Сборник правил 1-2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

орфограммы 1,2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_pravil.docx203.22 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

1. АЛФАВИТ.

В русском алфавите 33 буквы.

Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим.

Гласных звуков – 6, букв - 10, согласных букв -21.

Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

2. БУКВЫ гласных звуков.

Гласные: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.

Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук а.

мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук я.

3. БУКВЫ, которые обозначают два звука.

Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

  • стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
  • стоят в начале слова или слога, например: ёлка – ё - обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
  • стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – ю - обозначает два звука, так как стоит после Ь.

Буква Е обозначает звуки [Й'] [Э].

Буква Ё обозначает звуки [Й'] [О].

Буква Ю обозначает звуки [Й'] [У].

Буква Я обозначает звуки [Й'] [А].

#1057;ОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш].

Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`].

5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.

Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.

Остальные согласные звуки образуют пары:

Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ

П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ

6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

7. СЛОГИ.

В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на

– в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.

8. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.

*Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать.

*Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например:паль-чик, подъ-езд.

*Если в словах есть Й, то при переносе Й не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.

* В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например: кас-са, ван-на.

*Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь.

9. УДАРЕНИЕ.

Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.

Например: мяч, руль, ёлка, метёт

10. ОРФОГРАММА ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ.

Имена собственные.

С большой буквы всегда пишутся:

  • Имена, отчества, фамилии людей, Александр Сергеевич Пушкин.
  • Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Украина, город Донецк, Чёрное море, река Днепр, озеро Синевир, деревня Вишенка.
  • Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.
  • Начало нового предложения.

11. ОРФОГРАММА ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И,

ча-ща пиши с буквой А,

чу-щу – с буквой У.

12. ОРФОГРАММА ЧН, ЧК.

Буквосочетания ЧН, ЧК пишутся без мягкого знака: точка, печник.

13. ОРФОГРАММА ЦИ.

Под ударением пиши ЦИ с буквой И, ЦЕ с буквой Е.

Исключения: Цыган на цыпочки привстал и он цыпленку цыц сказал.

14. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ.

Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я . Например: листья, вьюга, ручьи.

Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э, например: разодетый, разудалый.

15. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ

Чтобы правильно написать парные согласные звуки на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или непарный звонкий согласный.

Памятка из учебника:

1. Если слово обозначает один предмет, назови слово, обозначающее много таких предметов: один сапог - сапоги

2. Если слово обозначает много предметов, назови слово, обозначающее один такой предмет: много ног - нога.

16. СЛОВАРНЫЕ СЛОВА: Картина, пальто, карман, морковь, окно, кислый, лимон, телефон, телевизор, дежурный, держит, мел, портфель, пенал, карандаш, линейка, квартира, квадрат, Москва, картофель, картон, конь, коньки, облако, плачет, платок, косынка, сапог, адрес, Россия, город, улица, компот, яблоко..


2 класс

По русскому языку во втором классе пройден следующий материал:

1. Научились определять вид предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные). Строить предложения определенного вида.












2. Научились определять вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные). Строить предложения определенного вида.

Предложения по интонации


восклицательные невосклицательные

Мне подарили щенка! Мне подарили щенка.

3. Научились находить основу предложения (подчеркивать основу - главное слово-название, слово-действие).

сущ. глаг.

Мальчики катались на велосипеде.


4. Научились выделять у слов окончания.

Есть стул

Нет стула

Дам стулу

Любуюсь стулом

5. Научились выполнять разбор словосочетания.


Красивый цветок. Читал книгу.

6. Научились выделять у слов основы.

Умной

7. Научились определять у слов род (женский род, мужской род, средний род).

Цветок (м.р.), книга (ж.р.), окно (ср.р.)

8. Научились определять начальную форму слова.

Читать (что делать?) - н.ф.

Железный (какой?) - н.ф.

Тетрадь (ед.ч.) - н.ф.

9. Научились писать письмо (учитывая все правила написания текста такого характера).

10. Научились выделять у слов корень.

