Конспект урока "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Сыроватская Татьяна Александровна

Конспект урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих в глаголах". УМК "Начальная школа XXI века", автор С. В. Иванов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak_posle_shipyashchih_v_glagolah.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

Русский язык

4 класс

Тема: Мягкий знак после шипящих

в глаголах

Учитель начальных классов

Сыроватская Татьяна Александровна

г. Железногорск

Тема урока: Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Класс: 4.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления детьми правописания новой орфограммы  «мягкий знак после шипящих в глаголах».

Задачи урока: формировать универсальные учебные действия

предметные:

- активизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих;

- познакомить   с   написанием   мягкого   знака   после   шипящих   в  различных глагольных формах;

- составить алгоритм написания мягкого знака после шипящих;

- совершенствовать навык применения изученных правил;

метапредметные:

личностные:

- проявлять интерес к содержанию раздела  «Правописание»;

-определять собственное отношение к учебной деятельности, взаимоотношениям в коллективе;

регулятивные:

- определять, формулировать и удерживать цель и задачи урока;

- составлять план и  последовательность действий класса и группы на определенных этапах урока,

- корректировать работу по ходу ее выполнения;

- самостоятельно оценивать результаты работы;

познавательные:

1) общеучебные

- ориентироваться в учебнике, пользуясь условными обозначениями;

- работать с текстом учебника, определяя новую, главную информацию,   с заданиями к упражнениям;

- отличать известное от неизвестного;

- работать по алгоритму;

2) логические

- проводить наблюдения над словесным материалом;

- сравнивать, анализировать, группировать слова;

- самостоятельно делать выводы;

- перерабатывать полученную информацию об орфограммах;

3) постановка и решение проблемы

- формулирование проблемы;

- самостоятельное  решение проблем поискового характера;

коммуникативные:

- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- сотрудничать в совместной групповой и парной работе.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Программные средства: УМК «Начальная школа XXIвека»,

 учебник «Русский язык», автор Иванов С. В.; рабочая тетрадь «Пишем грамотно», автор Кузнецова М. И.

Оборудование: мультимедийная установка, проектор, презентация «Мягкий знак после шипящих в глаголах»;раздаточный материал для групповой работы; лист самооценки.

Ход урока:

I Мотивация к учебной деятельности.

- Мы приветствуем гостей на нашем уроке и желаем им продуктивного рабочего дня.

- А детям я желаю удач.

Чтобы светил солнечный луч.

И правильной была речь.

Чтоб урок был хорош,

Знания свои приумножь.

Слайд 1.

        удач…

       луч…

       реч…

       хорош…

      приумнож…

II Постановка целей.

- Чем похожи эти слова? (Оканчиваются на шипящий звук.)

- Предложите задание. (Вставить пропущенные буквы.)

- Вставляем. (Дети доказывают написание мягкого знака.)

- Согласны? Сигнальте.

- Проверяем. (На слайде появляется правильное написание.)

- Слово приумножь. (Мнения разделились.)

            - Ь пишу.

            - Почему? (Глагол.)

            - Докажи. (Не знаю правило.)

- Написание последнего слова у нас вызывает сомнение. Почему?

- Потому что это глагол, оканчивается на шипящий, а правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах мы еще не знаем.

Слайд 2.

  удач…                     удач

  луч…                       луч

  реч…                       речь

 хорош…                  хорош                  

 приумнож…          приумнож? Ь или  Ь

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

- Откройте учебник, урок 42-й, прочитайте тему.

- Наши предположения подтвердились?

Слайд3.

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

- В чем будет заключаться цель нашего урока? (Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.)

- Обратимся к плану нашего урока. Озвучьте его.

(На доске записан план работы с условными обозначениями.)

                   План

  1. Вспомни изученное.
  2. Давай подумаем.
  3. Тайны языка.
  4. Применяем правило:

   а) работаем все вместе

   б) работа в паре,

   в) работа в группе.

  1. Подведем итоги.

- Во время урока вы будете оценивать свою работу в листах самооценки.

III Актуализация знаний.

- С чего начнем? (Вспомним изученное.)

- Это первый пункт нашего плана.

- Прочитайте. Что ты знаешь? (Дети называют известные случаи правописания мягкого знака после шипящих на конце слов, приводят примеры.   – Я знаю…)

Слайд 4.

им. сущ.                 им. сущ. 1 скл.,        им. сущ. 2 скл.,        

3 скл., ед.ч.                   Р.п., мн.ч.               м.р., ед.ч.

