Методическое пособие для педагогических работников "Как развивать связную речь у детей младшего школьного возраста посредством работы над изложением"
учебно-методическое пособие по русскому языку

Тимофеева Зинаида Валерьевна

Методическое пособие включает необходимую информацию для разработки уроков русского языка начальных классов, которые будут направлены на развитие связной речи детей младшего школьного возраста, посредством работы над изложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическое пособие105.91 КБ

Предварительный просмотр:

З.В.Тимофеева

Как развивать связную  речь у детей младшего школьного возраста посредством работы над изложением

Проект методического пособия для педагогических работников

                                                             

г. Ханты-Мансийск

2017

Методическое пособие  по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста  посредством  работы над изложением / сост. З.В. Тимофеева. – Ханты-Мансийск, 2017. – 45 с.

Методическое пособие включает необходимую информацию для разработки уроков русского языка начальных классов, которые будут направлены на развитие связной речи детей младшего школьного возраста, посредством работы над изложением.

Предназначено для педагогических работников.

Составитель: З.В. Тимофеева

© 2017.

Введение

О развитии человека судят по тому, насколько он свободно и правильно выражает свои мысли, знания, то есть говорит и пишет. Школа помогает детям овладеть разносторонними богатствами русского языка, развивает речь обучающихся и добивается её высокой культуры.

Начальным классам школы принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются её основы, и перспектива успеха обучения детей зависит от того, как они овладели речью. Недаром в программах по русскому языку большое место отводится задаче развития речи обучающихся.

Методические исследования по этому вопросу проводились известными методистами М.Р.Львовым, Т.Г.Рамзаевой, В.И. Яковлевой. По данным исследования, важную роль в развитии связной речи детей играют изложения ‒ письменные пересказы образцов текстов. Изложения способствуют практическому усвоению языка. Они формируют и совершенствуют связную речь обучающихся. Изложение образцов текстов приучает детей логически мыслить, чётко и ясно передавать свои знания, обогащает речь. Они позволяют ознакомить школьников с особенностями описания, повествования, рассуждения, дают образцы эмоционально окрашенной и деловой речи. Следует особо подчеркнуть, что изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка.

Работа с изложениями играет важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии всех обучающихся.

И поэтому, исходя из целей, которые ставит перед собой школа, – повысить уровень нравственного воспитания обучающихся, подготовить детей к активному участию в жизнедеятельности, – можно утверждать, что основной упор должен быть сделан в школе на формирование у обучающихся чёткого представления о возможностях языка как средства общения.

Пояснительная записка

Цель данного пособия заключается в том, чтобы помочь учителю начальных классов в проведении уроков русского языка. Пособие предлагает учителю технологические карты уроков  для написания изложений, разработанные в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Тематическое разнообразие эпизодов, выбранных для изложений из произведений, содержит воспитательную  ценность в сочетании с доступностью материала и  способствует развитию мышления и речи, навыков грамотного письма, развитию связной речи и формированию нравственных качеств.

 Подбор текстов для изложения и система послетекстовых заданий направлены на активизацию лексического уровня, а также расширению словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

Данное пособие может расширяться, путём включения новых разработанных уроков по написанию изложений.

Задача данного пособия –  предоставить учителю методическую опору и помочь в составлении технологических карт уроков.

Технологическая карта  урока русского языка

Класс: 2

Тема: Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»

Цель: Совершенствовать умение составлять изложение по репродукции картины

Задачи:

- Формировать чувство гордости за русских богатырей, защитников земли Русской

- Развивать связную речь обучающихся;

- Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

      -совершенствовать навыки распознавания собственных имен существительных, составлять устный  рассказ по  репродукции картины В. Васнецова «Богатыри».

      Личностные УУД:

     -осознавать чувство гордости за богатырей, защитников земли Русской;

    - понимание причин успехов в учебе;

    - формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

     Познавательные УУД:

    -воспринимать смысл предъявляемого текста; осуществлять поиск и выделение необходимой информации;  анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; осознанно строить речевое сообщение.

    Регулятивные УУД:

  - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

   Коммуникативные УУД:

  - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;  воспринимать другое мнение и позицию.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч.2, презентация.

Ход урока

     Этапы

Методы  и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность      обучающихся

Планируемые   результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Личностные: самоорганизация

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя; учебный диалог

- Начинаем урок русского языка. А начнем мы его необычно, а именно  со стихотворения.

Стихотворение Измайлова.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя реки, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

- О чём это стихотворение?

- О какой букве идет речь?

- Какая это орфограмма?

- В каких словах пишется заглавная буква?

- Какие это имена существительные собственные или нарицательные?

Производят запись в тетрадь;

воспринимают речь учителя/ученика на слух.

