Технологическая карта по русскому языку, 2 класс "Что такое местоимения?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта по русскому языку, 2 класс "Что такое местоимения?", с использованием приема рефлексии "Фишбоун".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф. И. О. студента: Шарафутдинова Екатерина Рустамовна

2. Класс: 2 Дата: Предмет: русский язык.

3. Тип урока: открытие нового.

4. Тема «Что такое местоимения?»

5. Цель: формирование понятия о местоимении как часть речи и его значении в речи.

Задачи

Планируемые результаты

Дз

Актуализировать знания об имени прилагательном, имени существительном, глаголе.

Пр1

Распознают слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Пр2

Распознают слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Пр3

Распознают слова, отвечающие на вопросы «что сделал?», «что сделала?», «что сделало?», «что сдеали?»

Дз

Познакомить с понятием «местоимение».

Пр4

Объясняют своими словами значение изученных понятий; используют изученные понятия.

Рз

Развивать логическое мышление.

П1

Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.

Рз

Развивать коммуникативные навыки.

К1

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

К2

Проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалоги.

Рз

Развивать внимание.

Р1

Корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок.

Вз

Воспитывать бережное отношение к природе.

Л1

Неприятие действий, приносящих вред природе.

7. Средства обучения: Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений в комплексе с аудиоприл. на электрон. носителе. В 1 ч. Ч.2 / [В.П. Канакина, В.Г. Городецкий]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 143 с.: ил. – (Школа России). Презентация, компьютер, карточки для парной работы и рефлексии.

Структура урока

Дидактические средства (ДС)

Задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

ПР

Оргмомент.

Проверить готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какая хорошая погода за окном, как ярко светить солнце. Давайте зарядимся хорошим настроением и приготовимся к работе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Ф

Актуализация знаний.

Мотивационный этап.

ДС: презентация

Показать необходимость/значимость изучения материала.

– Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

– А что такое тайна?

– А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.

– Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, составим план нашего урока. Расставьте в правильном порядке:

Читают девиз.

- Какой-то секрет, который знают не все.

- Да.

Составляют план урока:

1. Минутка чистописания.

2. Откроем тему.

#1059;знаем новое.

#1042;ыполним задания.

5. Подведем итоги.

Ф

К1

Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке.

ДС: презенация

Повторить материал, необходимый для «ОНЗ».

- Первый этап?

- На слайде изображены картинки, вам нужно записать их словами себе в тетрадь и выделить орфограммы. Задание выполняем самостоятельно.

Слова: яблока, тетрадь, капуста, пенал.

- Поменяйтесь работами, посмотрите на слайд и выполните взаимопроверку.

- Поставьте отметку в соответствии с критериями.

«5» - 0 ошибок.

«4» - 1 ошибка.

«3» - 2 ошибки.

«2» - более 2-х ошибок.

- Поменяйтесь тетрадями обратно.

- Поднимите руку, у кого отметка 5? 4? 3? 2?

- Я вижу, что вы справились с заданием. Кто допустил ошибки, не расстраиваетесь, в следующий раз вы будите, внимательны и не допустите их.

-Обратите внимание на экран. Что вы видите?

Имя сущ.

Имя прил.

глагол

?

Играть, рисунок, он, зелёный, стол, скачет, сильная, я.

Формулирует задание.

-Верно! В таблице записаны 3 части речи с которыми вы уже знакомы, а последняя колонка пустая. Вам нужно определить часть речи и записать слова в нужную колонку. Если вам трудно определить часть речи или вы сомневаетесь, то запишите эти слова в последнюю колонку. Задание выполняем в парах.

- Сейчас все вместе проверим что получилось. По цепочке называете слово и часть речь.

Выполняют словарную работу:

Яблоко, тетрадь, капуста, пенал

Обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку.

Выставляют отметки.

- На экране таблица, в 1 колонке-сущ., во 2 колонке-прил., в 3 колонке-глагол, а в 4-вопрос.

- Ниже таблицы записаны слова, их нужно распределить по колонкам.

Имя сущ.

Имя прил.

глагол

?

рисунок стол

зелёный сильная

играть скачет

он

я

П

Пр1, Пр2, Пр3,К1, П1

Открытие новых знаний.

Постановка учебной задачи.

ДС: презентация

Сформулировать тему урока, поставить цель, спланировать деятельность.

-Почему вы не смогли определить, какой частью речи являются слова я, он?

-А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

-А знаете ли вы как называется эта часть речи?

- Сейчас мы с вами это узнаем. Для этого, прочитайте слово справа-налево:

яинемиотсем.

- Какое слово получилось?

