"Глагол. Будущее время глагола" Технологическая карта урока русского языка, 2 класс. СДО
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Хочева Ольга Валерьевна

Технологическая карта урока русского языка  разработана для 2 класса на основе теории и технологии способа диалектического обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в системе СДО. 2 «в» класс.

        Учитель:  Хочева Ольга Валерьевна (СОШ №9 г. Минусинск)

Тема. Глагол. Будущее время глагола.

Цели:

  1. Образовательно – развивающая
  1.  Применение опорных понятий: глагол,  время глагола.
  2. Развитие познавательных учебных действий: определение понятий, деления, обобщения и ограничения. Формулирование  вопросов – понятий (карточка № 1), вопросов – суждений (карточка № 2), умозаключений; регулятивных УУД (контроль, оценка, самооценка); коммуникативных УУД (умение работать в группе, выслушивать мнения одноклассников, готовить выступления  от группы)
  3. Овладение специальными умениями:  распознавать глаголы  среди других частей речи, определять  их число.
  1. Воспитательная

Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: общее - особенное; единство – многообразие, причина – следствие.


Этап урока

Деятельность учителя

Время,

балл

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Оргмомент

Приветствие.

Заявка на оценку.

«5» -16 б. и более

«4» - 11б. – 15 б.  

«3» - 8 б. – 10 б.

2мин

Выбор экспертов.

  1. Самооценка учащихся

2..Карта активности (эксперты на каждом ряду).

- умения адекватно и открыто оценивать  свою деятельность на уроке;

2.

Введение в тему урока.

Формулировка темы и целей урока.

3.

Работа по теме урока

Рефлексия.

5.

      Итог. Домашнее задание.

На доске (слайд) записаны слова:

 Греет, журчал,  ручей, прилетят.

- Обобщите слова до ближайшего родового понятия.

- Найдите  и выпишите лишнее слово.

-Задайте вопрос-суждение (карточка №2) к слову «ручей».

- Как доказать, что слово «ручей» является именем существительным? Ответ постройте в форме  умозаключения.

-  Что общего у слов, которые остались?

- Сформулируйте  тему урока.

- Задайте вопрос – понятие к теме урока.

(карточка №1)

- Назовите родовой признак.

- Назовите видовые признаки.

Задание 1.  - Выписать глаголы.

Весёлый, поход, строить, лужок, петь, алый, игрушечный, праздник, играть.

-Проверим. За каждое правильно выписанное слово – 1б.

-Сформулировать такой вопрос-суждение, ответ на который будет обоснованием правильности выполнения задания.

-Ответ  постройте в форме умозаключения.

ФИЗМИНУТКА

Задание 2. ???

Текст.

 Бурый медведь живёт в лесу. Вчера он … малину. А завтра хозяин тайги … к реке и будет … рыбу.

- Как вы думаете, что нужно сделать?

- Проверяем. За каждый верно вписанный глагол по 1б, за верное выделение подлежащего и сказуемого в 1и 2 предложении  – по 2 б., в последнем предложении – 3 б.

Задание 3. 

- Сравнив глаголы в предложениях, найти общее и особенное и сформулировать сравнение  по карточке № 3.

Задание 4.

  1. Показать названные виды глаголов с помощью логической схемы.
  2. Найти место глаголам из предложений в логической схеме.

- Глагол «будет ловить»  - это глагол сложного будущего времени. Почему «сложного?»

Задание 5.

- Сформулировать вопросы-суждения к 3 группе  логической схемы. (карточка № 2)

- Назовите глаголы в будущем времени.

- Чему сегодня учились? Что нового узнали? Что вы запомнили?

-Эксперты, посчитайте баллы.

- Поднимите руки, у кого оценка совпала в начале урока и в конце?

- У кого оценка в конце урока выше? Ниже?

-Поставьте оценки на полях.

-Домашнее задание: у. 201

Спасибо за урок.

3мин

1б.

1 б.

3 б.

2 мин.

1 б.

35 мин.

1 б.

3б.

3б.

7б.

2 б.

4 б.

2 мин.

- Все слова являются частями речи.