Воспроизводят ранее полученные знания.

Познавательные: формирование обобщенных знаний;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

-Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение по картине.

-А чему хотели бы научиться? Поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

  1. узнаем …
  2. научимся …

Постановка темы и формулирование целей уроков.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Мотивационный этап

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебник

Практический: работа с текстом

- Что получает ребёнок при рождении (имя)

- А откуда у ребёнка появляется фамилия? (у ребёнка фамилия та же что у отца и матери).

 -Что своим детям всегда даёт отец при рождении»? (отчество).

Запишите его в тетрадь.

- Слово отчество означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерьми они являются.

- Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запишите это слово рядом с первым, какая орфограмма в этом слове? (непроверяемая гласная). Подчеркните.

- Прочитайте текст.

- О чём этот текст? Каких русских богатырей вы встретили в тексте (Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Воляга Святославович, Илья Муромец)?

-Догадайтесь, как звали отцов русских богатырей.

- От названия, какого города произошло прозвище Илья – Муромец?

Беседа

Установление лексической связи между словами отец и отчество (отчество даётся по имени отца)

Работа по учебнику. Стр.54, упр.93.

Основной этап

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: презентация

- Рассмотрите картину (на слайде), кто на ней изображён?

-Предположите, как называется это картина? Это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся русский художник. Написал много картин на тему былин, сказок. «Богатыри» его любимая картина.  17 лет посвятил В.М. Васнецов картине «Богатыри».

-Составьте предложения со словами: богатырей, родины, художник, защитников, изобразил.

- Как изображены богатыри? Что выражают их взгляды, позы?

- Богатыри стоят рядом, плечом к плечу, в полной боевой готовности. В их взглядах и позах большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом.

- Кого из богатырей вы узнали? Как их звали?

В центре - Илья Муромец. Опишите его: спокойное, мужественное лицо; зорко всматривается вдаль; пристальный взгляд; в руке щит, копьё.

-Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, в руках у него лук с копьем.

Молод и красив, смел и отважен; может стрелу ловко и быстро пустить; смотрит без страха;

Третий богатырь - Добрыня Никитич. Добрыня вдумчив и предусмотрителен. Он может выполнить самые сложные поручения, глаза зоркие; силён, ловок; быстр, скор, нетерпелив; готов нестись в бой в любую минуту.

- Как природа на картине помогает изобразить силу и мощь богатырей? Каким цветом (оттенком) небо? Какое чувство вызывает природа?

- За богатырями пейзаж родной земли. Небо в тёмных тучах, чёрные холмы вызывают чувство тревоги, беспокойства. Не всё спокойно на Русской земле! Близко враги!

За спиной богатырей:

-грозовые тучи

-тёмные холмы

Впереди:

-степь широкая

-Какие чувства и мысли вызывает картина? Выберите наиболее подходящие к вам… Удивление, гордость, восхищение, любовь, уважение, благодарность, волнение…Почему?

  • тёмные краски (чувство тревоги, беспокойства и настороженности)
  • не затаился ли поблизости враг
  • богатыри полны решимости

(воспользуйтесь опорными словами и закончите предложение)

  • Когда я смотрю на эту картину…
  • Картина вызывает…
  • Эта картина заставляет нас…

Гордость за свою страну, уважение к богатырям, величие русской земли.

Прочитайте высказывание и объясните его значение: «Картина – символ русской силы».

Рассматривают картину

Узнают новую информацию о художнике

Анализ картин по  критериям

Познавательные: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи;

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

Капля первая упала – кап! ( Сверху пальцем показывают траекторию 
И вторая прибежала – кап! движения капли, глазами вверх.)
Мы на небо посмотрели (Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали. (Вытирают» лицо руками.)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.)
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем. (Движения плечами.)
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (Приседают, поморгать глазами.

Выполнение упражнений

Словесный: слово учителя;

Наглядный: карточки

Практический: выполнение задания по карточкам

- На ваших столах лежат карточки с планом изложения по картине, но он расставлен не по порядку. В парах составьте план в правильном порядке и запишите цифры в строку ниже.

Сверьте с ответом на доске.

-К каждому пункту плана  выписаны опорные слова, которыми можно воспользоваться для написания изложения.

-Прочитайте их про себя.

-Кто попробует составить предложение, по первому пункту используя опорные слова?/по второму/третьему/четвертому

Хорошо!

Составление плана устного изложения по картине В. Васнецова «Богатыри»

У1 читает план по картине В. Васнецова «Богатыри»

Пробное устное изложение

Коммуникативн.: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Словесный: слово учителя

Практический: написание изложения

-Сейчас приступайте к написанию изложения, по плану, используя опорные слова

- Как мы можем оценить изложение? Определим критерии.

