Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak_posle_shipyashchih....docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Урок русского языка, 4 класс.

                   Подлегаева Е.А., МБОУ СОШ№2,  г. Зверево Ростовской области.

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных.

Цели: закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование: презентация к уроку, учебник «Русский язык» 4 класс,

                                                Ход урока.

I.Организационный момент.

 Радовать и радоваться

Учитель: -Какое душевное состояние выражают эти слова?

- В чём разница этих слов по смыслу?

Закройте на минуту глаза и вспомните, когда вам было особенно радостно.

- Что вы почувствовали?

 Порадуем сегодня на уроке наших гостей и товарищей хорошими знаниями и активной работой.

Порадуемся своим успехам!

II.Чистописание.

Учитель: Сегодня будем писать букву гласного звука. Она «хитрая», так как в абсолютном начале слова или после гласного и Ь и Ъ разделительных знаков обозначает 2 звука.

Дети:  е,  ё,  ю,  я.

Учитель: Никогда не бывает в слабой позиции и обозначает после согласного  звук    о   .

Дети: ё!

Учитель: Какую роль выполняет эта бука?

Дети: Показатель мягкости согласного, проверяет букву е.

Цепочка:  ёЁё     ёЁЁё    ёЁЁЁё  …

Продолжите, соблюдая закономерность написани.

III.Словарно-орфографическая работа.

1).В…личие, бл…г…дарный, к…лач (ь), р…шаеш (ь), пред…юбилейный, криста(л, лл).

Учитель: Распределите слова на группы, запишите в тетрадь.

Дети: Существительные, прилагательные, глагол.

Учитель: Какое слово «лишнее»? Почему?

Дети: Решаешь, так как это глагол.

Учитель: Что обозначает это слово?

- Какую орфограмму будем повторять на уроке?

Дети: Правописание мягкого знака в глаголах разных форм.

2).Фонетический анализ слова решаешь.

 Дети: Решаешь -     р, и ш а и ш       - 2 слога, 2-ой ударный, 6 звуков, 7 букв, 3 гласных, 3 согласных.

Р –     р,      - непарный  звонкий, мягкий согласный,

е -      и       - безударный гласный,

ш-        ш             - парный глухой, твёрдый согласный,

а –     а            - ударный гласный,

е –     и       - безударный гласный,

ш –     ш     - парный глухой, твёрдый согласный.

ь -     -

Учитель: Какое ещё слово на правописание мягкого знака здесь есть?

Дети: Калач, это существительное муж. рода. Мягкий знак пишется в существительных жен. рода после шипящих.

IV. Закрепление изученного.

1).Три ученика работают по карточкам у доски.

Вставить пропущенные буквы. Разобрать по членам предложения. Определить падеж существительного и спряжение глагола.

 Рад…сть обл…гч…ет тру… в школе.

 

Образовать глаголы настоящего времени 2 лица, ед. числа. Определить спряжение глаголов.

 Любить, делает, сверкают, блестит, смотрел,.

Образовать форту глагола с шипящей на конце.

Мазать, стриги, бережёт, жгут, режет.

С одним из глаголов составить предложение.

Учитель: А вы остальные отгадайте загадки и запишите отгадки.

1).Зимой нет теплей, летом нет холодней. (Печь).

2).Из окна в окно готово веретено. (Солнечный луч).

3).Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним крылом. (Ночь).

4).Маленький шарик под полом шарит. (Мышь).

 С одним из этих слов мы сегодня ещё поработаем.

2). Проверка работы по карточкам.

3). Работа по учебнику.

Стр.71, упр. 142 – по заданию учебника.

4).Проверка выполнения задания.

V. Физминутка .

Учитель: - Посмотрите вдаль, вправо, влево, вниз.

- Круговые движения глазами.

- Посмотрите на свои пальчики. Ладошки прикасаются так: левая кисть сжата в кулак, а правая прикрывает её сверху. Раскрывайте свои пальчики так, как будто бутон цветка открывается на заре.

- Теперь сложите пальчики как вечером закрываются лепестки цветка.

- Раскройте ладошки и сложите руки правильно.

VI. Закрепление

1).Упр. 143, стр. 71

Учитель: Какие орфограммы встретились?

Дети: Правописание Ь знака после шипящих.

Учитель: Вот ещё одна пословица:

Маленькая речь, а может метко сечь.

Объясните употребление Ь знака.

2). Учитель: Составьте слово из частей следующих слов:

- у слова сообщество возьмите приставку;

- из слова починить – корень;

- суффикс и окончание возьмите из слова объяснение.

 - Что получилось?

Дети: Сочинение.

VII. Домашнее задание.

Напишите мини сочинение по любой из пословиц упр. 143.

VIII. Итог урока

- Что повторили на уроке?

- Кто может себя похвалить? За что?

- Что вызвало затруднение?

 Спасибо всем за урок!

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Конспект урока по русскому языку по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

конспект урока по русскому языку по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Представлена технологическая карта урока русского языка  в 3-м классе по УМК «Гармония». В качестве дополнительного методического пособия конспект может быть использован учителями, работающими по...

Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" 4 класс

Урок по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" УМК "Школа21век"....

Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Урок русского языка в 4 классе разработан с учетом всех требований ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...