- Слово «ручей» будет лишним. Так как все слова являются глаголами, а слово «ручей» - именем существительным.

-Чем объяснить, что слово «ручей» является существительным?  -Как доказать, что слово «ручей» яв-ся существительным? И т.д.

- Все слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и обозначают  предмет называются именами существительными. Слово «ручей» отвечает на вопрос что? и обозначает  предмет. Следовательно, слово «ручей»   является существительным.

- Все слова являются глаголами.

- Мы будем говорить о глаголе.

- Что называется глаголом? –Что такое глагол?

-  Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

-Родовой признак – самостоятельная часть речи.

-Видовые признаки – отвечает на вопросы что делать? Что сделать?   и обозначает  действия предмета

-Строить, петь, играть.

- Как доказать, что слова строить, петь, играть являются глаголами?

- Все слова ,  которые  обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются глаголами.

Слова «строить, петь, играть» обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать?

Следовательно, слова «строить, петь, играть» являются глаголами.

  1. Вставить в предложения подходящие по смыслу глаголы.

2. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать, какими частями речи они выражены.  

А) индивидуальный труд;

Б) простая кооперация (проверка в группах);

В) сложная кооперация: с каждого ряда  1гр.-  представитель у доски записывает 1-е предложение, 2гр. – представитель записывает 2-е предложение, 3 гр. – представитель записывает 3-е предложение, остальные группы  -эксперты.

- По сравнению с глаголом «живёт» в настоящем времени, глагол «ел» в прошедшем времени.

-Сравнивая глаголы  «пойдёт» и «будет ловить», можно сказать, что «будет ловить» состоит из двух слов.

- Не только «пойдёт», а и «будет ловить» в будущем времени.

-Наряду с глаголом «пойдёт» глагол «будет ловить» будущего времени. И т.д.

                             Глагол

Н.в.                      П.в.              Б.в.

Живёт               ел                 пойдёт

                                               будет     ловить

- Вопрос сложный, состоит из двух слов. (что будет делать?)

 - Как доказать, что глаголы «пойдёт» и «будет ловить» будущего времени?

- Чем объяснить, что глаголы «пойдёт» и «будет ловить» будущего времени?

- Почему глаголы «пойдёт» и «будет ловить» будущего времени?

Ответ: -Глаголы, которые отвечают на вопросы что сделает? что будет делать? Обозначают будущее время. Глагол «пойдёт» отвечает на вопрос что сделает?, а глагол «будет ловить» - что будет делать. Следовательно, эти глаголы употреблены в будущем времени.

- анализируют объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;

-выбирают основание для сравнения;

-строят логические цепи рассуждений;

-подводят под понятие, выводят следствие;

-осознанно строят  речевые высказывания в устной форме;

-самостоятельно формулируют тему урока, ставят познавательные задачи;

-принимают и сохраняют учебную задачу;

-осознанно строят  речевые высказывания в устной форме;

-строят логические цепи рассуждений;

-анализируют объекты с целью выделения признаков (родовых и видовых);

-проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог;

-планируют деятельность;

-анализируют объекты;

-доказывают, строят логические цепи рассуждений;

- формируют  элементы ЗОЖ;

-самостоятельно формулируют задания и предлагают способы решения, планируют свою деятельность;

-умения работать самостоятельно;

-умения работать в группах, считаются с мнением одноклассников, проявляют терпение, доверие;

-моделируют ; умеют строить речевые высказывания, доказательства;

- проводят  проверку и самопроверку, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения;

-

-осознанно строят речевые высказывания в устной форме;

-сравнивают, анализируют;

-моделируют, с целью выявления существенных признаков глаголов;

-анализируют, выделяют существенные признаки;

-строят логические цепи рассуждений;

- подводят под понятие, выводят следствие;

-проявляют готовность слушать собеседника;

-открыто осмысливаю и оценивают свою деятельность;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов.Цели деятельности учителя: создание содержательных и организационн...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема урока: Будущее время глагола

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема урока:  Будущее время глагола...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему: «Настоящее, будущее и прошедшее время глагола»

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему:«Настоящее, будущее и прошедшее время глагола»...