1.Соответствие пунктам плана

2.Связный рассказ

3.Подробное описание

Написание изложения

Определение критериев самооценки

(коллективное обсуждение, дополнение, оценивание по критериям).

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Итог урока

Словесный: слово учителя; учебный диалог

- Что мы выполняли сегодня на уроке?

- Что показалось легким?

- Что было тяжело выполнять?

- Чему научились?

Подводят итог урока совместно с учителем;

Личностные: учувствовать в подведении итогов урока

Домашнее задание

Словесный: слово учителя.

Запись задания

Запись д/з

Комментарий к д/з

Личностные: самоконтроль

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 2

Тема урока: Обучающее изложение текста «Лев и мышь»

Цель урока: Создать условия для формирования умения писать изложение повествовательного текста

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с новым видом письменной работы;
  • Развивать познавательный  интерес, речемыслительную деятельность, творческие способности  обучающихся текстового материала, интерес к предмету;
  • Воспитывать самостоятельность, умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность

Планируемые результаты:

Предметные:

 - научить  писать изложение текста-повествования по плану;

- находить границы предложений, оформлять предложения по законам письменной речи;

- применять на письме изученные орфограммы;

- наблюдать языковые средства, позволяющие избежать повторов.

Личностные УУД:

-формировать опыт нравственных переживаний;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- понимание причин успехов в учебе;

- формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  -воспринимать смысл предъявляемого текста; осуществлять поиск и выделение необходимой информации;  анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; осознанно строить речевое сообщение.

Регулятивные УУД:

 - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД:

 - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;  воспринимать другое мнение и позицию.

Оборудование: карточки с текстом, слайдовая презентация.

Ход урока

Этапы

Методы и приемы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

Организацион ный момент
Словесный: слово учителя

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик.


Приветствовать учителя

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы. 

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами  познакомимся с новым видом письменной работы – изложением.

-Изложение- это письменный пересказ какого-либо текста.

- И сегодня мы напишем его.

-Но перед тем,  как мы приступим к написанию изложения, мы с вами выполним подготовительную работу, чтобы написать изложение грамотно.

 - Чтобы узнать о ком будет текст, вам нужно отгадать загадки:

Зверь уснул, укрывшись гривой.

Хвостик с кисточкой игривой

Я бы тронул, осмелев,

Да боюсь, проснётся ... (Лев)

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.  (Мышь)

-Догадались о ком будет текст?

Размышлять над темой урока

-О льве и мышке

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

Словесный: ответы на вопросы.

Перессказ части текста.

Словесный: ответы на вопросы.

Перессказ части текста

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: ответы на вопросы.

Пересказ целого текста.

Практический: написание и чтение текста.

Открываем тетради для изложения, записываем число.

 - А теперь проверим, насколько верны ваши предсказания. На ваших партах лежат конверты, в которых находится текст. Откройте и возьмите их.

- Прочитайте текст самостоятельно.

-А теперь я начну читать, а вы внимательно следите за моим чтением.

Анализ текста изложения

- Вам понравился текст? Что показалось особенно интересным?

-Как еще можно озаглавить этот текст?

-Как вы думаете, в чем заключается мораль басни?

 -Отчего проснулся лев? (мышь пробежала ему по телу)

-Что сделал лев? (поймал мышь)

-Что сделала мышка? (попросила её отпустить и пообещала отплатить ему добром)

-Что сделал лев? (засмеялся и выпустил её)

- Что случилось со львом? (его поймали охотники и привязали его к стволу дерева)

-Что же сделала мышка? (прибежала и перегрызла верёвку)

Прояснение лексического значения:

- Как вы понимаете «отплатить добром»? 

-А кто мне скажет, какого типа речи данный текст? Докажите, опираясь на текст.

(Этот текст по типу речи – повествование, т.к. в нём развиваются события.). 

-Сколько частей имеет текс-повествование?(3)

- Какие это части? (Начало, основная часть, концовка)

-А сейчас мы с вами составим примерный план.

- Найдите в тексте эти части. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается первая часть?

-Прочитайте  первую часть. Как вы думаете, какая основная мысль в этой части?

-Как мы можем озаглавить первую часть? (Лев поймал мышку)

- В этой части у нас получилось 3 предложения. Давайте посмотрим: какие же слова станут вспомогательными в этой части? (слайд)

(мышь,  пробежала, проснулся, поймал)

- Отлично, кто может пересказать мне эту часть? (пересказывают)

2 часть: 

- Теперь переходим ко второй части этого текста.

- Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть?

Прочитайте  2 часть. Назовите, какая основная мысль в этой части?

