак (ь) не пишется.

Читают правило

Подчеркивают буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

Выполняют пальчиковую гимнастику

Пальчик, сочный, мачта, уточка, зимний, летний, гречка.

Придумывают предложения

Озвучивают предложения

Ф, П

Мультимедийная установка, учебник

Контроль учителя, самоконтроль

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесные (беседа)

- Как же правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

- Почему?

Отвечают на вопросы учителя:

- Без мягкого знака.

- Потому что звук [ч’] всегда обозначают мягкий звук, поэтому мягкий знак не пишется.

Ф

Контроль учителя, самоконтроль

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Физминутка

Словесные (беседа)

Практические (письмо)

Наглядные (презентация)

- Выполните работу самостоятельно в карточках. Вам нужно будет подписать карточки и сдать их в конце урока.

1. Подчеркни в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Кочка, конечно, скворечник, скучный, лисичка, что, почта, чтобы, почка.

2. Измени слова так, чтобы в них появилось буквосочетание ЧК.

Образец: рука – ручка.

Ночь - ______________________

Река - ______________________

Печь - ______________________

Дочь - _____________________

Давайте проверим ваши работы, на доске вы видите верное решение. Сверьте со своими записями.

Поднимите руку те, у кого нет ошибок, у кого есть ошибки? Где ошиблись?

Давайте немного разомнемся. Поднимитесь со своих мест, повторяйте движения за мной. Повторяют движения за учителем.

Ветер дует нам в лицо,

Раскачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Выполняют задание учителя

Кочка, конечно, скворечник, скучный, лисичка, что, почта, чтобы, почка.

Ночка

Речка

Печка

Дочка

Выполняют самопроверку по эталону

Повторяют движения за учителем

И

   

Мультимедийная установка, карточка

Контроль учителя, самоконтроль

Включение в систему знаний и повторение 

Словесные (беседа)

Практические (письмо)

Наглядные (учебник)

Следующее упражнение 4

Прочитайте слова:

Скворечник, скучный, что, конечно, чтобы

Читаю слова медленно еще раз

Что слышится на месте буквосочетания ЧН в этих словах?

Кто хочет произнести слова еще раз?

Спрашиваю 2-3 человека

Как вы думаете, правильно ли мы произносим эти слова? Ведь мы же пишем ЧН, а слышим [шн].

Откроем орфоэпический словарь в нашем учебнике на странице 136 (один три шесть). Посмотрите в орфоэпическом словаре, как же нужно правильно произносить данные слова.

Правильно ли мы произносили слова?

Ребята, в словах скворечник, скучный, что, конечно, чтобы мы слышим [шн], но пишем ЧН.

Нужно ли писать мягкий знак в данных словах?

Почему?

Читают слова

[шн]

Произносят слова

Высказывают предположения

Да

Нет

Мягкость согласного [ч’] на письме не требует обозначения, потому что этот звук всегда мягкий.

Ф

Учебник

Контроль учителя,  самоконтроль

Рефлексия учебной деятельности

Словесные (беседа)

Наглядные (презентация)

- Вспомним, какая была тема урока?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы цели?

Все ли пункты плана на уроке мы выполнили?

Оцените свою работу, выбрав соответствующий смайлик:

Красный – на уроке мне было трудно, многое осталось непонятным

Желтый – на уроке не все было понятно

Зеленый – на уроке я все запомнил и понял

Кто выбрал красный смайлик, поднимите руки. Кто желтый? Кто зеленый?

Даю устную оценку работы детей на уроке

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

Учиться правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ

Да, мы учились правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ

Нет, мы не оценили свою работу

Оценивают свою работу

Ф

Контроль учителя, самоконтроль

Домашнее задание

Словесные (беседа)

Дома выполните упражнение 6, 7.

Записывают домашнее задание

Ф

Контроль учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера"

Конспект урока русского языка.  Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера" 3 класс...

Конспект урока русского языка. Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера"

Конспект урока русского языка.  Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера" 3 класс...

Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Фразеологизмы.Общение жестами.

Конспект урока с презентацией по теме "Что рассказало слово. Фразеологизмы."Тип урока- "открытие новых знаний"...

Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Внешняя и внутренняя сторона слова

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Что сказало слово. Внешняяя и внутренняя сторона слова"...

Конспект урока русского языка. Обобщение по теме "Язык - средство общения" Перспектива 4 класс

Конспект урока русского языка. Обобщение знаний по теме "Язык -средство общения" Перспектива 4класс.Урок- рефлексия., сиспользованием психолого-педагогических техник...

Конспект урока русского языка, 3 кл. Тема: "Род имен существительных"

Конспект урока русского языка   Тема: Род имен существительных.Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить имена существительные в упражнениях, познакомить с приёмами определ...