Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Занимательный русский язык"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Грищенко Наталья Леонидовна

Методическая разработка внеклассного мероприятия  "Занимательный русский язык"  поможет закрепить знания учащихся 2 класса по теме "Парные глухие и звонкие согласные звуки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

«Занимательный русский язык»

Целевая аудитория

2 класс

Цель

Формировать устойчивый интерес к изучению русского языка. Создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви к русскому языку, к родной речи. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас, речь, орфографическую зоркость, умение работать в коллективе. Способствовать развитию умения анализировать, обобщать.

Задачи

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать результат; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя; извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация)

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать;

Методы

Фронтальный. Словесный. Групповой.

Формы организации

КВН

Образовательные ресурсы

1.Карточки с заданиями.

2.Загадки, предметные картинки.
3.Компьютер, экран.

4.Презентация.

Прогнозируемые результаты

-Ученики знают тему «Парные глухие и звонкие согласные»

- у учеников  формируется  устойчивое, уважительное отношение к родному языку;

- ученики применяют способы использования речевой деятельности - слушания, говорения, чтения.

Методическая разработка внеклассного мероприятия 2 класс по теме:

 «Занимательный русский язык»

«Парные глухие и звонкие согласные звуки»

Цель: В занимательной форме формировать знания детей по данной теме

Задачи:

1.Образовательные – систематизировать имеющиеся знания по теме; показать своеобразие и самобытность русского языка; обогатить словарный запас детей; расширить представления обучающихся о парных глухих и звонких согласных, расширить представления о проверке парных глухих и звонких согласных в словах, формировать орфографическую зоркость.

2. Воспитательные – воспитывать и поддерживать интерес  к познанию русского языка. Формировать любовь к Родине; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к русскому языку, интерес к его изучению; воспитывать чувство патриотизма, воспитывать чувство гордости за свой язык.

3.Развивающие - развитие самостоятельности мышления, речевых  навыков, умение выделять главное, сравнивать, развитие навыков коммуникации в процессе обучения.

Оформление: слайдовая презентация

Используемые педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве ( работа в группах), здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ.минутки), проблемное обучение (частично-поисковая)

Технологическая карта.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент.

Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности 

Здравствуйте ребята! Открою наше занятие стихотворением Михаила Крюкова:

Много языков на свете разных -

Выучить их все не смог бы я;

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть "изюминка" своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный русский,

Для меня родной лишь он один!

Сегодня у нас не просто урок русского языка, а игра КВН.

- А кто знает, что обозначают эти буквы?

- Это Клуб Весёлых и Находчивых.

Для того, чтобы играть в эту игру, необходимо разделиться на две команды.

Здороваются.

Отвечают на вопрос.

Делятся на 2 команды.

2.

Постановка темы и цели занятия.

Орфограмма, орфограмма, ты опасна и мудра!

Сколько хитростей готовишь ребятишкам ты с утра:

Парная согласная встречается везде,

Может и в середине, может и в конце.

Если пруТ, меняем пруТИк,

Если пруД, тогда пруДЫ.

Если спутаешь немного,

Гуся пруДом не гони.

В маСке, лаСке и коляСке

Непременно С пиши.

Если маЗка, значит маЗать,

Ну, а лаЗка, значит лаЗить.

А нам надо маСочку

Или же коляСочку.

То есть, после парной буквы

Надо гласную менять,

А для этого нам надо

Просто слово изменять.

Сегодня мы будем закреплять знания о правописании в словах парных глухих и звонких согласных.

Учащиеся самостоятельно определяют  тему и цели урока.

3.

Актуализация знаний.

1.        Разминка команд.

- Отгадайте загадку и назовите в отгадке парные согласные.

          З   а   г   а   д   к   и:

1.Если лапы вместо рук,

Если самый верный друг,

Если забияка, значит друг… (собака).

2.Пушистей игрушки,

Помягче подушки,

Но все же ребенок-

Веселый … (котенок).

3.-К маме! к маме! Завтрак скоро!

Мойте клювики и пух.-

Кукарекал строго-строго

Деткам маленький … (петух).

4.Дома, в поле, на дороге-

Это мастер на все ноги.

И, когда порой несладко,

- Иго-го кричит … ( лошадка).

5.Солнце всходит, слышно: МУ.

Как не стыдно пастуху?

Рано утром в полшестого

Хочет спать еще …(корова).

6.Такая малышка у мышки нора,

Что чуть не застряла в ней лапа … (кота).

7.Но эта вот норка совсем не малышка,

Когда пролезает не кошка, а …  (мышка).

8.Го-го-го, го-го-го,

Шею видно далеко.

Все смотрите, я, клянусь,

На деревне первый …  (гусь).

9.Завиточки и колечки

Без начала, без конца.

- Бе-е-е, - заблеяли овечки,

Мама нам нужна …  (овца).

10.Даже кошке во дворе

Очень грозно скажет:  ме-е-е.

Не боится никого, никогда.

Потому что есть рога у … (козла).

11.Хвост, как веер.

Гордый взгляд.

Не одежда, а наряд.

Пусть завидуют вокруг.

Птица важная … (индюк).

12.Целый день у моста:

- кря-кря-кря, кря-кря-кря.

Нет покоя ни минутки.

Перестаньте крякать …(утки).

- Назовите пары звонких и глухих согласных звуков, которые встретились в отгадках?