-Как можно озаглавить вторую часть? (Обещание мышки.)

- Почему мы можем ее так назвать? О чём говорится в этой части? (как мышь поймал лев, но отпустил, потому - что она дала обещание льву).

- В этой части 3 предложения. Теперь посмотрим, какие слова нам помогут запомнить эту часть лучше (обещала, добро,  засмеялся)

-Кто может пересказать мне вторую часть текста? (пересказывают)

3 часть: 

- Переходи к заключительной части. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть?

 Прочитайте 3 часть. Какая основная мысль в этой части? (Лев в беде)

- О чём же говорится в этой части? (что его поймали охотники, мышь услышала рев льва и пришла на помощь)

-Теперь найдем слова-помощники.(охотники, привязали, прибежала, перегрызла).

-Кто может пересказать эту часть? (пересказывают)

Пересказ готового текста

- Теперь перескажите весь текст своему соседу по парте. (пересказывают)

Повторное чтение текста

- Посмотрите на доску.

- Мы озаглавили все 3 части и выписали сложные слова.
(повторяем)
Пересказ  текста по плану

Написание изложения.

Записывать число

Чтение текста

Отвечать на вопросы.

Выбирать необходимую информацию.

Строить логическое высказывание.

Отвечать на вопросы

Рассуждать

Воспроизводить информацию по памяти

Отвечать на вопросы

Рассуждать

Воспроизводить информацию по памяти

Отвечать на вопросы

Рассуждать

Воспроизводить информацию по памяти

Обобщать.

Озвучивать текст по памяти

Повторять

Читать текст в учебнике

Писать текст по памяти

Контролировать правильность записи.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные:

самооценка;

адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; установка на ЗОЖ.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные:

самооценка;

адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

- Ребята, что мы сегодня делали?

- Кто готов выйти и прочитать свое изложение?

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 2

Тема: Подробное изложение о медвежатах

Цель: Создать условия для написания подробного изложения повествовательного текста, имеющего сюжет

      Задачи: 

  • Формировать умение определять тему и главную мысль текста; составлять связный рассказ по вопросам;
  • Развивать  у обучающихся умение работать над подробным изложением; коммуникативные навыки при работе в коллективе, четко формулировать и излагать свои мысли;
  • Воспитывать любовь к животному миру.

Планируемые результаты:

Предметные:

-уточнить представления о тексте – повествовании;

-определять тему, тип, главную мысль текста, озаглавливать текст;

-передавать содержание текста с опорой на вопросы; записывать текст в соответствии с подготовкой.

     Личностные УУД: 

    - воспитывать нравственные качества;

    - развивать связную речь, умение наблюдать и делать выводы;

    -  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.      

     Регулятивные УУД:

    - формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные УУД: 

  - учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

    Познавательные УУД:

   - развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: слайдовая презентация

Ход урока

Этапы урока
Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный

Словесный: слово учителя

- Здравствуйте, ребята.

- Дежурные, раздайте тетради для проверочных работ.

Приветствовать учителя.

Регулятивные:
организация учебной  деятельности  обучающихся

Актуализация  знаний
Словесный: слово учителя

- Кто назовет тему нашего урока? (На доске слово «Изложение».)
- Что такое изложение?
(Письменный пересказ текста.)
- Ребята, как вы думаете, зачем нужно писать изложение? Зачем переписывать чужой текст, если можно придумать свой?
- А нужно нам это для того, чтобы правильно научиться писать сочинения, так как это делают писатели. Мы будем читать и анализировать текст, чтобы узнать и запомнить секрет писательского мастерства.
- Какую цель мы поставим перед собой?
(Написать изложение по прочитанному тексту.)
-
Как вы думаете, изложение какого текста мы напишем? (Повествования.) 
- Какие признаки такого текста вы уже знаете?
- А о ком будет наше изложение, вы  узнаете, отгадав загадку.

Загадка

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

-Что вы знаете о медведях? (выслушиваются ответы учеников)

-Герои нашего текста – медвежата

Размышлять над целью урока и учебной деятельностью.

Регулятивные:

постановка учебной задачи; принимать и сохранять учебную задачу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесный: слово учителя; озаглавливание текста; толкование значения слов; анализ текста;
Практический: пересказ текста с опорой на вопросы и опорные слова;
 выполнение физминутки.

