Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бородулина Наталия Васильевна

Представлена технологическая карта урока русского языка  в 3-м классе по УМК «Гармония». В качестве дополнительного методического пособия конспект может быть использован учителями, работающими по другим программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx110.73 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык, УМК « Гармония», 3 класс.

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. познавательные
  • формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
  • выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

2. развивающие

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. воспитывающие

  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

  1. Психологический настрой учащихся.

Организационный момент. 
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Запишите число, кл.работа.

  1. Минутка чистописания

ш ж ч щ

-Назовите буквы.

- Какие звуки они обозначают? [ш], [щ],[ч],[ж]( Согласные , глухие, шипящие)

- Какие орфограммы связаны с этими буквами?

Ши жи ча чу ща щу чк чн

-Пропишите буквы.

-На какие группы можно разделить? (Всегда мягкие, всегда твердые)

  1. Воспроизведение знаний о роли мягкого знака в слове. Создание проблемной ситуации.

Доска!

Без терпен.я нет учен.я.

Хорошую реч. хорошо и слушат..

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

-Что общего в этих пословицах?( Об учении, есть мягкий знак, встречаются шипящие)

Вставить буквы.

Запишите вторую пословицу.

-Что вы знаете о букве ь?

-Найдите в пословицах слова, где мягкий знак указывает на мягкость согласного звука.

-Слова с разделительным мягким знаком?

-В какую группу мы отнесём слово речь?

Вывод: Слово речь ни в одну группу отнести нельзя, потому что буква мягкий знак выполняет какую-то другую работу. Попробуем разобраться.

Схема с мяг.знаком.( Приложение 1)

Сказка о мягком знакеГРАММАТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА - РУССКИЙ ЯЗЫК - ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК - РЕФЕРАТЫ - Тинейджеры

РЕЧЬ (ь писать?, часть речи?после какой буквы?)

Тема: Мягкий знак в именах существительных после шипящих.(Приложение 2)

Цели:???

Научиться правильно писать имена сущ. С мяг.знаком после шипящих, составить алгоритм, применять при письме)

  1. Построение выхода из затруднения

СЛАЙД1 (Приложение 3)

 Нож, рожь, камыш, врач, ночь, вещь, глушь, плащ.

- Слова какой части речи записаны?

- На какие две равные группы можно разделить эти слова? ( м.р., ж. р.)

Один ученик  у доски,остальные работают в тетрадях.

М. р.

Ж.р.

Нож

рожь

камыш

ночь

врач

вещь

плащ

глушь

- Что общего? (шипящие – ж, ш, щ, ч)

-Подчеркните шипящие согласные.

- В конце сущ. какого рода пишется Ь?

- На конце сущ. какого рода Ь не пишется?

- Является ли Ь в данном случае разделительным? Показателем мягкости? (нет)

- Какова же работа Ь в этих словах? (Он указывает на род сущ. есть Ь после шипящего – ж. р. Нет – м. р.)

Сформулируйте правило о правописании Ь на конце сущ. после шипящих. 

Где можем себя проверить? (В учебнике)

с.73

Мы были правы?(Да)

- Вернемся к слову речь. Какую работу выполняет мягкий знак в этом слове?

( Указывает на род имени сущ.)

5.  Физминутка.

Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами.

Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.

Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?

  1. Вывод способа действия.

-Продолжим нашу работу.

- В каком слове встретились с проблемой? Почему? ( Знали как действовать, Нет алгоритма)

-Какой вывод сделаем?(Надо составить)

-С чего начинали?(Прочитали и определили часть речи)

1)Определить часть речи.

-Дальше как действовали?(Род)

2) Определить род.

-Следущий шаг?

3) ж.р-ь

М.р.-не пишим ь

- Кто сможет проговорить алгоритм?

Проговорите в паре.

  1. Первичное закрепление

1) Работа по алгоритму в паре у доски

С.74 №506

Обруч(определяю часть речи: Что? Обруч-это им.сущ).(определяю род:обруч он мой-м.р.).(сущ. Муж.рода  , значит пишу без мягкого знака).

Полноч?

Остальные слова в паре самостоятельно.На выполнение 3 минуты.

ПРОВЕРКА

Луч, лещ, помощь.

-Чем пользовались при выполнении?(Алгоритмом)

 2) Упр.№507

Прочит задание с места________

Посмотрите на первые две картинки. Что можите сказаить?

Слова одинаковые, значение разные.как наз. Слова у которых несколько значений?(Многозначные)

Как решим задачу в слове ключ?

Спишите первую строчку, самостоятено.3минуты Оцените свою работу по шкале.

Обменяйтесь тетрадями.

Проверьте по эталону.

КАЛАЧ    ДОЧЬ   КИРПИЧ   МЕЧ   ДИЧЬ

Оцените по шкале.

3) РАБОТА В ГРУППАХ

-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь. На листочках зеленого цвета.
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач) 
• Футбольное соревнование (Матч) 
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)  
• Маленький ребёнок (Малыш) 
• Тихая безветренная погода. (Тишь) 
• Мелкие деньги. (Мелочь)

Проверяем. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

За каждый правильный ответ ставьте +

Сделайте выводо работе вашей группы.

Самостоятельная работа___ФИ____________________________________

Вставьте, там, где нужно, после шипящих Ь, определите род существительных. С одним из слов придумайте предложение, запишите.

Шалаш…,  трубач…, лож…,  молодёж…, доч…, ландыш…, морж…, рож…, мяч…, мыш…, ёж….

Л   Т   С

4)*** Игра«Третий лишний"

-Найдите лишнее слово,объясните свой выбор

1)        Вещь, дочь, врач.

2)        Ключ, помощь, дочь.

3)        Брошь, ткач, морж.

5)*-Составьте и запишите предложение из данных слов (записаны на доске): 

на, веселилась, площадке, молодёж(?). 

На площадке веселилась молодежь.

- Подчеркните грам основу.

Какие знания нам пригодились?(Новая тема)

6)***Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …,  скорая …, звонкий …

Домашнее задание

Задание №1

Выполни упражнение

№ 507 на стр.74 ( 2, 3 строчка)

Задание №2

Замените словосочетания одним словом с шипящим на конце. Запишите их в тетрадь.

  • близкий приятель, друг
  • человек, лечащий больных
  • мелкие деньги
  • непромокаемая легкая одежда от дождя
  • приспособление с помощью которого открывается замок
  • часть суток от вечера до утра
  • маленький ребёнок
  • человек с высшим образованием, который лечит больных
  • суп со свёклой и другими овощами

Задание №3

  1. Подбери синонимы с шипящим на конце, запиши в тетрадь.

Доктор –

Груз -

Родник –

Друг –

Подбери антонимы с шипящим на конце, запиши в тетрадь.

День -

Правда –

Сын-

  1. Назови одним словом:

Человек, играющий на скрипке (скрипач)

Мелкие деньги (мелочь)

Место, где купаются и загорают (пляж)

Белый майский цветок

Человек, выступающий в цирке

8.Итог урока. Рефлексия

-Мы с вами хорошо потрудились.

– Понравился ли вам урок? 
– Что нового узнали сегодня на уроке? 
- Какие задания вы выполняли с удовольствием? 
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения: 
-Я понял, что… 
-Было интересно… 
-Было трудно… 
-Мне захотелось… 
-У меня получилось… 
-На следующем уроке мы…

ОЦЕНИВАНИЕ

Молодцы! Спасибо за урок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллекти...

технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....

Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"...

Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....

Открытый урок по русскому языку "МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ПОВТОРЯЕМ И ОБОБЩАЕМ"

Данная разработка урока служит целью развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило....

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...