Конспект урока русского языка. Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Агаркова Елена Николаевна

Конспект урока русского языка.  Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Создание текстов изобразительного характера

Цели: -совершенствовать умения составлять рассказ, план;

  - уточнение представлений о структуре повествовательного текста;

  -развивать речь и навык грамотного письма;

  -воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся  на данном этапе

Возможные методы и приёмы выполнения

1. Оргмомент

Аутогенная тренировка.

- Закройте глаза, повторяйте со мной:

«У меня хорошее настроение.

Я могу быть добрым и терпеливым.

Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке».

          - Пусть урок принесет вам радость.

1)Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств;

- желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

3)Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Приветствие учителя, психологический настрой

2. Проверка домашнего задания.

Подготовка к работе на основном этапе.

1.Орфографическая работа

- Отгадайте загадку:

 Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(снежинка)

- Когда бывает снег?

- Ребята, посмотрите на картинку.

- Зима- настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым!

Посмотрите! Как мы её озаглавим? (Сказочно красиво!)

- Для вас первое задание. Прочитайте группы слов и выберите среди них те, которые соответствуют нашей картинке. Закончите предложение, добавив нужные слова. Запишите предложения в тетрадь.

как в сказочном царстве

… выбрала белый цвет

…кружевные накидки

…будто в белых колпачках

…словно пуховые подушки

…сверкает, как…

…словно украшены..

- Что вы знаете о зиме?

- Какие зимние месяцы вы знаете?

- Какие стихи вы знаете о зиме?

- Чем отличается зима от других времён года?

- Послушайте стихотворение о зиме.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

(Ф.И.Тютчев)

2. Работа над стихотворением

- Каким вы представили себе лес?

- Почему зиму называют Чародейкой?

- Что значит «опутан», «околдован», «окован»?

1)Познавательные:

- умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

2)Логические:

-выделять существенную информацию из текста

- проводить анализ и сравнение по заданным критериям

- подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать предложения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.

3)Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль результата

Дополнительные вопросы

Загадки

Дидактическая игра

Сообщение темы и цели в виде эвристических вопросов

3. Усвоение новых знаний и способов действия

Сегодня мы будем писать сочинение  на тему «Красавица зима».

3. Работа по учебнику стр.53

- Рассмотрите картинки

- Что на них изображено?

- Как вы опишите зимний лес? Какие прилагательные вы можете употребить в описании природы?

(слайд – подбери прилагательные)

- Какие деревья  изображены?

- На что похожи сугробы? Кустарники в снегу?

- Что «выросло» на крышах домов?

4. Составление плана сочинения

- Прежде чем написать сочинение, что нужно сделать?

- Из скольких частей состоит план?

- О чём  пишем во вступлении? (как наступила зима?)

- О чем пишем в основной части? (описание зимней природы)

- О чём пишем в заключении? (моё отношение к зиме)

5. План сочинения

1) Зима – настоящая волшебница!

2) Красота зимнего леса.

3) Я люблю зимний лес!

6. Опорные слова

Волшебница

Тихий, спящий лес

Глубокие, белые сугробы

Пуховые подушки

Красные гроздья рябины

Заметённые тропинки

Снежные поляны

На ветках деревьев лежат тяжёлые шапки белого снега

Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки.

Покружится мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок-

Получается снежок.

Мы деревья побелили –

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

1)Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

2)Познавательные:

- выделять существенную информацию из текстов

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях

3)Общеучебные:

- строить эмоционально-выразительные предложения, работать по картинке, рассказывать то, что видишь.

Работа с основными понятиями по теме «Предложение и текст»

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий

7. Составление сочинения по плану

- Давайте попробуем составить сочинение, пользуясь планом и опорными словами.

Зима – настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг сказочно красивым!

Тихо в спящем зимнем лесу. Под деревьями лежат глубокие, белые сугробы. Они похожи на пуховые подушки.

На ветках деревьев лежат тяжёлые шапки белого снега. Красные гроздья рябины согнулись под тяжестью снега. На снежной полянке видны следы пробежавших зверей.

Как красив зимний лес!

1)Коммуникативные:

- допускать возможность существования различных точек зрения

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- строить понятные для партнера высказывания

- задавать вопросы

- контролировать действия партнера

2)Познавательные:

- наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения.

- проявлять пунктуационную зоркость, наблюдать за знаками препинания внутри предложений. Различать виды предложений по цели и интонации.

- Строить разные по цели интонации предложения.

Представление данного текста в правильную форму, используя знаки препинания.

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия

8. Запись текста в тетрадях

- Напишите сочинение, руководствуясь планом.

1)Регулятивные:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

- осознавать трудности и стараться преодолевать их

2)Познавательные:

- черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими.

Работа в тетрадях

6. Коррекция знаний и способов действий

9. Проверь себя

- Проверьте, как вы написали сочинение, исправьте ошибки и неточности, если это нужно.

1)Регулятивные:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей

Задание на выделение и исправление ошибок

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

10. Домашнее задание

Понаблюдать за изменениями в природе, сделать выводы.