Физ.минутка

 Чтение текста учителем. (текст у каждого перед глазами)
- О каких событиях рассказывается в тексте?
-
Что значит «начали возню»?
- Кого автор называет детворой?
- Чего не хватает у текста?
(Заголовка.)
- Что отражает заголовок текста?
(Главную мысль текста.)
- Как бы вы озаглавили рассказ?
 (Мой вариант «Озорные медвежата».) 
- Запишите заголовок текста под словом  «изложение» в своих тетрадях.
- Можно ли сказать, что этот текст – текст-повествование?  Докажите.
 (В тексте много глаголов, события следуют друг за другом, можно представить как  несколько картинок.)
-
Пробегитесь глазками по тексту. Скажите, сколько частей  выделяет автор? (3 части)

- Почитайте первую часть.

-О чём в ней говориться?

- Попробуйте её пересказать. (Работа со 2 частью.)

-Сколько предложений в третьей части? Перескажите.

План:
- Что делала семья медведей на берегу?

- Что затеяли медвежата?

- Куда медвежата забрались?
- Что они стали делать?

- Чем была занята медведица?

 - Эти вопросы помогут вам написать изложение.

- На доске записаны слова-помощники. разгуливала, медвежонка, что – то, начали возню, кувыркались, боролись, подбежали, раскачивать, возились, не свалились, следила.
Обращайтесь к ним, когда будете писать изложение.
- Теперь вернемся к нашему тексту. Прочитайте текст еще раз. Перескажите его друг другу.


- Ребята, давайте немного отдохнём перед написанием изложения.

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.

Слушать текст.


Озаглавливать прослушанный текст.
Толковать значения слов.


Устно анализировать прослушанный текст.


Пересказывать текст.
Выполнять физ. минутку.

Познавательные – слушают текст.

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме.


Личностные-
установка на ЗОЖ.

Решение частных задач
Практический: написание изложения
Словесный: чтение изложения

-  Откройте свои тетради.

-  Ещё раз прочитайте текст и постарайтесь его запомнить. Закройте учебники. Записываем изложение. Не забываем про посадку. Будьте внимательны при написании изложения.

- Ребята, кто хочет прочесть своё изложение всему классу?

Писать изложение с опорой на вопросы

Читать написанное изложение

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных ориентиров; применяют освоенные способы действия.
Познавательные –адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока
Словесный:
обобщение

- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Какого типа был текст? Как вы это определили?
- Что вызвало трудности?

Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

- Если вы считаете, что грамотно написали изложение и справились с задачей -  поднимите зеленый карандаш. Если вы сомневаетесь в этом -  жёлтый.

Оценивать свою работу.

Регулятивные: анализ собственной работы.

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 2

Тема: Изложение «Озорной Мурзик»

Цель: Создать условия для успешного написания изложения

Задачи:

  •  Формировать умение определять тему и главную мысль текста; составлять связный рассказ по вопросам;
  • Развивать  у обучающихся коммуникативные навыки, чётко формулировать и излагать свои мысли;
  • Воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты:

Предметные:  

-определять тему, тип, главную мысль текста, озаглавливать текст;

-передавать содержание текста с опорой на вопросы.

     Личностные УУД: 

    - воспитывать нравственные качества;

    - развивать связную речь, умение наблюдать и делать выводы;

    -  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.      

     Регулятивные УУД:

    - формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные УУД: 

  - учиться договариваться и приходить к  общему решению.

    Познавательные УУД:

- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Этапы урока
Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный Словесный: слово учителя

- Здравствуйте, ребята.

-  Дежурные, раздайте тетради для проверочных работ.

Приветствовать учителя.

Регулятивные:
организация учебной деятельности  обучающихся

Актуализация знаний

Словесный: слово учителя

-Как думаете, что мы сегодня будем делать на уроке русского языка? (На доске слово «Изложение».)
- Что такое изложение?
(Письменный пересказ текста.)
- А о ком будет наше изложение, вы узнаете отгадав загадки.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Кто она?.... Ворона

Он мяукал  у дверей? Открывайте мне скорей, Очень холодно зимой!
Кто же просится домой? Кот

Размышлять над целью урока и учебной деятельностью.

Регулятивные: постановка учебной задачи; принимать и сохранять учебную задачу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесный: слово учителя; озаглавливание текста; толкование значения слов; анализ текста;
Практический: пересказ текста с опорой на вопросы и опорные слова; выполнение физминутки.

Физминутка

 - Какую цель мы поставим перед собой? (Написать изложение по прочитанному тексту.)
Чтение текста учителем.
- О чем этот рассказ? (О том, как кот вцепился когтями в ворону.)
-
Что значит «озорной»?
- Чего не хватает у текста?
(Заголовка.)
- Что отражает заголовок текста?
(Главную мысль текста.)
- Как бы вы озаглавили рассказ?
 (Мой вариант «Озорной Мурзик».) 
- Определите тип текста. Докажите.
 (Повествовательный. В тексте много слов-действий – глаголов.)
-
Посмотрите на иллюстрации над текстом. Скажите, сколько частей можно выделить? (3 части)

- О чем будет говориться в первой части? Во второй? В третьей?
- Прочитайте текст.