Команды поочередно отгадывают загадки и называют парные согласные.

Называют парные согласные: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

4.

Основная часть (Операционно-деятельностный этап)

2. Конкурс капитанов.   (задание на карточках).

Вставьте нужную букву, проверьте:

Тра . ка,  ры . ка,  зу. ки,  тру . ка,

 яго . ка,  коро . ка,  кру . ка,

ко . ти,  бере . ка .

- Пока жюри проверяет карточки давайте вспомним, каким правилом нужно пользоваться, чтобы  правильно написать слова с парными согласными в корне и на конце слов?

Капитаны команд выполняют задание на карточках.

Формулируют правило проверки парных согласных.

5.

Физминутка

выполняют движения вместе с учителем.

Продолжение занятия

 Конкурс №3 «Кто вперед и правильно?»

- Вставьте пропущенные буквы:

Ж . л   у   нас   с   бабу . кой   чиж . .  

Гру . ка   него   была   пуш . стая.  

Такой   милу . ка!   Он   ч . сто  

 с . дел   на     . ко . ке    и   пел.

Выполняют задание.

7.

Творческое задание.

4 конкурс: «Отгадай».

- Напишите отгадки вместе с проверочными словами:

Берега зеленые,

Вода красная,

Рыбки черные.  АРБУЗ.

     Весь я сделан из железа,

     У меня ни ног, ни рук,

     Я по шляпу в доску влезу,

     А по мне все стук, да стук.  ГВОЗДЬ.

     Под сосною у дорожки

     Кто стоит среди травы?

     Ножка есть, но нет сапожек,

     Шляпка есть, нет головы.  ГРИБ.

     За тобою он плетется,

     Хоть на месте остается.  СЛЕД.

     Зимою в поле лежал,

     Весною в поле побежал.  СНЕГ.

Пока команды выполняют задание игра со зрителями «Доскажи словечко…»

-Где растет морковь?

  • На грядках.
  • Буквы пишут где?
  • В тетрадках.
  • Чистим что мы?
  • Чистим зубки.
  • Одеваем в холод?
  • Шубки.
  • Любим все?
  • Снежки, салазки.
  • А читаем часто?
  • Сказки.

Молодцы!

Дети отгадывают и записывают отгадки вместе с проверочными словами.

Отвечают на вопросы, играют в игру.

Продолжение занятия

- Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? Нет грядок.

А тетрадка? Нет тетрадок.

Зубки – изменили …зубы.

Шубки – изменили…шубы.

Ждем снежинок и салазок

И побольше чудных сказок.

5 конкурс «Картинный диктант».

(участвуют все, пишут на листочках).

- Я вам показываю картинки, а вы записываете слова.

(арбуз, флаг, шарф, шкаф, чашка, лук, гриб, тетрадь, медведь, коллектив).

Отвечают на вопросы

Записывают слова.

8.

Итог занятия

А теперь запоминаем правило!

Парный звонкий согласный звук

С тобой может подшутить:

В середине и в конце

 Тебя может оглушить.

Будь внимателен, мой друг!

Слово родственное представь-

Рядом гласную подставь:

   Круги- круг

   Плоды- плод

   Глаза- глаз

Букву нужную пиши.

С нею, братец, не шути!

Подготовлен-ный ученик рассказывает стихотворение.

9.

Рефлексия

  1. Какую букву напишем в  конце слова  ДУБ?
  2. Надо ли проверять парную согласную в середине и в конце слова?
  3. Чтобы не ошибаться, скажите,  какой звук должен стоять после парных согласных?
  4. Что напишем в середине  МОРКОВКИ?
  5. Что стоит в конце   ЕРША?
  6. Что есть в середине ЛОЖКИ?

( дети, отвечая на вопрос, ищут правильный ответ на доске, и пишут к себе на листочек только 1 нужную букву).

(зашифрованное слово - УМНИЦЫ)

Ключ к шифру:

В -  И

Да- М

Б – У

Ж - Ы

Гласный – Н

Ш - Ц

Подведение итогов.  Награды.

-Спасибо вам за внимание!

дети, отвечая на вопрос, ищут правильный ответ на доске, и пишут к себе на листочек только 1 нужную букву.

Используемые материалы:

https://mamamozhetvse.ru/stixi-o-russkom-yazyke-dlya-detej.html?ysclid=ltltufalkm160112150

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_safe&msid=1&src=suggest_T&encoded_text=AABnuGkXhg3igZGx7RO8HJqfKqsd

 https://alegri.ru/deti/vs-dlja-devochek-i-malchikov/razvlechenija-dlja-shkolnikov/zagadki-pro-zhivotnyh-s-otvetami-dlja-mladshih-shkolnikov.html?ysclid=ltlx3l28sw515652301


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку, посвящённая Дню родного языка.

Работа содержит занимательный материал по русскому языку. Выполняя задания учащиеся развивают у себя такие качества, как любознательность, сообразительность и логическое мышление...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час "Люблю язык я русский".

Данное мероприятие было проведено для ознакомления учащихся начальной школы с Международным днём родного языка (21 февраля) с целью - прививать любовь и интерес к изучению русского языка в классе с мн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: " Русские народные праздники. Масленица"(начальные классы)

Данная разработка раскрывает одну из важных традиций русского народа. Повышает интерес к русским праздникам и повышает патриотический дух подрастающего поколения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку (3 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку (3 класс). Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...