1)Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2)Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Сообщение учителя о работе класса

8. Рефлексия

-Вам понравился урок? Чем?

-С каким настроением уходим с урока?

(используется раздаточный материал)

1)Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию

- использовать речь для регуляции своего действия

- рассказывать о приобретённых знаниях и умениях

Подведение итогов самими учащимися

Самоанализ урока.

  1. Характеристика класса.

В классе 9 человек. Из них 3 девочки, 6 мальчиков. Ребята активные, работоспособные, имеют разные интересы и наклонности. Каждый из них посещает внеклассный кружок. Они всегда оказывают друг другу помощь в совместной работе, но самостоятельно выбрать себе организаторов для различных видов деятельности ещё не могут. Трудности, касающиеся согласования действий, преодолеваются не достаточно быстро.   Дети иногда вступают в конфликтные ситуации друг с другом, и самостоятельно разрешить их  получается не всегда. Уровень подготовленности класса: два  отличника, два хорошиста, неуспевающих нет.

.

      2. Место урока в изучаемой теме.

Свой урок я строю с учетом ФГОС. Использую технологию проблемно-диалогического обучения. Данный урок  представлен по  ходу изучения раздела: « Текст»,  является  обобщением и закреплением изученного.

   

3.Характеристика общей цели урока.

Общая цель урока полностью раскрывает тему урока и конкретизируется  в

 дидактических целях:  образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока.

На уроке учитываю  возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включаю  элементы обучения школьников УУД. Цель урока определяют  сами учащиеся, исходя из темы урока, которую выявили в результате сравнения двух словесных зарисовок. Для того чтобы ученик был,   активным участником учебной деятельности, на своем уроке применяю  деятельностный подход в обучении. В связи с этим на уроке работаю  над мотивацией, вовлекаю  детей в побуждающий от проблемной ситуации диалог, в поиски способов действий и самостоятельным их выполнением, самоконтролем и самооценкой. На данном уроке использую следующие методы обучения:

- методы словесной передачи и слухового восприятия (диалог, фронтальный опрос, беседа, рассказ)

- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (презентация, показ образца выполнения, демонстрация)

- практические методы  ( выполнение практических заданий с помощью учителя, самостоятельно)

- подводящий диалог, индивидуальный и дифференцированный подход

- методы совместной организации проведения урока (учитель-ученик, ученик-ученик)

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

- методы контроля и самоконтроля

- индуктивные и дедуктивные методы.

На уроке применяю  следующие приемы обучения: фронтальный опрос, уточнение терминов; выделение первого шага по пути её решения; подведение учащихся к формулированию вывода по решению проблемы.

На уроке использую следующие формы организации познавательной деятельности: работа в группе, самостоятельная работа, работа с учебником.

  1. Как был построен урок в соответствии с планом.

           6.Структурный аспект самоанализа урока.

 Я тщательно продумала каждый этап урока, задания, вопросы. В результате этого на всех этапах урока учащиеся включены в активную мыслительную деятельность, способствующую активизации познавательных процессов, обеспечивающих осознанное овладение способа определения плана сочинения, взаимосвязи всех его этапов. Этапы урока тесно связаны между собой, чередуются  различные виды деятельности. Для каждого ученика создана ситуация успеха, на которой каждый проявил себя на своём уровне, что служила ему мотивацией при выполнении самостоятельной работы и поддержки познавательного интереса к учению. Структура урока соответствует его целевому назначению.

7. Функциональный аспект.

На уроке я учитывала индивидуальные особенности детей и давала только положительную оценку их деятельности, что тоже стимулировало и повышало их  интерес и активность на уроке. Учебный материал соответствовал программному материалу и был доступен и посилен  учащимся. Учебная информация  привлекательна для детей за счет  разнообразных  заданий и подаче учебного материала, что привело к достижению поставленной цели на уроке. В результате этого с самостоятельной работой справились все учащиеся. Запланированный мною  объем урока выполнен.

8. Аспект конечного результата урока.

В результате у обучающихся были сформированы УУД: ученики свободно строят логическую цепь рассуждений, речевые высказывания в устной форме, определяют цель учебной деятельности, выполняют знаково-символическое моделирование при составлении схемы предложения, воспитывается уважительное отношение к природе нашей страны, сформировано произвольное внимание и умение решать орфографические задачи,  умение работать с учебником, умение работать в парах, группах; сформирован устойчивый интерес к изучению предмета.

Поставленные мною цели урока, считаю, были достигнуты в ходе проведенного урока. Дидактическая задача урока решена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка. Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера"

Конспект урока русского языка.  Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера" 3 класс...

Презентация к уроку русского языка. Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера"

Презентация к уроку русского языка.  Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера"...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег"

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег" для 3 -4 класса...

Конспект урока русского языка "Сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень"

Конспект урока русского языка "Сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень"...

Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"

Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...

Конспект урока русского языка. Сочинение "Мика Морозов".

Подготовка к написанию соочинения по картине В. Серова "Мика Морозов"....