- Значит, какая тема нашего урока?

- Какую цель поставим на урок?

- Верно, сего мы познакомимся с новой частью речи

– местоимение.

- Какой этап урока завершили? Какой следующий?

-Потому что они не относятся ни к одной из групп.

-Да, употребляем.

-Да.

-Нет.

- Местоимение.

- Местоимение.

- Узнать, что такое местоимение.

- Откроем тему. Узнаем новое.

Ф

Пр4, Пр2,П1, К1, К2

Учебное действие.

ДС: учебник, видео, презентация

Познакомить новым материалом.

Физминутка.

- Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года, как весна. Весна - щедрое на радость время года. Она радует нас теплом, солнцем и первыми цветами.

– Прочитайте текст.

Подснежники появляются в лесу на проталинках. Подснежники нежный, хрупкий цветки.

– Ребята, ещё раз внимательно прочитайте текст.

– Что в нём не так, какой недостаток?

– Как исправить этот недостаток?

– Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится?

– Какими словами можем заменить слово «подснежники»?

– Какая это часть речи?

– Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются местоимениями.

– Как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны?

– Может, мы бы без них могли обойтись?

- Сделаем вывод, что такое местоимения?

- Давайте проверим наши предположения с помощью учебника на стр. 101. Прочитайте определение про себя.

- Кто прочитает определение вслух?

- Что такое местоимение?

- Какие слова относятся к местоимениям?

- Придумайте предложение с местоимением.

- Молодцы. Расскажите определение друг другу.

- Какой этап мы завершили?

- Какой следующий?

- Для начала отдохнем

Физминутка видео.

Про себя читают текст.

Вслух читают текст.

- Повторяется слово «подснежник».

- Заменить во втором случае слово «подснежник».

Подснежники появляются в лесу на проталинках. Они нежный, хрупкий цветок.

- Они.

- Местоимение.

- Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.

- Нет.

- Часть речи, которое заменяет имя прилагательное.

Читают определение про себя.

Читают определение вслух.

- Местоимение – часть речи, которое указывает на предмет, но не называет его.

- Я, ты, он, она, они, мы, вы, ты.

- Мы гуляли в парке. Они качались на качелях.

- Узнаем новое.

- Выполним задание.

Выполняют физминутку.

Ф, П

Пр4, П1, К1, Р1

Применение знаний.

Действия контроля.

ДС: учебник

Выявить уровень первичного усвоения учебного материала. Форма контроля: устная, письменная

-Выполним упр.171. Прочитайте текст.

-Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?

-Как называются выделенные слова? Назовите их.

-На что указывает слово «он»? Кто себя называет словом «я»? К кому обращаются с речью, употребляя местоимение «ты»? Вместо каких имён существительных употребляется слово «они»?

-Запишите в тетрадь «Упражнение 171». С новой строки спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.

- Кто выполнит это упражнение у доски?

- Остальные выполняют задание в тетради.

- Посмотрите на доску, сравните работу со своей.

- Кто выполнил без ошибок? Кто допустил ошибки?

- Молодцы!

- Продолжаем работать. Выполним упражнение 173.

Прочитайте стихотворение.

-Определите главную мысль текста.

-О чём просит задуматься автор?

-Можно ли срывать цветы, листья с деревьев?

-Почему?

-Назовите выделенные слова. Что это?

-Чем местоимения отличаются от существительных?

-Спишите первое предложение. Подчеркните местоимения.

- Назовите местоимения, которые есть в первом предложении.

- Чему мы учились, выполняя данное задание?

Читают текст.

-Автор употребляет выделенные слова для того, чтобы не было повторений. Они не называют конкретное лицо или предмет, а только указывают на него.

-Выделенные слова называются местоимениями. Он, я, они.

- На теремок. Мышка. К лягушке. Вместо существительных мышка и лягушка.

Выполняют задание.

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка! А ты кто?

– А я лягушка-квакушка.

– Иди ко мне жить!

Читают стихотворение (упр. 173)

-Если мы сорвём цветы,

То не будет красоты

И не будет доброты.

-Автор просит задуматься о своих поступках по отношению к природе.

-Нельзя.

-Природу нужно беречь, потому что срывая листья, цветы мы ей вредим.

-Я, ты, мы. Это местоимения.

-В отличие от существительного местоимения только указывают на предмет, но не называют его.

- Я, ты, мы.

- Находить местоимения в тексте.

Ф

Пр4, Р1, К1, Л1

Действие самоконтроля.