Книжечка

11. Научились подбирать родственные слова.

Книга - книжечка - книжный

12. Познакомились с основными правилами написания изложения.

13. Научились определять тему и основную мысль текста.

Тема - это о то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста - это то, чему хотел научить нас автор.

14. Познакомились с понятиями "омонимы", "синонимы". Научились приводить примеры синонимов и омонимов.

Омонимы - одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова. (Лук-лук)

Синонимы - слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение (например, огонь — пламя, трудный — тяжелый)

15. Научились определять какие звуки чередуются в корнях слов.

Черника - черничный, книга - книжный.

16. Овладели правилом написания слов с безударной гласной в корне слова.

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, в котором проверяемый безударный гласный станет ударным.

Например: Сосна - сосны.

18. Овладели правилом написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.

Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й).

Например: Снег - снега, берёзка - берёза.

19. Овладели правилом написание слов-названий предметов мужского рода и женского рода с основами на шипящий звук.

После шипящих Ж, Ш, Щ, Ч на конце слов

*пишется мягкий знак: ж.р. и в словах-действиях (глаголах).

*не пишется мягкий знак: м.р.

Например: мяч (м.р.), дочь (ж.р.), стеречь (глагол).

20. Познакомились с понятием "суффикс", научились выделять его в словах.

Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Познакомились с суффиксами: ёк, ок, ик, их, к, н, онт, ич, очк, ниц, щиц, иц, ник, щик, инг, шик, ушк, лив, ть, а, е, и, я, у, о.

Например, читать .

21. Познакомились с понятием "приставка", научились выделять её в словах.

Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Познакомились с приставками: за, до, про, у, вы, по, рас, об, пере, под, в, с.

Например, поехать.

22. Научились писать ЧАСТИЦУ НЕ со словами-действиями (глаголами).

Не с глаголами пишется раздельно.

Например: не читал, не гуляет.

23. Научились находить и сами составлять сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.








Например: пароварка

24. Научились правильно употреблять приставки на-, о- в словах "надеть", "одеть".

Надеть можно что-то (брюки, платье).

Одеть можно кого-то (братика).

25. Научились применять правило написания разделительных ь и ъ знаков.

Например: въехать, льёт.

26. Научились применять правило написания слов с непроизносимым согласным звуком.

Например: солнце - солнышко.

27. Научились работать с Толковым словарем, со словарем "Пиши правильно", со словарем "Произноси правильно", со словарем Происхождения слов, с Обратным словарем.

28. Словарные слова: ученик, ученик, учёный, портфель, завод, работа, лопата, воробей, сорока, ворона, билет, берёза, ребята, облако, корова, молоко, арбуз, до свидания, девочка, морковь, Москва, спасибо, собака, тетрадь, хорошо, здравствуй, иней, посуда, директор, Россия, ягода, класс, город, мороз, капуста, фамилия, язык, заяц, машина, сирень, суббота, медведь, народ, деревня, товарищ, одежда, урожай, весело, русский, газета, пожалуйста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник правил по математике. Система Л.В.Занкова

Сборник правил по математике. Система Л.В.Занкова...

Сборник правил для учащихся начальной школы

В мой сборник вошли основные правила по русскому языку м и математике для учащихся начальной школы...

Сборник правил по безопасному поведению школьников.

Документ "Сборник правил по безопасному поведению школьников" поможет классному руководителю вести работу с детьми по их безопасности, а также поможет родителям в беседах со своими детьми о сохранении...

Сборник правил по безопасному поведению школьников.

Документ "Сборник правил по безопасному поведению школьников" поможет классному руководителю, а также родителям проводить работу с детьми по сохранению их жизни и здоровья....

СБОРНИК ПРАВИЛ ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.

Сборник правил по безопасному поведению школьников....

Сборник правил по безопасному поведению школьников

Все мы живем в современном и сложном мире, где, к сожалению, существует много опасностей, которые подстерегают нас на  жизненном пути.  Для того, чтобы обезопасить себя в той или иной сложно...