План:
- Кто был озорной?
- Где сидел Мурзик?
- Какая птица села рядом?
- Куда прыгнул котик?
- Что сделала ворона?
- Что случилось с Мурзиком?
- Эти вопросы помогут вам написать изложение.

- На доске записаны слова-помощники. Обращайтесь к ним, когда будете писать изложение.
Однажды, прыгнул, вцепился когтями, замер, испугалась, полетела, не удержался, провалился.
- Теперь вернемся к нашему тексту. Прочитайте текст еще раз. Перескажите его друг другу.
- перед написанием изложения давайте немного отдохнём

Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
Упражнение четыре
Нет сложнее в целом мире.
С вниманьем начинаем
И четко выполняем

Слушать текст.


Озаглавливать прослушанный текст.
Толковать значения слов.


Устно анализировать прослушанный текст.


Пересказывать текст.
Выполнять физ. минутку.

Познавательные – слушают текст.

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме.


Личностные-
установка на ЗОЖ.

Решение частных задач
Практический: написание изложения
Словесный: чтение изложения

-  Откройте свои тетради и запишите число. Точки в конце не ставим.

-Закройте учебники. Записываем изложение. Не забываем про посадку. Будьте внимательны при написании изложения.
- Ребята, кто хочет прочесть своё изложение всему классу?

Писать изложение с опорой на вопросы

Читать написанное изложение

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных ориентиров; применяют освоенные способы действия.
Познавательные –адекватно воспринимают оценку

Итог урока
Словесный:
обобщение

- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Какого типа был текст? Как вы это определили?
- Что вызвало трудности?

Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

- Если вы считаете, что грамотно написали изложение и справились с задачей -  поднимите зеленый карандаш. Если вы сомневаетесь в этом -  жёлтый.

Оценивать свою работу.

Регулятивные: анализ собственной работы.

Домашнее задание

Словесный: слово учителя.

Запись в тетрадь

Запись д/з

Комментарий к д/з

Личностные: самоконтроль

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 4
Тема: Сжатое изложение на тему «После пожара» 
Цель: Изложить сжато исходный текст

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения

Развивающие:
2.Способствовать развитию познавательного интереса , речемыслительной деятельности, творческих способностей обучающихся текстового материала, интереса к предмету

Воспитывающие: 
Воспитывать самостоятельность, умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность, способствовать воспитанию бережного отношения к природе

Планируемые (УУД):

Предметные:

  • Знать: основные принципы построения сжатого текста, воспринимаемого на слух;
  • Уметь: излагать текст сжато; составлять план сжатого текста с помощью опорных записей в ходе первичного слушания.

Личностные: установление связи между воспринимаемым на слух художественным текстом и тексом, созданным учащимися в процессе пересказа; осознание применения сведений из текста первого вида в практике работы с текстом 2 вида.

Регулятивные: самостоятельная постановка учащимися целей и формулировка задач; составление плана и последовательности действий при изложении исходного текста; применение методов сжатия исходного текста; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, а также в продукт действия) - оценка своих достижений на уроке (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осмысление цели изложения - извлечение необходимой информации из прочитанного текста;

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность
учителя 

Деятельность
обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие обучающихся. Настрой на урок

Приветствие учителя,

Регулятивные

Актуализация ранее полученных знаний об изложении

-Ребята, как вы понимаете, что такое изложение?

-Да, верно. Сегодня мы будем этим заниматься. Как вы думаете, что буду делать я?

-Хорошо, а что будете делать вы?

Примерный ответ на вопрос: пересказ прочитанного текста

Примерные ответы: читать текст

Примерные ответы: Слушать, записывать какие-либо слова, словосочетания, предложения, составлять план, писать по памяти, проверять написанное и т.д.

Актуализация полученных знаний об изложении, переход к изучению нового материала

Коммуникативные

Подготовка к первичному восприятию текста.

Репродукция картин на тему «Лес» или «Природа»

-Ребята, нравятся ли Вам эти картинки (репродукции, фотографии)?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем писать изложение

Ответы

О лесе, о пожаре, о последствиях пожара

Формирование навыков слушания, письма, рассуждения, воспроизведение в речи текста

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Первичное знакомство с текстом для сжатого изложения

Первичное чтение текста вслух

На лесной вырубке случился пожар. Люди погасили огонь.

Лесник стал обходить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач. Около пенька лежал колючий комочек. Правый бок обуглился. Зверёк привалился к холодной земельке. По щекам протянулись две влажные полоски. Ёжик плакал.

