Урок по теме "Имя существительное. Введение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мункуева Марина Савельевна

В обучении русскому языку важную роль играет изучение имен существительных, так как они являются основой предложений и помогают ученикам овладеть навыками чтения, письма и грамотной речи. План урока русского языка на тему «Имя существительное. Введение» для учеников 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_po_russkomu_yazyku_sushchestvitelnoe.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по русскому языку: Существительное

Цель урока: научить учеников определять имена существительные, понимать их роль в предложениях, различать род, число и падежи, а также учить их правильно писать и использовать в речи.

Образовательные задачи:

  • Обучение учеников определению имен существительных в тексте и предложениях.
  • Изучение основных характеристик имен существительных: на какие вопросы отвечает и их число в русском языке.
  • Развитие навыков составления предложений с использованием имен существительных.

Развивающие задачи:

  • Развитие у учеников логического мышления и умения анализировать текст на основе изученных правил.
  • Стимулирование развития коммуникативных навыков через групповые и парные задания.
  • Формирование умений самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания.
  • Развитие внимания и памяти через выполнение различных упражнений и заданий на уроке.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание у учеников уважения к русскому языку и культуре речи.
  • Формирование позитивного отношения к обучению и самостоятельному изучению новых тем.
  • Развитие умения слушать и уважать мнения других учеников, работать в команде.
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности и ответственности за выполнение заданий на уроке и дома.

Здоровьесберегающие задачи:

  • Организация урока таким образом, чтобы чередовались физическая и умственная нагрузка, чтобы избежать переутомления учеников.
  • Применение различных форм работы (индивидуальная, парная, групповая), что позволяет снизить эмоциональное напряжение и учитывать индивидуальные особенности учеников.
  • Проведение коротких физкультминуток во время урока для снятия напряжения и улучшения кровообращения.
  • Создание на уроке позитивной атмосферы, способствующей сохранению и укреплению психологического здоровья учеников.

Личностные результаты:

  1. Формирование учебной мотивации и интереса к изучению русского языка и культуры речи.
  2. Развитие умения адекватно оценивать свои достижения и трудности в процессе обучения.
  3. Воспитание у учеников уважения к мнению других, толерантности и навыков работы в коллективе.
  4. Стимулирование самостоятельности и инициативы в обучении и решении учебных задач.

Метапредметные результаты:

  1. Формирование универсальных учебных действий, таких как анализ и синтез информации, обобщение и систематизация знаний, а также другие действия.
  2. Развитие коммуникативных навыков, включая умение слушать, говорить, читать и писать, а также способность адекватно использовать языковые средства в соответствии с задачами и ситуацией общения.
  3. Развитие логического мышления и умения применять полученные знания в различных ситуациях, решать проблемы и задачи на основе изученных правил имен существительных.
  4. Формирование навыков самообразования и саморегуляции, что поможет ученикам самостоятельно осваивать новые темы, анализировать свои успехи и трудности, а также планировать свою учебную деятельность.

Предметные результаты:

  1. Формирование начальных навыков выражения собственного мнения и его обоснования в рамках обсуждения имен существительных и их свойств.
  2. Развитие умений распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные, а также изменять их по числам.
  3. Овладение навыками нахождения грамматической группы слов — имен существительных, и их отличия от других частей речи.
  4. Формирование умений определить значение имени существительного, анализируя его контекст и грамматические характеристики.

Основные понятия: имя существительное.

Оборудование: компьютер с интерактивной доской, раздаточный материал.

1. Организационный момент

Приветствие.

Учитель: Добрый день, класс! Как ваши дела?

Проверка готовности учеников к уроку.

Учитель: Многое уже выучили, знаем, какие буквы обозначают, какие звуки, вы изучаете, обозначаете и отвечаете на многие вопросы. И сегодня мы пополним вашу копилку знаний. Мы начнём наше путешествие в гости к частям речи Русского Языка. Мы отправимся в гости к одному из жителей этого сказочного мира. А еще мы будем вести дневник путешественника — это ваша тетрадь. Прежде чем начать писать, давайте вспомним правило правильной работы.

Дети:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишите в дневнике дату путешествия. (Дети записывают число)

2. Актуализация знаний

Введение в тему урока: объяснение понятия «имя существительное».

Учитель: Мы начнем с загадок «А что это у человека?».

