Главные вкладки

    Конспект урока русского языка. Сочинение "Мика Морозов".
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Чернова Лидия Григорьевна

    Подготовка к написанию соочинения по картине В. Серова "Мика Морозов".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_mika_morozov.docx123.3 КБ

    Предварительный просмотр:

                            Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Гожня Малопургинского района Удмуртской Республики

     

     

    «Разработка конспекта урока по русскому языку  для обучающихся 4 класса по УМК «Школа России»  

     

                                                                                                                                                                                       Выполнил: Чернова Лидия Григорьевна,

                                                                                                                                                                      учитель начальных классов I кв. категории

                                                                                                                                                                      МОУ СОШ д. Гожня

    д. Гожня  -  2016

     Предмет: Русский язык

    Тема урока: Подготовка к  сочинению по картине  Валентина Серова « Мика Морозов»

    Тип урока: Развития речи

    Цель: развивать умение определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

     Личностные действия: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

    Регулятивные действия:  умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

    Познавательные действия: постановка  и решение проблемы;

    Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Оборудование: портрет (В. Серова, М.Морозова), картина («Девочка с персиками», «Портрет Мики Морозова»), музыкальное произведение П.И. Чайковского «Мама» и «Игра в лошадки», карточки, ноутбук, интерактивная доска..

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    I. Организационный момент

    Цель этапа: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений. Проблемный вопрос.

    II. Актуализация знаний Цель этапа: Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока.

    3.  

    III. Проблемное объяснение нового знания.

    Цель этапа: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

    IV.Работа по теме урока

    V. Первичное закрепление.

    Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия.

    VI.Итог урока и рефлексия

     Цель этапа: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

    VII.Домашнее

    задание

    II.  

    Чем мне запомнилась картина…(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

    Хором поздоровались.

    Всем, всем добрый день!

     Прочь с дороги, злая лень!

    Не  мешай учиться,

    Не мешай трудиться!

    На доске две картины

    В.А.Серова  «Девочка с персиками»,

    «Мика Морозов»,

    Что объединяет эти картины?

    Кто автор этих произведений?

    Что вы можете сказать об авторе?

    Да, ребята, в этом году исполнилось 150 лет со дня рождения В.А.Серова.

    Раз по первой картине уже работали, то  какая цель  сегодняшнего урока?

    НЕДОПИСАННУЮ ТЕМУ ДОПИСЫВАЮ.

    Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов »

    Угадайте о чем говорится в стихотворении?

    Если видишь, что с картины

     смотрит кто-нибудь из нас,

     или принц в плаще старинном,

     или в робе верхолаз,

     летчик, или балерина,

     или Колька, твой сосед,

    обязательно картина называется ……

    Кто может объяснить значение этого слова?

    -Какая отличительная особенность портрета? / ЧТО ИЗОБРАЖАЮТ НА ПОРТРЕТЕ7 На портрете изображается внешность человека, поза, выражение лица, /.
    -
    Можно ли за внешним сходством в портрете увидеть что-то большее? /Задача художника-портретиста – показать не только внешнее сходство, но и черты характера, настроение, внутренний мир героя./
    Сочинение по портрету к какому типу текста относится?

     

       

    - Назовите основные признаки текста описания?

    Вспомните части текста.

    - За эту картину Валентин Серов  был награжден премией Московского общества любителей художеств. Картина сейчас находится в Третьяковской галерее.

    -Ребята, найдите в «Картинной галерее» работу В.Серова  «Портрет Мики Морозова» (учебник часть 2, страница 113), посмотрите внимательно.

    - Итак, о чем же нам может рассказать портрет?

    СЛАЙД МИКА МОРОЗОВ

     На доску вывешивается  картина В. Серова «Портрет Мики Морозова»

    -Скажите, кто изображен  на этой картине?

    - Как вы думаете, что  за имя – «Мика»?

    - Подходит ли оно мальчику?

    - Сколько, на ваш  взгляд, ему лет? Почему?

    - Какие детали на картине помогли вам определить возраст мальчика? Обратите внимание на кресло, где сидит мальчик? На  подушки, которые его окружают.

    - В какое время суток художник писал Мику? Докажите. Обратите внимание на внешний вид мальчика – одежду, прическу.

    - Попробуйте мысленно «оживить» образ мальчика. Как вам кажется, Мика  долго сможет  просидеть на одном месте? Или  создается впечатление, будто он в любой момент готов спрыгнуть, куда-то побежать?

    - Ног мальчика не видно. Как вы думаете: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу?

    - Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду

    - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие черты характера вы знаете?

    (ЖЕЛТЫЕ КАРТОЧКИ -  А сейчас каждая группа подготовит и ответит на вопрос в желтых карточках:

    Какие черты характера приемлемы  для данного мальчика? - Если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет?

     Более точно понять и почувствовать, что хотел передать художник на этой картине, нам поможет работа в  группах (3)

     Так же у вас на партах лежат памятки №2, которые помогут вам при описании картины. Общаясь друг с другом, помните о нормах речевого этикета, кто забыл, посмотрите памятку №1.

     На выполнение этого задания вам дается 5 - 7 минут. Кому нужна помощь, поднимите руку. Внимательно прочитайте задание и приступайте к его выполнению.

    КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ

    1 группа КТО ИЗОБРАЖЕН НА  КАРТИНЕ, СКОЛЬКО ЛЕТ, ВО ЧТО ОДЕТ?

    2 группа В КАКОЕ ВРЕМЯ ДНЯ ХУДОЖНИК ИЗОБРАЗИЛ МИКИ?

    3 группа ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О ХАРАКТЕРЕ МАЛЬЧИКА?

    ОДИН УЧЕНИК ПРОЧТЕТ НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ ИЗ УПР 21.(КАРТОЧКА)

    Прочитать начало сочинения с  слайда

    Выступления детей.

    - А мы давайте попробуем оживить при помощи разных движений, мимики и жестов СТРЕКОЗУ.

    физкультминутка «Стрекоза»

    А вот как увидел Мики Морозова Долгополов узнаем, прочитав упражнение 21 на странице 13.

    Какие непонятные слова встретились в этом тексте?

    - Как вы думаете, кем мог стать этот мальчик, когда вырос? Почему?

    - Ребята, о том, что мы не ошиблись в своих суждениях, говорит  ФОТО на слайде,  где уже изображен взрослый Мика.

     На доску вывешивается  портрет М. Морозова

    F:\михаил морозов.jpg

    - Скажите, пожалуйста, при помощи чего художники передают нам свои переживания, мысли и красоту окружающего мира и людей?

     

    - Описать характер человека, его переживания, возраст, может не только художник, но и …..?

    - Как вы думаете, мог ли композитор написать музыкальный портрет Мики Морозова? При помощи чего?

    - Давайте послушаем два музыкальных произведения  Петра Ильича Чайковского. И вы постараетесь определить, какое из них соответствует к портрету Мики Морозова.

    ( Прослушивание «Игра в лошадки» и Мама» из Детского Альбома П. И. Чайковского)

    - Почему вы так решили?

    - А второе произведение можно считать музыкальным изображением Мики? Если вспомнить, кем он стал, его характер.

    - Что нового вы узнали?

    - Какую ставили учебную задачу?

    - Удалось ли ее решить?

    - Что понравилось на уроке?

    СЕРОВ СУМЕЛ ПОКАЗАТЬ БЕЗЗАБОТНОЕ ДЕТСТВО.

    Постарайтесь  выразить свое впечатление от урока. У каждого на парте лежат портреты клоуна. Что на данном портрете отсутствует?  Кому понравился урок и доволен своей работой,  то клоуна сделайте весёлым. Кому не понравилось – грустного клоуна.  Для этого у вас есть стикеры - УЛЫБКИ                                                      

    Таким образом, можно наглядно увидеть настроения детей от урока)

    Написать сочинение по картине.

    Ответы детей

    Валентин Серов родился в Петербурге. Его отец известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребенком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с жившим тогда в Париже художником Репиным И.Е

    слайд Серов

     

    Картина Мика Морозов, так как мы не работали ещё над этой картиной.

    портрет

    Роба – грубая рабочая одежда.

    Описание

       

    .КАРТИНЫ МОЖНО РИСОВАТЬ И СЛОВАМИ

    - Описывается признаки предметов, явлений, животных, человека.

     

     

    .

    - Работать по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова».

    - Изображение, какого либо человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии.

    - Мальчика.

    - Домашнее имя

    - Мальчик  маленький, поэтому имя уменьшительно – ласкательное, домашнее имя.

    От 4 до 6 лет

     

     - По сравнению с большим креслом мальчик маленький, само кресло покрыто цветастыми подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность

    - Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед сном

    - Мальчик сидит в кресле на краешке, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть и куда-то побежать.

    - Судя по выражению лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме, любознательности

    - Он умеет воображать и слушать.

    Обсуждение детей

    Из каждой группы отвечает один из учеников.

    ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К КАРТИНЕ

    Читает ученик

    Читаем «Цепочкой»

    - Мики – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета.

    - Портретное описание может рассказать о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека.

    Обсуждение  детей

    - Холста и красок.

    - Да.

    Мнения детей

    - Музыкальных инструментов и нот.

    - Первая мелодия подойдет к образу Мики.

    Мнения детей.

    - Вторая мелодия подойдет к образу Михаила Морозова.

    Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

    Регулятивные:

    проблемная подача учебного материала.

    Познавательные: самостоятельная  формулировка цели и задачи, планирование, прогнозирование

    Познавательные:

    включение обучающихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока;

    обсуждение проблемных вопросов, формулировка собственного мнения и аргументирование его

     

    Коммуникативные: работа с информацией, формулировка собственного мнения и аргументирование. познавательные: нахождение в тексте уменьшительно-  ласкательных слов с орфограмм по теме, объяснение правописания слов.

    Предметные результаты:

    формирование умения применять полученные знания на практике.

    Регулятивные:

    формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом.

    Личностные:

    уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

              


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

    Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

    Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

    Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

    Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

    формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

    " 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

    конспект урока русского языка 2 класс "Проект. Письмо Деду Морозу"

    Тема: «Наши проекты. Пишем письмо Деду Морозу»Цель: обучение  правильному написанию письмаЗадачи: Показать учащимся, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистическ...

    Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

    Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...