Лесник взял беднягу домой. Он смазал бок пахучей мазью. Ёж больше не стонал. Лесник покормил ежа из пипетки молочком. К вечеру он вынес больного на свежий воздух. Зверёк сладко уснул под шелест дождя в моховой постельке. Теперь дело пойдёт на поправку.

-Какие слова вам были непонятны?

-Давайте вместе определим значения этих слов.

Слушают

Лесник

Лесник – лесной сторож [Ожегов, 1985, с. 276]

Формирование коммуникативных, лексических навыков

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Вторичное знакомство с текстом для сжатого изложения

Вторичное чтение текста вслух

-Составьте план изложения.

Ребята, определим количество абзацев в тексте.

Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить?

Записывают рабочие материалы

Составляют план, выборочно зачитывают план вслух (2-3 ученика) В тексте 3 абзаца

Первичное закрепление материала на письме, формирование умений краткого конспектирования, компрессионных навыков, составления плана, формирование коммуникативных умений, навыков письма

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Знакомство с текстом изложения в третий раз. 

Чтение текста в третий раз

Слушают, дополняют

Вторичное закрепление нового материала на письме

Личностные,  познавательные, регулятивные

Написание сжатого изложения в тетради (черновик и по развитию речи).

Контроль дисциплины

Самостоятельное написание черновика текста изложения, переписывание в тетрадь по развитию речи, самопроверка, взаимопроверка написанного текста

Развитие речи: сжатое изложение прослушанного текста на письме

Личностные,  познавательные, регулятивные

Рефлексия

-подведение итогов

-прощание

Закончите предложения:

Сегодня на уроке:

1.Я узнал, что…

2.Я понял, что…

3.Было сложно…

4. Было понятно…

5. Больше всего мне понравилось, что…

6.Самым интересным было…

7.Я почувствовал, что…

8. Я задумался…

9.В будущем мне надо иметь ввиду, что…

Я узнал, что такое сжатое изложение

Я понял, чтобы написать сжатое изложение, необходимо кратко пересказать услышанный текст, предложения должны быть простыми

Было сложно составлять план…

«Обратная связь» с учителем

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Технологическая карта  урока русского языка

Класс: 3

Тема: Изложение «Победа».

Цель: Создать условия для написания изложения

Задачи:

  • Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности; учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторов одних и тех же слов;
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать у детей интерес, любовь, сострадание ко всему живому; способствовать развитию наблюдательности.

Планируемые результаты:

      Личностные УУД:

     -осознавать чувство гордости за богатырей, защитников земли Русской;

    - понимание причин успехов в учебе;

    - формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

     Познавательные УУД:

    -воспринимать смысл предъявляемого текста; осуществлять поиск и выделение необходимой информации;  анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; осознанно строить речевое сообщение.

    Регулятивные УУД:

  - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

   Коммуникативные УУД:

  - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;  воспринимать другое мнение и позицию.

Ход урока

     Этапы

Методы  и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность      обучающихся

Планируемые   результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Личностные: самоорганизация

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя; учебный диалог

— Что вы знаете о птицах?

— Какую пользу они приносят лесам, садам, паркам?

— Как вы думаете, есть ли у птиц враги?

  — Что вы знаете о хищных птицах? (У хищных птиц кривые когти, они ими внезапно хватают мелких животных и птиц. А своим большим загнутым клювом они убивают их.)

Весной и летом множество певчих птиц: синицы, зарянки, славки, певчие дрозды и соловьи — наполняют лес звонким пением и трелями. Некоторые из них питаются плодами и семенами, другие ловят насекомых. Главный враг лесных пичужек — это ястреб-перепелятник. Закругленные крылья позволяют ему легко маневрировать среди деревьев, преследуя добычу.

Ответы детей

Познавательные: формирование обобщенных знаний;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Сегодня мы будем писать изложение по тексту «Победа».

Он написан человеком, который любит наблюдать за жизнью птиц.

Постановка темы и формулирование целей уроков.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Основной этап

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебник

Практический: работа с текстом

Первичное чтение текста учителем

Победа

       Однажды я наблюдал интересный бой. Сражались маленькие птички с большим ястребом.

       Пичужки собрались в огромную стаю и бросились на врага. Они ударялись о грудь и крылья ястреба. Ястреб распушил перья, глаза у него горели. Птички не отступали. Подлетела новая стайка. Она яростно кинулась на хищника.

       Ястреб стал терять силы. Он медленно взмахнул крыльями и полетел к лесу.

       Так маленькие птички одержали победу над огромным врагом.

слушают

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Беседа по содержанию

—  О чем рассказывается в тексте?

—  Кто сможет назвать тему данного текста?

— Что говорится о внешнем виде птичек?