     ↓                               ↓                           ↓

      ь                              ь                            ь

- Проверьте, все ли случаи, которые вы назвали, указаны на этой схеме. (Нет краткой формы имени прилагательного.)

Слайд 5.

им. сущ.                 им. сущ. 1 скл.,        им. сущ. 2 скл.,        крат. форма

3 скл., ед.ч.                   Р.п., мн.ч.               м.р., ед.ч.                    им. прил.

     ↓                               ↓                           ↓                              ↓

      ь                              ь                            ь                              ь

- Выполнили 1-й пункт нашего плана, переходим ко второму.  (Запись на доске первого пункта плана убирается.)

IV Открытие детьми новых знаний.

- Второй пункт нашего плана  «Давай подумаем».

- Какую работу мы обычно выполняем в этой рубрике? (Наблюдаем, рассуждаем.)

- Прочитайте. Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов?

 (Мы не можем еще точно сказать.)

- Прочитайте предложения. (Читают вслух по одному.)

 - Что прочитали? (Это пословицы.)

- Какие пословицы дают нам совет «не торопись».

       (Семь раз отмерь, один раз отрежь.

        За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

       Тише едешь – дальше будешь.)

- Какая из оставшихся пословиц советует молодым дорожить своим добрым именем?

       (Важно беречь платье снову, а честь смолоду.)

- А в какой говорится о необходимых условиях для каждого дела?

       (Без теста пирога не испечешь.)

- Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Докажите. (Читают только выделенные слова и ставят вопросы.)

- Что вы заметили? (Все выделенные слова – это глаголы, все написаны с мягким знаком после шипящих.)

- Послушайте, какой вывод сделала Женя.

- Как вы считаете, права ли Женя?

- Мы провели наблюдение и сделали вывод. Второй пункт плана выполнили. (Убираем запись на доске.)

- В какой рубрике мы можем найти подтверждение нашему выводу?

 («Тайны языка».)

- Прочитайте. Мы сделали правильный вывод?

- Но тогда бы этот вывод был бы помещен в рубрике «Обрати внимание», а он в рубрике  «Тайны языка». Какие тайны языка мы не заметили, а авторы учебника открывают их нам. (Глагольные формы.)

- Давайте выясним, какие глагольные формы.  Рассмотрим примеры.

Слайд 6.

2-е л., ед. ч.                       совет, просьба,                 нач. форма

                                                 приказ

   знаешь                                  нарежь                           стеречь

- Так в каких глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак? (Повторяются глагольные формы, на слайде их название выделяется другим цветом.)

- Переходим к следующему пункту нашего плана. (Будем применять правило.) Будем тренироваться в написании мягкого знака в глаголах после шипящих. (Убираем запись.)

V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Упражнение 1. Прочитайте задание. Записывать слова нам будет помогать компьютер.

- Проверьте, в таком порядке написаны группы?

Слайд 7.

нач. форма                     2-е л., ед. ч.                      совет, просьба,

                                                                                        приказ

- Прочитайте первое слово. Определите глагольную форму. В какой столбик запишем? (На слайде постепенно появляются слова.)

Слайд 8.

нач. форма                     2-е л., ед. ч.                      совет, просьба,

                                                                                        приказ

стричься                           идёшь                                    не плачь

беречь                               учишь                                    назначь  

испечь                               говоришь                              спрячь

помочь                              сидишь                                  порежь

прилечь                             поёшь                                    намажь  

                                          кричишь                                              

- Какая тайна языка подтвердилась? (Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.)

- Оцените свою работу на этом этапе урока. (Дети работают в листах самооценки.)

- Можем мы с уверенностью сказать, что все безошибочно научились определять глагольные формы. (Пока не можем, надо потренироваться.)

- Продолжаем тренироваться, работаем в паре. (Убирается пункт а) в плане.)

- Упражнение 2. Прочитайте.

- По какому признаку будем распределять эти слова? Что поможет? Какую подсказку видите? (В первый столбик – глаголы в начальной форме, во второй - глаголы в форме 2-го лица единственного числа. (Двое детей работают у доски.)

- Давайте проверим работу ребят у доски. Читай свои слова орфографически. Ребята, а вы сигнальте.

- Какое слово не вошло ни в один из столбиков? (Спрячь, содержит приказ.)

- Оцените свою работу.

VI Включение в систему знаний и повторение.

- Какой следующий пункт плана? (Работа в группах.)

- Найдите условный значок в учебнике.

- Упражнение 5. Прочитайте задание.