ДС: карточка для самостоятельной работы,

Развивать способности к оценочным действиям. Форма самоконтроля: письменная

- Проверим, на сколько хорошо вы усвоили материал урока. Сейчас вам предстоит самостоятельно выполнить задания на карточках. Посмотрите на 1 задание, здесь вам нужно выбрать один вариант ответа. Во 2 подчеркнуть местоимения, а в 3 карандашом соединить существительное с его местоимением.

-Выполняйте.

1. Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его, - это:

а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) местоимение

г) глагол

#1048;з ряда слов найти и подчеркнуть местоимения:

как без он у я от ты мы до вы про они

#1057;оедините существительные с соответствующими местоимениями:

им. существительное

местоимение

сахар

пальто

улица

ножницы

оно

он

они

она

Организует проверку под диктовку.

-Приготовьтесь к проверке. Отложите ручки, возьмите карандаши. Я буду диктовать, а вы проверяйте и если нужно исправляйте ошибки.

Организует критериальное самооценивание.

-Поставьте карандашом себе отметку:

5 – допущена 1 ошибка;

4 – допущено 2-3 ошибки;

3 – допущено 4 и более ошибок.

Индивидуальное задание:

1. Прочитайте стихотворение. Найди местоимения и подчеркни их.

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса….

К. Чуковский

2. Подчеркни местоимения.

Мыло, мы, оно, она, перед, ты, рядом, вы, он, по, но, сон, я, они, один.

3. Допиши нужные местоимения.

а) Почему _______ улетают?

б) Весной ______ снова услышим их песни.

в) Что ______ лепите из пластилина?

г) _______ люблю наблюдать за птицами.

- Какой этап завершили?

- Какой этап остался

Выполняют задания.

#1063;асть речи, которая указывает на предмет, но не называет его, - это:

а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) местоимение

г) глагол

#1048;з ряда слов найти и подчеркнуть местоимения:

как без он у я от ты мы до вы про они

#1057;оедините существительные с соответствующими местоимениями:

им. сущ

местоимение

сахар

пальто

улица

ножницы

оно

он

они

она

Проверяют работу под диктовку.

Оценивают работу в соответствии с критериями.

1. Прочитайте стихотворение. Найди местоимения и подчеркни их.

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса….

К. Чуковский

2. Подчеркни местоимения.

Мыло, мы, оно, она, перед, ты, рядом, вы, он, по, но, сон, я, они, один.

3. Допиши нужные местоимения.

а) Почему они улетают?

б) Весной мы снова услышим их песни.

в) Что вы лепите из пластилина?

г) Я люблю наблюдать за птицами.

- Выполним задание.

- Подведем итоги.

И, Ф

Р1, П1, Пр4

Рефлексия познавательная.

Действия оценки.

ДС: -

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.

Форма оценки: устная

-Урок мы начали с девиза «Учитесь тайны открывать!». Какую тайну русского языка вы для себя окрыли?

-Что такое местоимение?

-Что еще известно о местоимении?

-Назовите местоимения.

-Для чего они нужны в речи?

-Теперь все вместе проговорим правило, можете обращаться к памятке на доске.

-Ребята, на этом тайны русского языка не закончились, нам предстоит еще много нового узнать и многому научиться!

-Сегодня мы узнали, что в русском языке есть еще одна часть речи, которая называется местоимение.-Местоимение – это часть речи.-Местоимение не называет предмет, а только на него указывает.

-Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

-Для того, чтобы слова не повторялись, речь была красивой.

Все вместе проговаривают правило.

Ф

К1, К2

Рефлексия личностная.

Действия самооценки.

ДС: карточки для рефлексии

Формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

Форма самооценки: письменная

- Вам нужно оценить свою деятельность на уроке с помощью карточки «Фишбоун»:

- «Голова»- узнал. «Верхние рёбра»- знаю. «Нижние рёбра»- хочу знать. «Хвост»- понятие.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф

Р1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Что такое омонимы».

Технологическая карта урока  русского языка «Что такое омонимы»....

Технологическая карта урока русского языка "Что такое имя существительное"

Данный урок разработан по теме "Что такое имя существительное?".2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока. Русский язык. Что такое обращение

Конспект урока по русскому языку.Что такое обращение...

Технологическая карта урока русского языка «Что такое шипящие согласные звуки?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о шипящих согласных звукахЗадачи урокаДидактические:Учить различать шипящие звуки в слове и вне слова,Учить правил...

технологическая карта урока русского языка «Что такое текст-рассуждение?» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Что такое текст-рассуждение?»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о понятии «текст-рассуждение»; ознако...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое имя прилагательное?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование определения понятия "имя прилагательное", умения находить имя прилагательное в тексте.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с понятием «имя прилагательное&raq...