— А как описывается ястреб?

— Какова главная мысль текста?

Вывод: Дружеская помощь, взаимовыручка помогут отбиться от любого врага.

Ответы детей

Познавательные: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи;

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

Капля первая упала – кап! ( Сверху пальцем показывают траекторию 
И вторая прибежала – кап! движения капли, глазами вверх.)
Мы на небо посмотрели (Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали. (Вытирают» лицо руками.)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.)
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем. (Движения плечами.)
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (Приседают, поморгать глазами.)

Выполнение упражнений

Словесный: слово учителя;

Практический: выполнение задания по карточкам

 Словарно-лексическая работа с текстом

1. Чтение первой части учащимися.

—  От чьего имени идет рассказ в тексте?

—  Что однажды наблюдал автор?

—  Подберите слова-синонимы к слову бой.

—  Попробуйте подобрать слова-синонимы к слову драка. Можем ли мы в этом тексте слово бой заменить словом драка"?                           

Между кем происходило сражение?

— Как относится автор к птичкам?

2. Анализ второй части после ее прочтения учащимися.

—  Каким образом действовали пичужки?

—  Найдите синонимы к слову собрались.

—  Как выглядел ястреб?

—  Почему автор пишет, что «глаза у него горели»?

— Кто оказал помощь птичкам?

—  Почему ястреб стал терять силы?

— Как выглядел его полет к лесу?

3. Чтение третьей части учащимися.

—  Сравните первую часть текста и третью. На что обратили внимание?

—  Какое впечатление у вас осталось после прочтения этого текста?

Составление плана изложения

— Для чего мы обычно составляем план текста? Давайте озаглавим части

1. Автор увидел бой. (Или «необычное сражение».)

2. Пичужки атакуют ястреба.

3. Победа одержана. (Или «враг побежден».)

—  Какие пословицы подошли бы к данному тексту?

Орфографическая подготовка

Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм. (Слова из текста выписаны на доске, разбиты на группы).

мален...кие    

птич...ки              

крыл...я          

пер...я

_________

..днажды            

ястр...бом            

(в) ...громкую      

медл...н...о        

п...беду              

яр...с...но            

инт...ресный

_____________

(на)вр...га         (у)д...рялись        

(не)(от)ступали

(под)л...тела

т...рять

_______________

ястре...

(о)гру...ь

По какому принципу слова с пропущенными орфограммами разбиты на 4 столбика? (1столбик — слова с мягким знаком и без него; II столбик — словарные слова; III столбик  безударные гласные; IV столбик — слова с парными звонкими и глухими на конце слова.)

— Кто увидел в тексте слово с непроизносимым согласным звуком в корне?  — Как проверить его при написании?

— В каком слове есть удвоенная согласная буква? (Медленно).

— Самые трудные для написания слова выписаны на доске: 

ястреб, у него, не отступали, яростно

Коммуникативн.: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Познавательные: осознавать познавательную задачу;

Словесный: слово учителя

Практический: написание изложения

-Сейчас приступайте к написанию изложения, по плану, используя опорные слова

- Как мы можем оценить изложение? Определим критерии.

1.Соответствие пунктам плана

2.Связный рассказ

3.Подробное описание

Написание изложения

Определение критериев самооценки

(коллективное обсуждение, дополнение, оценивание по критериям).

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Итог урока

Словесный: слово учителя; учебный диалог

- Что мы выполняли сегодня на уроке?

- Что показалось легким?

- Что было тяжело выполнять?

- Чему научились?

Подводят итог урока совместно с учителем;

Личностные: учувствовать в подведении итогов урока

Домашнее задание

Словесный: слово учителя.

Запись в тетрадь

Запись д/з

Комментарий к д/з

Личностные: самоконтроль

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Пояснительная записка…………………………………………………...............4

Т.К по русскому языку на тему «Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»…………………………………………………………...5

Т.К по русскому языку на тему «Обучающее изложение текста «Лев и мышь»………………………………………………………………………….....13

Т.К по русскому языку на тему «Подробное изложение о медвежатах»…....20

Т.К по русскому языку на тему «Изложение «Озорной Мурзик»…………...26

Т.К по русскому языку на тему «Сжатое изложение на тему «После пожара» ………………………………………………………………………....31

Т.К по русскому языку на тему « Изложение «Победа»…………….………36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр".

Материал пригодится преподавателю музыки в начальной школе, предлагаю апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора....

Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности

На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи  младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в раз...

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...

Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...

Исследовательская работа. Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня»

Исследовательская работа Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня» ...

Методическая разработка на тему: «Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

Координация- это способность человека рационально согласовывать движение звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.В параметры координации входит:Способность к дифференцированию различных...