- Итак, что мы должны сделать сначала? (Вспомнить все изученные случаи орфограммы «Мягкий знак после шипящих».)

- Для чего авторы учебника предлагают нам вспомнить все изученные случаи данной орфограммы? (Потому что в этом упражнении встречаются разные части речи:  имена существительные,  имена прилагательные,  глаголы.)

- Предлагаю составить алгоритм написания мягкого знака после шипящих в разных частях речи? (Составляется алгоритм.)

-  Какой первый шаг? (Определить часть речи.)

Слайд 10.

                                              часть речи

     имя сущест.                     имя прилаг.                              глагол

1скл.   2скл.   3скл.                 крат. форма                нач.ф.   2л.,ед.ч.  совет,просьба,

                                                                                                                приказ

ь           ь         ь                            ь                                              ь

- В каких частях речи после шипящих пишем мягкий знак?

- У какой части речи этот выбор сделать проще, быстрее? Почему?

- Теперь попробуем использовать наш алгоритм при выполнении упражнения 5.

- Повернитесь к своим соседям. Помогая друг другу пользоваться алгоритмом, вставьте, где необходимо мягкий знак.

- Давайте проверим. Прочитайте слова, в которых вы вставили мягкий знак.

- Слова каких частей речи встретились?

- Прочитайте слова, в которых мягкий знак после шипящих не пишется.

- Это слова каких частей речи?

- Оцените свою работу в листах самооценки.

- Чтобы отработать алгоритм написания мягкого знака после шипящих, дома выполните упражнение 2 из тетради «Пишем грамотно». Откройте тетради, прочитайте задание. Есть вопросы?

- Кому нужен алгоритм при выполнении домашнего задания, может после урока взять его схему с собой.

VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель ставили перед собой в начале урока? (Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.)

- Какой вывод сделали ? (Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.)

- Вспомните мое пожелание вам в начале урока.

Слайд 11.

        удач

       луч

       хорош

       речь

       приумнож ?  Ь или  Ь

- Можем теперь объяснить написание слова приумножь? Докажите.

Слайд 11.

        удач

       луч

       хорош

       речь

      приумножь

- Надеюсь, что на сегодняшнем уроке знания свои вы приумножили и стали умнее.

- В оценочном листе отметьте свое впечатление от урока.

- Спасибо за вашу работу.

Лист самооценки

Упражнение № 1

Умею определять формы глагола

Допустил ошибки

Упражнение № 2

Правильно сделал буквенную запись

Допустил ошибки

Распределил слова по группам

 без ошибок

Допустил ошибки

Упражнение № 5

Умею пользоваться алгоритмом

Допускаю ошибки

Мои впечатления от урока

Активно участвовал

Пассивно участвовал

Было интересно

Было скучно

Было понятно

Было непонятно

Урок был лёгким

Урок был трудным

План

1. Вспомни изученное.

2. Давай подумаем.

3. Тайны языка.

4. Применяем правило:

5. Подведём итоги.

         ноч…,  луч…,  береч…,  кирпич…,  карандаш…,  знаеш…, чертиш…, заплач…,  без туч…,  колюч…,  отреж…те,  хорош…,  вещ…,  дремлеш…,  могуч…,  сидиш…,  съеш…,  товарищ…,  помощ…,  помоч…, зажеч…

         ноч…,  луч…,  береч…,  кирпич…,  карандаш…,  знаеш…, чертиш…, заплач…,  без туч…,  колюч…,  отреж…те,  хорош…,  вещ…,  дремлеш…,  могуч…,  сидиш…,  съеш…,  товарищ…,  помощ…,  помоч…, зажеч…

         ноч…,  луч…,  береч…,  кирпич…,  карандаш…,  знаеш…, чертиш…, заплач…,  без туч…,  колюч…,  отреж…те,  хорош…,  вещ…,  дремлеш…,  могуч…,  сидиш…,  съеш…,  товарищ…,  помощ…,  помоч…, зажеч…

         ноч…,  луч…,  береч…,  кирпич…,  карандаш…,  знаеш…, чертиш…, заплач…,  без туч…,  колюч…,  отреж…те,  хорош…,  вещ…,  дремлеш…,  могуч…,  сидиш…,  съеш…,  товарищ…,  помощ…,  помоч…, зажеч…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллекти...

Презентация к уроку "Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллект...

Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Конспект урока по русскому языку по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

конспект урока по русскому языку по УМК "Начальная школа 21 века"...

"Мягкий знак после шипящих в глаголах"

"Мягкий знак после шипящих в глаголах" 4 класс, УМК "Школа 21 века"...