Ученикам нужно продолжить предложения:

У птицы крыло — у человека _____ (рука).
У зверя лапа — у человека _____ (нога).
У конфеты фантик — у человека _____ (одежда).
У льва пасть —у человека _____ (рот).
У машины мотор — у человека _____ (сердце).
У берёзы сок — у человека _____ (кровь).

  • Что вы сейчас называли? (слова)
  • Чем похожи все эти слова? (это имена существительные)

Объяснение понятия «имя существительное»: Учитель приводит примеры предложений с разными словами и просит учеников объяснить, что общего между этими словами. Затем преподаватель поясняет, что все эти слова называются именами существительными. Учитель объясняет, что имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы, явления, живых существ и их признаки. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

Какова их роль в речи?  (Они называют предметы, явления природы, состояния человека).

Эти слова называют то, что существует в мире, вокруг нас, внутри нас. Такие слова объединили в одну группу и назвали существительными. Они бывают разными. Имеют разный вид. Вы научитесь их видеть и понимать. А ещё вспомните, что раньше знали или слышали.

3. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня на уроке мы будем много работать в группах. Сейчас мы с вами поиграем!

Игра «Кто быстрее?»

Цель игры: активизировать знания учеников об именах существительных.

Описание игры: ученики разделяются на команды, обычно это два коллектива. Преподаватель задает вопросы или предлагает выполнить задания, связанные с именами существительными. Например, назвать одушевленные/неодушевленные имена существительные или изменить существительное по числам. Команда, которая первая дает правильный ответ, получает балл. В конце игры подводятся итоги и определяется победитель.

Учитель: Как определить в каком числе стоит имя существительное? Теперь наши следующие игры.

Игра «Найди существительное единственного и множественного числа»

Цель игры: активизация знаний о числе имен существительных.

Описание игры: на столе у учителя предметы. Дети должны выбрать существительные: 1 команда — единственного числа, 2 команда — множественного числа. И наоборот, назвать предметы: 1 команда — во множественном числе, а вторая команда — в единственном числе.

Игра «Найди пару»

Описание игры: школьники получают карточки с именами существительными в единственном и множественном числе. Задача детей — найти в классе свою «пару».

Логическая игра «Найди лишнее слово и объясни выбор»

  1. Шапки, носки, сад, яблоки
  2. Чистота, сапоги, малина, груша
  3. Друг, камень, остров, село
  4. Поле, класс, дерево, утро
  5. Папа, трава, парта, книга

4. Закрепление изученного материала

  1. Упражнение на определение имен существительных в тексте. Ученики в классе должны подчеркнуть все имена существительные и определить их число.
  2. Игра «Кто больше?» — командное соревнование по составлению предложений с именами существительными.

5. Подведение итогов урока

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Имя существительное».

Вопросы на закрепление:

  1. Что такое имя существительное?
  2. Что обозначают имена существительные?
  3. На какие вопросы отвечают?
  4. Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто?
  5. Как называются существительные, отвечающие на вопрос что?

Рефлексия: ученики высказывают свое мнение о пройденном материале и оценивают свои успехи и трудности.

Учитель: Наш урок закончился, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него.

  • Что вам запомнилось на уроке?
  • Что больше всего понравилось?
  • Что было трудно понять на уроке?

Задание на дом: школьникам предлагается выполнить письменные упражнения на закрепление изученного материала. Например, написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы своего имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Презентация "Основополагающие изменения современного урока в связи с введением ФГОС НОО."

Основополагающие изменения современного урока в связи с введением ФГОС НОО...

Урок русского языка ( 2класс, учебник Рамзаева Т.Г.)по теме: "Понятия, о словах, называющих предметы (имя существительное)"-введение

Урок русского языка во втором классе по традиционной программе. Тема урока : "Понятия, о словах, называющих предметы (имя существительное)" введение....

Уроки музыки в рамках введения ФГОС

В сложных противоречиях нашей жизни искусство не только не исчезает, но, напротив, на него ложится всё большая и большая ответственность за воспитание новых юных поколений. Музыке, самому эмоционально...

Урок семейной любви. Тема "Введение в уроки семейной любви"

Урок семейной любви предназначен для учащихся начальной школы.Цель: знакомство с уроками семейной любви.Задачи: прививать детям вечные ценности                д...

Урок семейной любви. Тема "Введение в уроки семейной любви"

Урок семейной любви предназначен для учащихся начальной школы.Цель: знакомство с уроками семейной любви.Задачи: прививать детям вечные ценности                д...